Читайте нас в Telegram
13:33, 18.01.2011

У «Броненосца “Потемкин”» – юбилей

85 лет тому назад состоялась премьера фильма всех времен и народов.

Сегодня юбилей у одного из самых знаковых фильмов прошлого столетия: 85 лет тому назад, 18 января 1926 года, в Москве в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера картины «Броненосец “Потемкин”».

НОВОСТЬ

Перед режиссером Сергеем Эйзенштейном стояла непростая политическая задача – снять фильм к двадцатилетию первой российской революции с максимальным героическим пафосом. Ему предложили экранизировать «Конармию» Исаака Бабеля или «Железный поток» Александра Серафимовича, но тогда Эйзенштейну пришлось бы вводить в кадр партийных лидеров, а он этого не хотел: во-первых, в то время шла ожесточенная борьба за власть, а во-вторых, ему было гораздо интереснее показать народ, оторванный от революционных вождей. Не хотел режиссер и брать за основу сюжета историю всей революции 1905-го года, желая сосредоточиться лишь на каком-то одном эпизоде. История восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический» подходила для этого лучше всего.

Современные кинокритики, которые до сих пор не утратили к фильму интереса, определяют его жанр как экшен. По сути, это был первый экшен в истории мирового кинематографа. Гениальность ленты заключается в ее монтаже: чередование крупных и общих планов, нестандартные для того времени ракурсы съемки, стремительная смена картинок заставляли зрителей оказываться вовлеченными в гущу событий. Шокировал и последний кадр, в котором броненосец, победно проплывая между посланными на подавление восстания суднами, приближается вплотную к зрителям.

Фильм был немым и черно-белым, но Эйзенштейн, чувствуя, что для усиления эффекта ему не хватает какого-то яркого пятна, предложил раскрасить красное революционное знамя. Красный флаг на пленке того времени выглядел бы черным, поэтому решено было снимать белый, который потом в более чем ста кадрах, вручную раскрашивал лично режиссер. Развевающееся красное знамя на победно плывущем черно-белом броненосце было сильнейшим элементом революционной пропаганды. Кроме того, «Броненосец “Потемкин”» был назван первым цветным фильмом в СССР.

Правда, из-за этого кадра премьера фильма чуть было не провалилась. Эйзенштейн раскрашивал флаг до последнего дня и забыл подклеить раскрашенный кусок пленки к основной ленте. Вспомнил он об этом уже после того, как за несколько минут до показа вошел в зал кинотеатра и увидел партийное знамя. Он стремительно сорвался с места и в спешке бросился приклеивать недостающий кусок пленки, однако кадры скрепились так ровно, что никаких недоразумений не произошло.

Фильм был снят и смонтирован за 4 месяца. Компартия заказывала его не для народа, а для себя, и планировала показать всего раз – в Большом театре в день торжественного приема в честь двадцатилетия первой российской революции. Впервые на сцене Большого театра, следуя лозунгу Ленина о том, что киноискусство – важнейшее из искусств, показывали кино. Однако картина настолько понравилась партийным лидерам, что ее решили в обязательном порядке выпустить в народ.

В день премьеры на фасаде кинотеатре красовался макет броненосца, а зрителей встречали актеры, переодетые в матросскую форму. На показе собралась вся московская элита. В то время фильмы шли с живым музыкальным сопровождением (кино-то было немым), и на премьере оркестром, расположившимся на балконе зрительного зала, руководил сам автор  музыкального сопровождения Эдмунд Майзель. И тут картина снова оказалась новаторской: это была не просто музыка, как раньше, но и еще различные звуковые эффекты и шумы, издаваемые при помощи как традиционных музыкальных инструментов, так и различных подручных предметов. К сожалению, то музыкальное сопровождение не сохранилось: в 1950 году была написана новая музыка, а в 1976 году, после реставрации, в картине зазвучали симфонии Дмитрия Шостаковича, и именно это музыкальное сопровождение считается самым известным. Правда, в 2007 году немецким специалистом удалось частично воспроизвести музыку Майзеля, и в Германии, где лента до сих пор очень популярна, ее показывают в варианте, приближенном к первоначальному.

После успеха в Советском Союзе фильм был отправлен заграницу. В США он настолько понравился, что голливудские режиссеры бросились снимать подобные картины, желая освоить приемы Эйзенштейна. В Германии же фильм хотели запретить, но люди вышли на улицы с акциями протеста и добились показа. Правда, немецкая версия «Броненосца “Потемкин”» была сильно урезана цензурой.

В 2009 году картина Эйзенштейна заняла первое место в списке «фильмов всех времен и народов».

Сергей Эйзенштейн мог уехать в Америку и стать там богатым человеком, но он остался в Советском Союзе и восторженно радовался тому, что в благодарность за фильм партия выделила ему комнату в коммуналке. Многие критики того времени утверждали, что режиссер так и останется автором одного шедевра, но он продолжал работать и дарить мировому кинематографу ленты, мгновенно становившиеся культовыми, например, «Александр Невский» и «Иван Грозный».

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


16:50, 29.08.2024

Билан оправдал грубое поведение Лепса на «Новой волне»

Певец уверен, что Григорий сейчас переживает непростой момент в личной жизни.

Несколько дней назад Лепс прибыл на музыкальный фестиваль вместе с 18-летней избранницей Авророй Кибой. Журналисты не удержались от вопросов о будущем пары.

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Волну удачи на первой неделе сентября смогут оседлать только избранные представители гороскопа.
НОВОСТЬ
Певица надеется на справедливость.
ОБЗОР

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через