Сергей Урсуляк
- Режиссер, Продюсер, Член жюри, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 10 июня 1958 (66 лет), Петропавловск-Камчатский (СССР)
- Семейное положение: Галина Кязим кызы Надирли (в разводе, 1 ребёнок), Лика Нифонтова (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Сергей Урсуляк – российский режиссер, сценарист и продюсер.
Биография и карьера
Сергей Урсуляк родился 10 июня 1958 года в столице Камчатки – Петропавловске-Камчатском, в семье военнослужащего и учительницы.
Военная служба отца, морского офицера, заставляла семью «жить на чемоданах». После Камчатки были и Магадан с Хабаровском, и подмосковная Электросталь, где мальчик окончил школу.
Театром и кино Сергей «заболел» еще в детстве. Близкие часто брали его с собой на спектакли, и он, затаив дыхание, следил за происходящим на сцене. А дома, по телевизору, с огромным удовольствием пересматривал культовые комедии Эльдара Рязанова, который навсегда остался для него непререкаемым авторитетом в профессии.
Так что вопрос о том, кем быть, перед Сергеем не стоял. После школы он поехал в Москву поступать в Щуку, на актерское отделение которой и был принят с первого раза, попав на курс к «вахтанговцу» Евгению Симонову.
А вот мысль о том, чтобы стать режиссером, пришла к нему намного позднее. Прежде чем осознать свое истинное призвание и отправиться повышать квалификацию на Высшие куры сценаристов и режиссеров (перед этим дважды провалив экзамены во ВГИК), Урсуляк больше десяти лет играл в «Горе от ума» и других спектаклях театра «Сатирикон».
Профессию кинорежиссера он осваивал под руководством Владимира Мотыля, снявшего такие культовые киноленты, как «Женя, Женечка и “катюша”», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
В 1993 году вышел и дебютный (дипломный) фильм Урсуляка – полнометражная драма «Русский регтайм», основанная на реальных событиях, имевших место в 1970-е, вскоре после громкого выдворения из СССР за «антисоветскую деятельность» Александра Солженицына. Главную роль Миши – уроженца Жмеринки, мечтающего совершить свое собственное «открытие Америки» посредством эмиграции в США, в картине исполнил Николай Добрынин. Две другие главные роли, московских студентов Кости и Мити, вместе с которыми приехавший в столицу провинциал Миша «попадает в историю», сыграли Виктор Бакин и Дмитрий Марьянов. Кроме того, в ней были заняты такие корифеи кинематографа, как Александр Ширвиндт, Владимир Меньшов и Евгения Симонова, а музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев.
Обилие знаменитостей в картине никому неизвестного дебютанта, видимо, объяснялось тем, что ее сюжет отчасти был позаимствован из биографии сына Александра Ширвиндта – Михаила Ширвиндта, выступившего в «Русском регтайме» в качестве продюсера. В реальности, правда, все было немного иначе: на конфликт с властью он и двое его приятелей, Роман Козак и Аркадий Цимблер, «нарвались» не из-за недосягаемой Америки, а «по пьяной лавочке»: перебрав спиртного, забавы ради сорвали с крыши здания в центре Москвы советский флаг. Эту хулиганскую выходку «Голос Америки» тут же преподнес как акцию правозащитников у стен КГБ, хотя на самом деле, по словам Михаила Ширвиндта, никакой идеологии в их действиях и близко не было.
Изначально Урсуляк собирался снимать на этой основе 10-минутную короткометражку, но в результате получился полноценный фильм, получивший множество кинематографических наград – от «Ники» до «Кинотавра».
В титрах к своей следующей ленте, «Летние люди» (по мотивам пьесы Максима Горького), вышедшей на экраны в 1995 году, Урсуляк уже фигурировал и как сценарист. С тех пор он написал сценарии еще к нескольким своим фильмам (например, к «Неудаче Пуаро» по роману Агаты Кристи), но чаще все-таки предпочитал, чтобы это делал кто-нибудь другой.
