19:33, 08.11.2018
Новости

Рецензия на фильм «Девушка, которая застряла в паутине»: самая безликая Лисбет Саландер из всех

Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, почему фильм Федерико Альвареса получился неубедительным.


?>

Сегодня в прокат выходит продолжение трилогии о хакере Лисбет Саландер и журналисте Микаэле Блумквисте. Впрочем, слово «продолжение» – определение только наполовину верное. Трилогия «Миллениум», написанная Стигом Ларсоном в начале двухтысячных, увидела свет уже после смерти автора и буквально взорвала литературные (и не только) круги. Разумеется, следом за книгами последовали экранизации – шведская киносерия воспроизвела на экране все три романа Ларсона, а вот в случае с американским ремейком все ограничилось фильмом, основанным на первой книге.

Впрочем, какой именно вклад Дэвид Финчер, который обычно отличается сильным авторским видением, внес в ремейк, судить сложно – большую часть времени «Девушка с татуировкой дракона» с Руни Марой и Дэниэлом Крэйгом напоминала покадрово переснятый шведский фильм, хотя стиля и роскошной картинки ленте было не занимать (технический «Оскар» тому подтверждение). Так или иначе, дальше первого фильма в Голливуде дело не пошло, а потому было решено сосредоточиться на создании новой картины, снятой по мотивам четвертого романа о Лисбет Саландер. Тут стоит сказать, что писал его не Ларсон, а коллега писателя Давид Лагеркранц. Книгу, к слову, раскритиковала и шведская пресса, и вдова Стига Ларсона. Факт не то чтобы особенно имеющий отношения к экранизации, но определенно настораживающий.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Итак, Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист (здесь их играют звезда «Короны» Клэр Фой и Сверрир Гуднасон) по-прежнему живут в Стокгольме и продолжают заниматься своими делами: хакерством и журналистскими расследованиями. В какой-то момент к Саландер обращается запуганный спецслужбами ученый, потерявший доступ к своей сверхмощной программе, оставшейся в Агентстве Нацбезопасности США. Он уже попросил помощи у Службы государственной безопасности Швеции, но все же сомневается в компетентности агентов, а потому решает пойти к независимому эксперту, то есть Лисбет, заодно приведя с собой маленького сына. Саландер соглашается, быстро смотрит видео на Youtube и за минуту хакает АНБ.

Американский агент по ту сторону океана (Лейкит Стэнфилд), а именно в Мэриленде, в это же самое время не успевает вырубить сервера, понадеявшись на свои авторитет и прокаченные скилы, а потому спустя несколько часов злой как черт прилетает в Швецию, чтобы забрать назад чудо-программу, способную дать управление ядерными ракетами половины мира. Впрочем, за зашифрованным диском начинают охотиться уже и служба безопасности Швеции, и некие «Пауки» – сеть преступников, готовых на все ради достижения своей цели.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Главная проблема «Девушки, которая застряла в паутине» – отсутствие атмосферы (из скандинавского здесь только снег и вышеобозначенный Стокгольм, хотя «ремейканизация» очевидна и герои чаще говорят об Америке и Сан-Франциско) и наличие множества сценарных дыр и просчетов. На протяжении всего фильма в руках Лисбет и ее друзей оказывается волшебный ключ от всех дверей – героиня может угнать любую машину, хакнуть что угодно, уйти из-под носа у преследователей и при этом даже не особо пострадать (практически не влияющие на способность к перемещению огнестрелы не в счет – невероятно, но факт). Иными словами, весь фильм является иллюстрацией принципа deus ex machina, который реализуется даже без особых ухищрений.

