Читайте нас в Telegram

Татьяна Доронина

Татьяна Доронина
  • Актриса, Участница
  • Дата и место рождения: 12 сентября 1933 (90 лет), Ленинград (СССР)
  • Семейное положение: Олег Басилашвили (в разводе, нет детей), Анатолий Юфит (в разводе, нет детей), Эдвард Радзинский (в разводе, нет детей), Борис Химичев (в разводе, нет детей), Роберт Тохненко (в разводе, нет детей)

Ее коллеги по цеху

Реклама

Татьяна Доронина – советская и российская актриса, режиссер, народная артистка СССР.

Биография и карьера

Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в советском Ленинграде. Ее родители, Василий Иванович и Анна Ивановна, происходили из простых крестьянских семей с корнями в Ярославской области, но в доме царила почти дворянская атмосфера, так мало подходившая к коммуналке с пятью соседями, в которой они тогда жили.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Мама говорит, что в этой квартире жила одна семья и прислуга этой семьи… Не может быть! Теперь живут шесть семей, и все помещаются».

Супруги Доронины называли друг друга на «вы», и маленькая Таня никогда не слышала, чтобы они ссорились и тем более (будучи людьми верующими) употребляли бранные слова.

Татьяна Доронина: «Мне тоже хотелось им в этом соответствовать, но это не всегда удается» («ТВ Центр»)
НОВОСТЬ
Галина Ивановна пострадала от неудачной пластики.

А еще отец много читал своим дочерям, Тане и ее старшей сестре Гале, русскую классику (особенно Николая Некрасова) и всячески пытался привить им любовь к театру.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Страна довоенного детства, в которой не было мороза, голода, болезней, потерь и взрослых открытий, не было карточек, очередей за хлебом, а было – только елка со шпилем, милые лица моих родных <…> И еще одно из главных “довоенных” событий – это театр».

И это Василию Ивановичу удалось. Уже в восьмом классе Татьяна, случайно наткнувшись на уличное объявление, отправилась на прослушивание, которое проводила, в поисках юных дарований, в разных городах страны Школа-студия МХАТ. Девочка успешно преодолевала один тур за другим, но до учебы ее тогда не допустили из-за отсутствия аттестата о среднем образовании. Студенткой Школы-студии МХАТ она стала два года спустя, в 1952 году, когда закончила школу.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Три часа я сидела на подоконнике, я смотрела на всех, кто поступает. Они мне казались такими красивыми, такими достойными быть принятыми в эту замечательную “школу-студию МХАТ”».

Здесь девушка попала на курс к актеру и педагогу Павлу Массальскому, у которого проходила прослушивание еще школьницей. Ее сокурсниками оказались Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и другие прославленные в будущем артисты.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «По своей ленинградской привычке я носилась пешком по Москве, я ее знала хорошо <…> Она была теплой и родной, любовь к ней жила в моем сердце <…> Это была другая любовь, чем к родному городу – красавцу, гиганту и неповторимому. Москва была похожа на ярославскую родню, на тепло отцовских рук, на запах хлеба, когда ты голоден. Это было кровно родное и “мое”».

Отучившись в Москве, Татьяна, по действовавшей в те времена системе распределения выпускников, была направлена на работу в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького (ныне – Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр). Вместе с ней в Сталинград поехал и ее сокурсник и к тому времени уже и муж Олег Басилашвили.

Но здесь супруги оставались совсем недолго, и вскоре Татьяна смогла вернуться в родной город. Сначала они с Басилашвили служили в Ленинградском государственном театре им. Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский дом»), а затем сменили его на Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького.

Пролетарский писатель основал этот театр после Октябрьской революции 1917 года, но сейчас он носит имя Георгия Товстоногова, возглавившего труппу в 1956 году, когда Доронина начинала свою путь в профессию.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Я живу чувствами и мыслями персонажей, которые придуманы кем-то – иногда талантливо, иногда не слишком. Но я влезаю разумом и чувством в этот придуманный кем-то внутренний мир, делаю его своим <…> Итак, я живу в придуманных мирах придуманных людей и считаю эту жизнь настоящей».

