19:19, 07.12.2018
Новости

Рецензия на фильм «Щелкунчик и четыре королевства»: красивая сказка для самых маленьких, на которой нечего делать взрослым

Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, почему зрелой аудитории не стоит тратить деньги на поход в кино.


?>

В эту субботу в широкий прокат выходит «Щелкунчик и четыре королевства», основанный на сказке Эрнста Гофмана. Правда, кино Лассе Халльстрёма и Джо Джонстона эксплуатирует лишь героев знаменитой книги немецкого писателя: в сюжете фигурируют с детства знакомые всем Мышиный Король, мудрый Дроссельмейер, фея Сахарной Сливы (у нас она больше известна под именем Феи Драже), Щелкунчик и, конечно же, юные члены семьи Штальбаумов. Правда, в новой экранизации у Луизы и Фрица появляется сестра Клара (ее играет подросшая Ренесми из «Сумерек» и дочь персонажа Мэттью Макконахи в «Интестелларе» Маккензи Фой). Она не терпит английской чопорности и остро переживает недавнюю смерть матери, срываясь при этом на отца.

В момент эмоционального кризиса Клара получает подарок от мамы. Та, умирая, попросила супруга подарить наследникам прощальные подарки: оловянных солдатиков для Фрица, свое лучшее платье для Луизы и загадочную шкатулку без ключа для Клары. Последняя обращается за подсказкой к крестному (Морган Фримен), а тот, в свою очередь, довольно оригинальным способом отправляет ее в волшебную страну, удивительно похожую на Нарнию. Там Клара находит золотой ключ, способный наконец пролить свет на таинственный материнский подарок, но артефакт тут же перехватывает шустрый мышонок.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Главная героиня храбро бросается в погоню, но в заброшенном лесу встречает противников, которые ей явно не по силам – Мышиного короля и Матушку-Имбирь (Хелен Миррен). Спасает Клару бравый Щелкунчик, он же привозит ее во дворец, где выясняется, что она – наследная принцесса четырех королевств – сладостей, цветов, снежинок и развлечений. Последнее название все произносят шепотом, говоря о том, что злодейка Матушка-Имбирь разрушила вверенные ей владения и теперь хочет пойти войной на оставшиеся царства. На этом моменте можно сделать небольшую паузу и смело заявить, что новый «Щелкунчик» представляет собой красивую сказку для самых маленьких. В распоряжении создателей оказались красивейшие интерьеры и костюмы, не лишенные, впрочем, гротесковости (особенно это касается грима и всевозможных архитектурных элементов), классическая музыка, написанная Петром Чайковским, а также целая плеяда звезд, задействованных в проекте. Впрочем, все эти факторы очень быстро теряют свою изначальную привлекательность.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Сладкая Слива (Кира Найтли), которая является регентом королевства сладостей, например, очень быстро слетает с катушек и начинает экзальтированно восклицать что-то про то, что большие оловянные солдатики – это очень хорошо. Происходящее в кадре никак отражается на восприятии детской аудитории – они по-прежнему с интересом наблюдают за событиями, но вот для взрослых такое выражение мыслей начинает приобретать негативную коннотацию и казаться чем-то с пометкой 18+. Во всяком случае, под бодрые, на грани истерики окрики Найтли в голову также бодро начинают лезть нехорошие шутки про главный плюс оловянных солдатиков – стойкость.

Кроме того, «Щелкунчик и четыре королевства» не может похвастаться использованием оригинальных финтов – как сюжетных, так и визуальных. Дворец выглядит копией собора Василия Блаженного – оммаж русской культуре понятен и даже приятен, но кое-где создатели все же перегибают палку. Несмотря на то, что в фильме часто звучит классическая музыка из одноименного балета Чайковского, самих па в картине до жалости мало. Ну а опыты с оживлением солдатиков – армии, готовой оборонять жителей волшебной страны от Матушки-Имбирь, – выглядят в точности как воскрешение Франкенштейна.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Самое обидное, что у «Щелкунчика» действительно был потенциал. Например, одна из первых сцен, в которой Клара объясняет брату законы механики и физики, выглядит очень многообещающе и придает знакомой сказочной истории необходимое настроение, разжигает любопытство и готовит к грядущим приключениям. Но по сути приключения так и не начинаются – они разбавлены мизансценами, странными диалогами и попытками сценаристов затянуть происходящие с помощью не самых логичных действий главных героев. Не до конца прописывается и история дружбы Клары и Щелкунчика: кульминацией их отношений является просьба Филиппа звать его по имени, а не капитаном, как он представился изначально.

В итоге единственным безусловным плюсом нового «Щелкунчика» можно назвать маленького и совершенно умилительного мышонка, который крадет весь фильм каждым своим появлением. Самые интересные детали остаются за пределами кадра. Так, например, довольно иронично, что Кира Найтли и Мэттью Макфейден (он выступает в роли отца Клары, Луизы и Фрица) играли Элизабет Беннет и мистера Дарси в «Гордости и предубеждении». Здесь их герои не пересекаются, но даже их отдельное появление на экране каким-то образом заставляет вспомнить именно о вышедшей 13 лет назад экранизации романа Джей Остин, а не следить за происходящим в «Щелкунчике».

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Есть и спорные этические моменты, несмотря на попытки создателей сделать кино максимально толерантным: цвет кожи в «Щелкунчике» сменил и Дроссельмейер, и Щелкунчик, и танцоры балета. Так, например, тот же крестный прямо говорит Кларе о том, что ее мать считала ее лучшим своим творением. Понятно, речь идет о дружеском ободрении и участии, в котором героиня очень и очень нуждается (хотя, по-хорошему, этот момент послужил бы отличной мотивацией для Клары, случись он раньше), но подобный разговор в зале, где также находятся брат и сестра Клары, указывает лишь на то, что Дроссельмейер не так мудр и участлив, каким он хочет показаться. Кстати, о причине, по которой Клара и ее мать были очень близки, нигде не говорится: в запасе у авторов есть лишь пара флешбеков, где уже явно болеющая Мари говорит дочери, что с ней все в порядке, а та не спрашивает о большем.

Так или иначе, в «Щелкунчике» предпринимается несколько попыток поднять серьезные и даже глобальные темы, касающиеся отношений, поиска своего места в мире, творчества, мира фантазий, в который люди сбегают из реального мира. Но как только речь заходит о каких-то деталях, внимание зрителей насильно переключается на другие вещи, что делает ленту до глупого поверхностной, хоть и лощеной.

Трейлер фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Заинтересовал ли вас фильм «Щелкунчик и четыре королевства»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Заповедник», «Щелкунчик и четыре королевства», «Дом, который построил Джек» и другие киноновинки недели

Сыгравшая фею в фильме о Щелкунчике Кира Найтли появилась на премьере в сказочном платье



Автор: Анна Ентякова