«Девушка, которая застряла в паутине» не работает и в жанровых рамках: Лисбет упорно не убивает тех, кто хочет убить ее. При том, что авторы сменили героям бэкграунд и попытались сделать непростое прошлое персонажей главной интригой фильма, этот вопрос даже с точки логики остается открытым. То ли Саландер не желает марать руки (мотивация и моральные ориентиры при этом остаются как бы за кадром – она прекрасно справляется с тыканием электрошокером связанным мужикам в причинные места), то ли ее такое поведение попросту прописано авторам и дает им возможность еще сильнее затянуть повествование. Ради чего это происходит – тоже непонятно: несмотря на то, что «Девушка, которая застряла в паутине» невероятно стильно снята, экшен-эпизодов в ней не так много. Да, местечковые заварушки случаются регулярно и бодро, придраться к этому пункту сложно, но катарсиса, к которому так настойчиво и долго ведут создатели, не происходит – все силы заканчиваются примерно на половине пути.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина эксплуатирует дешевые подставы, которые задевают как зрителей, так и самих героев. Иногда такая рекурсия и «подстава в подставе», когда персонажи обманывают друг друга, прекрасно срабатывает в рамках фильма, но чаще все же дает сбой. Бросается в глаза и разница между Лисбет и Микаэлем – в оригинале персонажи тоже были слишком разными, чтобы «монтироваться» друг с другом, но в новом фильме существует какой-то катастрофичный разрыв – Саландер, которую играет 34-летняя Фой, выглядит заматеревшей героиней, способной удержать на своих хрупких плечах всю тяжесть мира, а 40-летний Сверрир Гуднасон – не более, чем маленьким невинным мальчиком на побегушках. Он по сути и исполняет именно такие функции – между героями нет диалога, они не работают в команде, а просто взаимодействуют в рамках одного кадра, и то с большой натяжкой.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Напряженность в отношениях Лисбет и Микаэля тоже выглядит надуманной – о том, что между героями что-то было зритель узнает на середине фильма и как бы между прочим. При этом не стоит забывать, что речь идет о ключевых фигурах, которым просто противопоказано быть настолько обезличенными. Остальные персонажи и вовсе выглядят законченными идиотами – тщеславными и самовлюбленными: американский агент бросает через плечо что-то про привилегии, а затем вляпывается так, что мало не покажется. Кроме того, лента Федерико Альвареса, снявшего напряженный триллер «Не дыши!» переполнена символами, которые зачастую выглядят пустышками, а законы физики в ленте работают через раз.

«Девушка, которая застряла в паутине» невероятно уместно смотрится в эпоху #Metoo и всколыхнувших общественность секс-скандалов. Но первоначальная идея Ларсона о том, что Лисбет Саландер представляет собой защитницу обездоленных и героиню, наказывающую мужчин, которые плохо обращаются с женщинами (тема вообще неплохо развита в скандинавской литературе и кинематографе), здесь уходит немного в другую сторону. Во главу угла ставится мотив отказа от родственных связей и травм, с которыми это так или иначе связано – неважно, является ли подобное решение (или даже отрешение) причиной или последствием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Но и здесь сценарий способен подкинуть подлянку. «Хорошо, что они оба мертвы», – безапелляционно отрезает Лисбет, говоря об отце и сестре, но ее подруга тут же находит в мусоре такой несентиментальной героини старую фотографию, на которой Саландер запечатлена именно с сестрой (Сильвия Хукс). Да, такие эпизоды немного перебиваются пронзительными пассажами, вроде монолога маленького мальчика о том, что прошлое может заставить тебя исчезнуть, но все равно портят итоговое впечатление от просмотра.

Устрашающий грим Лисбет носит лишь однажды: понятно, что дальше у нее просто нет времени на такие мелочи, но пафосность подобных жестов зашкаливает. Создатели в самом деле вытягивают визуал: на полную мощность работают и вступительные титры, и невероятно кинематографичный взрыв в квартире Саландер, и другие эпизоды. Но в остальном фильм скорее статичен, чем динамичен.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина действительно работает на зрителя, но при этом выдает тот факт, что авторы перестарались: макияж и одежда сестры Лисбет Камиллы идеальны и гармоничны, закон кармы работает без сбоев и вызывает глубокое чувство удовлетворения, а сама Саландер не встречает на своем пути к финальной цели практически никакого сопротивления, за исключением пары моментов.

Темы терроризма и работы спецслужб здесь сводятся на нет, попытки Блумквиста порассуждать, тварь он дрожащая или право имеет, – тоже. Создатели в принципе сдвинули Микаэля куда-то на периферию, но из-за этого внезапно провал баланс между героями. В оригинале именно они уравновешивали друг друга. В «Девушке, которая застряла в паутине» роль противовеса для Лисбет отведена ее сестре Камилле. Но это противостояние, даже несмотря на кровные связи, не выглядит напряженным, в нем нет искры: только холод. Отчасти – оттого, что героини и сами измождены, они устали от той жизни, которую ведут и от собственного прошлого. Отчасти – из-за того, что химия между персонажами отсутствует как класс: все персонажи «Девушки, которая застряла в паутине» разрозненны и обособленны, они привыкли действовать в одиночку и сражаться сами за себя. Отчасти – и это самое фатальное и самое обидное одновременно – из-за того, что картинка в случае с новым фильмом франшизы сильнее, чем обычно, превалирует над содержанием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Трейлер фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Заинтересовал ли вас фильм «Девушка, которая застряла в паутине»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Девушка, которая застряла в паутине», «Оверлорд», «Под Сильвер-Лейк» и другие киноновинки недели

Вышел первый трейлер фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Завершились съемки продолжения франшизы о Лисбет Саландер «Девушка, которая застряла в паутине»

Звезда фильма «Бегущий по лезвию 2049» Сильвия Хукс сыграет сестру девушки с татуировкой дракона



Автор: Анна Ентякова