17:44, 23.11.2018
Новости

Рецензия на фильм «Быть Астрид Линдгрен»: нестройный и слишком феминистский байопик о создательнице Карлсона

Обозреватель «Вокруг кино» считает, что о культовой писательнице можно было снять более подробное кино.


?>

Не знаю, как у кого, но на моей прикроватной тумбочке высятся две стопки книг: одна из обязательных к прочтению, вторая — из проверенных годами «антидепрессантов». Так вот «Три повести о Малыше и Карлсоне» во второй стопке – на самом почетном месте. У нас с друзьями есть даже свой секретный язык: скажешь, например, «Ты перестал пить коньяк по утрам, отвечай, да или нет?» или «Неужели ты думаешь, что я могу доверить свои карамельки человеку с зубами?» — и видишь брата по крови, человека, расплывающегося в улыбке. Возможно, дело тут в волшебном переводе Лилианы Лунгиной, возможно, в советском мультике, в котором героев озвучивали Василий Ливанов и Фаина Раневская, но книжки Линдгрен в нашем ДНК, поэтому на фильм о «маме» Карлсона помчалась вприпрыжку.

Картина Перниллы Фишер Кристенсен «Быть Астрид Линдгрен» оказалась не сказкой о доброй волшебнице и не юморным кино о проказливой тетушке, а слезливой драмой о девушке, запутавшейся в любовных сетях. Фильм имеет довольно банальную структуру: мы видим пожилую женщину, разгребающую мешки писем. Дети со всего мира выражают ей благодарность (кстати, российская озвучка взрослыми голосами невыносима): «Ваши книжки помогают мне жить», «Пеппи – это я», «Вы всегда на стороне детей»… Читая эти трогательные строки, Астрид Линдгрен погружается в воспоминания.

Альба Аугуст в роли юной Астрид

Бойкая девчонка (довольно крепкая работа Альбы Аугуст) живет в шведской глуши в большом и дружном семействе. По воскресеньям – служба в церкви, в будни – учеба и помощь по дому, вплоть до посадки картошки. Из развлечений – танцы в сельском клубе. В общем, скука. Астрид выделяется из среды своих сверстников: в церкви она вертится, в клубе заходится в диком танце, сестрам и братьям рассказывает «неприличные» истории о Содоме и Гоморре. Обеспокоенные родители решают направить ее энергию в мирное русло и находят работу в местной газете. Будущая писательница становится помощницей главного редактора, разгребает его почту, редактирует, пишет красивые, полные образов репортажи о «прибытии поезда»… Любопытство, живость натуры и смутное представление о приличиях, традициях и нормах морали доводят ее, 16-летнюю, до романа с женатым 50-летним боссом.

Беременность незамужней девушки, да еще и сопровождаемая такими пикантными обстоятельствами, — это вызов устоям, нарушение сложившегося уклада. Астрид срочно отправляют в город – на «курсы стенографисток». Когда приходит срок рожать, она выбирает Данию – страну, где можно произвести на свет ребенка, не вписывая в графу «отец» реальной фамилии. Родив, девушка оставляет сына у местной женщины. Всю оставшуюся часть фильма она рыдает и скучает по нему…

Режиссер Пернилла Фишер Кристенсен, конечно, вовсю использует сегодняшние феминисткие тренды, местами ее фильм превращается в фейсбучный пост из серии #metoo: в судьбе Астрид виноваты и похотливые мужчины, и бесчувственные родители, для которых страх перед пастором оказывается сильнее любви к дочери и внуку… Особенно твердокаменной оказывается мать — и это тоже дань трендам: сколько постов, статей в ходе разворачиваемой в Сети акции #metoo было посвящено черствым матерям, не способным к сочувствию, занижающим самооценку дочерям. В фильме «Быть Астрид Линдгрен» мама выведена особенно жестко: актриса Мария Бонневи, известная российскому зрителю по фильму Андрея Звягинцева «Изгнание», играет роль настоящей ханжи, религиозной фанатки, женщины суровой, но небезнадежной, в финале к ее героине придет прозрение.

Кадр из фильма «Быть Астрид Линдгрен»

На мой взгляд, серьезной проблемой фильма становится отсутствие мотивации у главной героини: совершенно очевидно, что Астрид не любит своего женатого босса. Что же тогда ее заводит в постель главреда? Пытливая натура будущей писательницы, жадной до любого опыта? Если так, то это странная аргументация, мешающая зрительской эмпатии. За что мы должны понять и полюбить героиню, если поступки ее сомнительны, а блистательные тексты почти не звучат?

Картина берет за основу небольшой период биографии Астрид Линдгрен — всего-то четыре года. Режиссеру, видимо, важно показать, из какого же «сора растут стихи», из каких страданий возникают самые веселые и жизнеутверждающие произведения.Также в фильме делается акцент и на теме эмансипации, флагманом которого в Швеции выступает Линдгрен, — это подчеркивает подробный эпизод с  остриганием роскошных кос. К ужасу родителей Астрид становится похожа на мальчишку, начинает носить брюки, зарабатывать… Но в чем-то она остается обычной, «традиционной» женщиной – в своем стремлении быть с сыном, в своем желании быть замужем. В фильме показано, как легко и искусно  героиня соблазняет своего следующего босса, за которого потом выйдет замуж и фамилию которого прославит на весь мир… В общем, с идеей феминизма здесь все весьма противоречиво.

Концептуальная невыстроенность, желание сделать современное высказывание о роли женщины в истории, стремление «актуализировать» биографию знаменитой писательницы, зацикленность на мелочах (типа криков в лесу или «жонглирования» картофелем на поле), пренебрежение по-настоящему важными деталями, на мой взгляд, сильно помешали режиссеру. Жизнь Астрид Линдгрен была насыщена событиями: например, сын так и не забыл того, как она оставила его в Дании и продолжал общение с приемной матерью. А еще Астрид в годы войны работала на секретную службу и перлюстрировала письма – она читала их тоннами, цензурировала, а через несколько десятков лет покаялась в этом. Она долго не приезжала в Советский Союз, несмотря на всю нашу любовь к ее книгам, потому что ненавидела коммунистов «больше фашистов»… Словом, в ее судьбе была масса ярчайших эпизодов. И наверное, они ждут своего кино.

Трейлер фильма «Быть Астрид Линдгрен»

Смотрите фильм «Быть Астрид Линдгрен» в кино с 22 ноября.

Заинтересовал ли вас фильм «Быть Астрид Линдгрен»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Ральф против интернета», «Вдовы», «Нация убийц» и другие киноновинки недели



Автор: Илона Егиазарова