Как бы критики отечественного кино скептически ни кривили губы, невозможно не признать: индустрия сейчас переживает если не расцвет, то очень продуктивные времена. С одной стороны, это свидетельствует о том, что финансовый кризис миновал и на «важнейшее из искусств» стало хватать денег. С другой — выросло поколение молодых режиссеров, которым есть что предъявить этому миру.
Признаюсь, я с осторожностью отношусь к переходам актеров в «смежные» специальности, но похоже, Кирилл Плетнев воспринимает свой новоприобретенный режиссерский статус уже как главную сферу деятельности. На волне довольно успешного «Жги!» он выпускает в прокат картину «Без меня», о которой уже очень многие говорят. А на подходе и третья – «Семь ужинов».
Сюжет «Без меня» интригующий: молодой человек Дима, который пять лет состоял в отношениях с девушкой Кирой, вдруг влюбляется в другую. Классический любовный треугольник, в котором страдают все, а потом мужчина вдруг берет и умирает. В самом расцвете сил. Обе девушки тяжело переживают его уход. А затем начинают получать от него SMS, подарки и другие свидетельства того, что он где-то рядом. Кира сначала воспринимает это как чью-то злую шутку, но через пару часов насыщенной SMS-переписки с Димой, взяв в охапку соперницу, отправляется к морю – чтобы выполнить последнюю волю возлюбленного и понять, а может, он все-таки жив? По сути «Без меня» — это роуд-муви, в котором на фоне меняющихся пейзажей девушки выясняют отношения, узнают новое о своем мужчине, встречают странных людей и в конце концов познают самих себя и собственные желания и цели.
Любовь Аксенова в фильме «Без меня»
Конечно, насмотренный зритель тут же вспомнит фильмы «До встречи с тобой», «PS. Я люблю тебя» (кстати, обратили внимание на обилие местоимений и непременную «стасмихайловщину» названий этих фильмов?), «Двое во Вселенной» и другие подобные. Естественно, многие сценарные ходы в «Без меня» покажутся предсказуемыми, как и развязка этой истории. Но будучи актером по сути Кирилл Плетнев делает центром всего повествования не сюжет, а детально прорисованные портреты героинь. Вот Кира – энергичная, резкая, взрывная, брутальная, она носит косухи, белые майки, подчеркивающие безгрудый торс, джинсы и тяжелые ботинки. У нее, конечно, есть татуировка, она, конечно, коротко стрижена, ее речь экспрессивна, пестрит грубоватыми шуточками, и она, конечно, рассекает по миру на мотоцикле. А вот — прямая противоположность — Ксения: девушка-ромашка, мягкая, играющая на фортепиано, интеллигентная, иногда абсолютно безвольная, а иногда демонстрирующая прям железобетонную несгибаемость.
Актрисы Полина Максимова и Любовь Аксенова играют на абсолютном контрасте, одна – громко, другая – тихо. Для Максимовой эта роль и вовсе мощный апгрейд. Зритель ведь ассоциирует ее исключительно с образом туповатой блондинки Лели, гоняющейся за олигархами (сериал ТНТ «Деффчонки»). Для роли в фильме «Без меня» Полина похудела на 10 кг и остригла свои роскошные волосы. И вроде с поставленными актерскими задачами девушки справляются, но… Вот входит в кадр второстепенный герой, друг всей этой банды, которого играет сам Кирилл Плетнев – и все: ты понимаешь, где тут талант, энергия, мощь, а где просто профессионализм.
Полина Максимова в фильме «Без меня»
Что до мужчины «всей жизни» героинь, то его, разумеется, играет Риналь Мухаметов. Ну а кто еще мог изобразить молодого человека, в которого влюбляются сразу две прекрасные девушки? Только он. Или Данила Козловский. Так вот, роль Риналя — в силу сюжетных обстоятельств – совсем небольшая, продемонстрировать что-то эдакое в актерском плане он не успевает, так что не ждите от звезды «Притяжения» чего-то выдающегося. И кстати, выглядит он в картине неузнаваемо – с короткой стрижкой, поправившийся. Говорят, актер параллельно снимался в двух проектах и этот имидж ему был нужен для другого кино.
На что еще обращаешь внимание, так это на картинку. Она дорогая. Кабриолеты, мотоциклы, джипы, квартиры с дизайнерским ремонтом, крупные купюры в кошельке Киры… У наших киношников всегда такие крайности – показать либо жизнь с полиэтиленовым шкафом из ИКЕА (как в «Аритмии»), либо – скоростные машинки с открытым верхом и черные шелковые простыни.
За «правду жизни» в «Без меня» отвечает Анна Каменкова, которая, похоже, осваивает амплуа «мамы в сером вязаном жакете». Большая актриса появляется в кадре на пару минут, чтобы показать, как она сопереживает горю дочери Ксюши в своей бедной и типично интеллигентской квартирке. Зато «глоток свежего воздуха» оператор Михаил Милашин получает, когда снимает на натуре. Кадр с изображением дамбы завораживает своей красотой настолько, что ты не вникаешь в неестественность разыгрываемой героями сцены.
Риналь Мухаметов и Полина Максимова в фильме «Без меня»
Рискну предположить, фильм «Без меня» очень по-разному воспримут зрители. Для одних это будет история о «токсичном мужике», который манипулировал женщинами и доманипулировался до того, что они стали хорошими подругами. А для других, и в их числе, по-моему, сам режиссер, — это сюжет о великой любви. Ведь Кира с Ксюхой – такие разные – составляют вместе образ «идеальной женщины», встретить которую якобы мечтает каждый мужчина, а не встретив, бесконечно экспериментирует и ищет…
Драматические моменты картины помогает переживать музыка. В фильме звучат старые песни Земфиры, Мумий Тролля, много композиций, специально написанных большим другом режиссера Артемом Михаенкиным. Но вот финал, тоже связанный с музыкой, уже во второй раз у Плетнева, как и в фильме «Жги!», озадачивает и вызывает вопрос: «А что, так разве можно?».
И вместе с тем при всей критике некоторых деталей этой картины не могу не отметить действительно важное и нужное: «Без меня», помимо всего прочего, рассказывает о том, как принять смерть любимого человека, показывает, если хотите, «механизм» трагических переживаний, смену психологических состояний – растеряность, злость, обиду, отчаяние, страх, чувство вины, смирение… По фильму самое страшное – это пережить первые три дня после смерти близкого, на них приходится наибольшее количество самоубийств. Как человек, не однажды переживший уход родных, могу заметить: кому-то не то, что трех дней – всей жизни не хватит на то, чтобы преодолеть боль. Но фильм действительно способен оказать терапевтическую помощь тем, кто терял и тем, кому это, увы, предстоит. А это ли не главное, ведь основная функция кино, как говорил мне когда-то Владимир Хотиненко, — это утешение.
Любовь Аксенова и Риналь Мухаметов в фильме «Без меня»
Трейлер фильма «Без меня»