В 1959 году, работая над постановкой по пьесе Максима Горького «Варвары», Товстоногов столкнулся с невозможностью подобрать актрису на одну из ролей: никто из женщин в труппе, по его мнению, на Надежду Монахову не походил. И после длительных поисков он, наконец, увидел ее в Татьяне Дорониной. А в Олеге Басилашвили – Степана Лукина. Так что оба актера были незамедлительно приглашены в БДТ, где Доронина, после успеха «Варваров», надолго стала одной из ключевых актрис.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Товстоногов знал, что молодые актеры, играющие комедию, нуждаются в реакции, она им необходима. И вот Георгий Александрович начинает создавать один – эту реакцию. Он хохотал, хихикал, бегал по залу <…> Он заполнил огромный зал – один. Играть было так легко, как никогда».

В 1966 году, после развода с Басилашвили и повторного замужества, Доронина переезжает в Москву и становится членом коллектива столичного МХАТ СССР им. Горького.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Тот, кто по праву таланта продолжил и развил лучшее в отечественной драматургии, – Михаил Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков ходил по коридорам МХАТа, чуть выставив левое плечо, и “волчьими” глазами лицезрел то, что частично стало “Театральным романом”».

В 1972 году, однако, она покидает и его: трудно было поверить в то, что новому художественному руководителю, Олегу Ефремову, удастся быстро разрешить возникший здесь в те годы серьезный творческий кризис.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Завтра “Татьянин день”, именины, мой праздник. Но я в своей непраздничной жизни растеряна и удручена. Для меня праздником является моя работа, она дает смысл всему. Я “не нужна” во МХАТе. Я, наверное, нигде не нужна».

Но актриса уходит из МХАТа не навсегда. После одиннадцати лет работы в Театре им. В. Маяковского она, по просьбе Ефремова, возвращается. Четыре года два творческих гения пытаются найти общий язык, но ничего не выходит. В 1987 году легендарный театр, созданный в 1898 году великими Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко раскалывается на две половинки – МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького. Один возглавил Олег Ефремов, а другой – Татьяна Доронина. Один остался на историческом месте в Камергерском переулке, другой занял здание на Тверском бульваре, ранее возведенное для театра по распоряжению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Старое здание МХАТа согрето для меня дыханием, жизнью тех, кого я никогда не видела, но мне кажется, что я их не только видела, но пребывала вместе с ними и любила их. Когда я открывала тяжелую железную дверь, ведущую на сцену, я старалась делать это осторожно и бережно. Эту дверь открывали Станиславский, Хмелев, Булгаков и еще, и еще многие неповторимые, прекрасные, с живой душой и пониманием своего “человеческого, гражданского и профессионального долга”».

Вплоть до 2018 года Татьяна Васильевна являлась бессменным директором и художественным руководителем МХАТа им. Горького, пока здесь не разразилась очередная «революция», в результате которой худруком был назначен режиссер и продюсер Эдуард Бояков, а Доронина была смещена на почетно звучащий, но, очевидно, не пришедшийся ей по душе (хоть и специально для нее придуманный) пост президента театра.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Я всегда – кошка без хозяина. Глядя из своего угла, куда меня загнали собаки, на кошек домашних, я презираю и немного завидую их целым шкуркам и красоте травяных и неутомленных “глаз без слез”. Это мое состояние – обычное, каждодневное. Минуты отдыха – когда я играю».

Бояков, которого театральная публика прежде знала как руководителя театрального фестиваля «Золотая маска» и Российского академического молодежного театра, начал с того, что взял себе в замы актера Сергея Пускепалиса и писателя Захара Прилепина, а закончил тем, что пригласил в спектакль «Чудесный грузин» о молодых годах советского вождя Иосифа Сталина «инстадиву», «звезду» телешоу «Дом-2» Ольгу Бузову.

Ольга Бузова: «Когда камни летят в спину от публичных людей, особенно от мужчин, я просто за голову хватаюсь. Может быть, напомнить всем, что я – девочка? <…> Есть статистика, и по ней с 2009 года Ольга Бузова – самая популярная девушка в стране. А сегодняшняя самая главная новость – что Бузова выступает в МХАТе. Поэтому давайте смотреть на статистику и мою игру».