Наверное, самым заметным режиссерским проектом Урсуляка стал исторический телесериал «Ликвидация», повествующий о борьбе советского угрозыска с преступностью, разгулявшейся в Одессе в послевоенные годы. Главные роли в картине, основанной на дневниковых записях подполковника одесской милиции Давида Курлянда (который и стал прототипом ключевого персонажа), исполнили Владимир Машков и Михаил Пореченков (один – сотрудника угрозыска, другой – военной прокуратуры), а легендарного маршала Георгия Жукова, решительные действия которого, как считается, и помогли в конце концов эту преступность победить, сыграл Владимир Меньшов, прежде уже воплощавший на экране образ гениального полководца в военной драме Игоря Николаева «Генерал» и снимавшийся у Урсуляка в «Русском регтайме».
У зрительской аудитории, порядком подуставшей от бесконечных «мыльных опер», вышедший в 2007 году сериал имел такой успех, что некоторые критики не побоялись поставить его в один ряд с такими признанными шедеврами советского кинематографа, как «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина и «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.
На фоне этого триумфа режиссер решил «замахнуться на полковника нашего Исаева» (он же – Штирлиц) и представить свое видение знаменитых романов Юлиана Семенова о разведчике-нелегале (в новой версии, правда, речь шла о его юности). Заявлялось даже, что, возможно, отца главного героя (в исполнении Даниила Страхова) в приквеле сыграет Вячеслав Тихонов, но в итоге это сделал Юрий Соломин. Зато в картине было много «цитат» из «Семнадцати мгновений весны», и в ней опять звучала хорошо знакомая зрителям музыка Микаэла Таривердиева, хотя и в иной интерпретации.
Премьера «Исаева» состоялась на телеканале «Россия». Затем он же показал «Жизнь и судьбу» (по Василию Гроссману) в 2012 году, «Тихий Дон» (по Михаилу Шолохову, чей одноименный роман в 1950-е уже успешно экранизировал Сергей Герасимов) в 2015 году, «Ненастье» (по Алексею Иванову) в 2018-м и «Одесский пароход» (по Михаилу Жванецкому) в 2020-м.
Сейчас Сергей Владимирович заканчивает работу над новой военно-исторической драмой «Праведник» по сценарию Геннадия Островского, вместе с которым трудился над «Русским регтаймом». Премьера назначена назначена на 16 февраля 2023 года.
Личная жизнь
Сергей Урсуляк женат на актрисе Лике Нифонтовой, с которой познакомился еще в «Сатириконе». Позднее она снималась практически во всех его фильмах, за исключением разве что «Долгого прощания» и «Ненастья». В «Праведнике», насколько известно, ее тоже не будет.
У творческой пары есть дочь Дарья, которая раньше тоже играла в «Сатириконе», где до сих пор служит ее мать. В последнее время Дарья Урсуляк больше увлечена кино. Сейчас она снимается в «ГДР» Сергея Попова, «Загляни ему в голову» Валерии Ивановской, «Неукротимой Неупокоевой» Виталия Воробьева, «Я дождусь» Юрия Мороза и «Ялте» Дмитрия Константинова.
Кроме того, у кинорежиссера есть дочь Александра от предыдущих отношений с актрисой Галиной Кязим кызы Надирли. Александра Урсуляк тоже пошла по стопам родителей: снимается в кино (недавно ее можно было видеть в главной роли в драмеди Amore more Яны Гладких, и скоро она появится в «Плейлисте волонтера» Максима Свешникова и «Тайфуне» Сергея Попова), а также задействована в постановках Театра наций и Театра им. Пушкина.
Фильмография
- Режиcсер
- Одесский пароход (2020)
- Ненастье (2018)
- Тихий Дон (2015)
- Жизнь и судьба (2012)
- Исаев (2009)
- Ликвидация (2007)
- Долгое прощание (2004)
- Неудача Пуаро (2002)
- Сочинение ко Дню Победы (1998)
- Летние люди (1995)
- Русский регтайм (1993)
- Сценарист
- Одесский пароход (2020)
- Тихий Дон (2015)
- Долгое прощание (2004)
- Неудача Пуаро (2002)
- Летние люди (1995)
- Продюсер
- Долгое прощание (2004)