Через несколько месяцев после этого скандального события, которое все лето 2021 года обсуждала неравнодушная театральная Москва, Бояков уволился по «настоятельной просьбе» вновь назначенного директора МХАТа им. Горького Владимира Кехмана, целью которого, по его словам, было возвращение к активной работе в театре незаслуженно забытой Дорониной и, по всей видимости, предотвращение хайпа, подобного тому, что имел место в ситуации с Бузовой.

Татьяна Доронина была востребована не только как театральная, но и как киноактриса. Дебютировав в 1955 году в фильме «Первый эшелон», она снялась затем еще почти в двух десятках лент, самыми запоминающимися из которых стали «Старшая сестра» 1966 года, «Еще раз про любовь» 1968 года, «Мачеха» 1973 года, «Валентин и Валентина» 1985 года и, конечно же, «Три тополя на Плющихе» 1967 года, где актриса составила главную партию своему будущему театральному оппоненту Олегу Ефремову и спела незабываемую песню «Нежность».

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Свою маму, ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность я сыграла в “Трех тополях” <…> Мама не узнала себя в фильме, она вместе со всеми следила за сюжетом и не искала прототипов в образе своей тезки».

Трижды (в 1967, 1968 и 1973 годах) читатели журнала о кино «Советский экран» признавали ее лучшей актрисой. Впрочем, сама Доронина признавалась, что относится к кинематографу очень сдержанно.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «“Мачеху” снимали на Севере, под Мончегорском. Автобус привез съемочную группу в чистое поле. Мы вышли <…> Ветер срывал у меня с головы платок, солнце слепило глаза, тушь потекла по щекам, волосы растрепались и попадали в глаза, прилипали к мокрым от слез щекам. Я бормотала: “Холодно, холодно, холодно! Пусто, пусто, пусто! Страшно, страшно, страшно!”»

Также на счету у Дорониной – участие в не меньшем количестве документальных фильмов, среди которых были посвященные Георгию Товстоногову, Борису Ливанову, Леониду Харитонову, Иннокентию Смоктуновскому и др.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Личность Смоктуновского. Наверное, о нем захотел бы написать сам Федор Михайлович, не отказался бы, не пропустил».

О молодых годах своей жизни Татьяна Васильевна откровенно рассказала в 1998 году, опубликовав свой «Дневник актрисы».

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Пошел третий год, как не стало отца, и третий год я прощаюсь с ним, прощаюсь с детством. Поздновато. Но… у меня именно так. Я не могу писать о “сегодня”. Пока я могу – только о тех, кто ушел. Когда я пишу, мне не так больно».

Личная жизнь

Первым мужем Татьяны Дорониной в 1955 году стал ее однокурсник по Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили. В браке с ним актриса прожила восемь лет.

В 1963 году она вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита, с которым разошлась спустя три года, став в 1966 году женой писателя и телеведущего Эдварда Радзинского.

Через два года после развода с ним Доронина пошла в ЗАГС с актером Борисом Химичевым, с которым отношения также не сложились.

Последний супруг актрисы, Роберт Тохненко, не имел отношения к искусству – работал в нефтяной промышленности. Брак просуществовал с 1982 по 1985 год.

В возрасте 52 лет Татьяна Васильевна перестала предпринимать попытки устроить личную жизнь и полностью посвятила себя любимой работе.

Татьяна Доронина «Дневник актрисы»: «Я не любила школу с той же интенсивностью, с той же страстью, как в первый год после окончания студии МХАТ полюбила свою работу и само слово “театр”. Он – мое счастье, спасенье, моя боль, моя горечь и моя великая радость».
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
15:18, 30.08.2024

На viju TV1000 новелла выходит португальская теленовелла «Какао»

Российские любители знойных южных теленовелл увидят первые две серии пикантного «Какао» уже 2 сентября в 16:15 по московскому времени.

Лето неизбежно подходит к концу, но не стоит слишком унывать: с нами навсегда останутся его яркие моменты, а слегка продлить летнее настроение поможет португальско-бразильский сериал «Какао», который эксклюзивно и впервые для россиян покажет телеканал viju TV1000 новелла.



89-летняя Татьяна Доронина категорически отказывается встречаться с неожиданно найденной племянницей 20:50, 15.03.2023
У Татьяны Дорониной объявилась племянница, о которой она даже не знала 19:55, 01.12.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через