19:13, 29.12.2018
Новости

Новые обвинения в харрасменте, расизм, вторичность, война Marvel и DC: что творилось в киноиндустрии в 2018 году

Разбираемся, что произошло за этот год на фабрике грез и чего нам ждать от следующего.


?>

Минувшие 12 месяцев ознаменовались в первую очередь попыткой российского кино покорить новые высоты. Попыткой частично успешной, частично провальной и уж точно закончившейся (по крайней мере в этом году) довольно неожиданно. Фавориты вроде масштабного «Собибора» Константина Хабенского, прокатившегося по всему миру, остались без каких-либо шансов на престижные премии, а вот независимое кино, снятое с огромным трудом и зачастую вопреки обстоятельствам (сюда относятся сложности с поисками финасирования и прокатчика и многое другое), побеждает на менее престижных, но все равно важных киносмотрах. Так, например драма «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексей Чупова действительно стала сюрпризом в Венеции, завоевав не только признание критиков и любовь публики, но и престижную награду, а еще один дебют – «Кислота» Александра Горчилина – не так давно вошел в официальную программу «Берлинале-2019».

Кадр из фильма «Собибор»

К слову, о дебютах: именно за последние 12 месяцев в прокат выходило рекордное количество режиссерских дебютов. Некоторые из них заставили публику хвататься за голову еще задолго до выхода самих картин в прокат – вина частично легла на слишком активные промокомпании, частично – на скепсис аудитории, которая до последнего не верила в то, что талантливый человек талантлив во всем и может справиться с производством своими силами и без образования (или хотя бы курсов). Ведь одно дело, когда человек много лет проводит на площадке и имеет возможность следить за работой постановщика в близи, при этом осозновая весь груз отвественности, который на нем лежит. И совсем другое – «впрыгнуть» из одной профессии в другую, свалив все технические аспекты на людей, которые оказались поблизости и громко провозглашать: «Я художник, я так вижу».

Кадр из фильма «Тренер»

В категории дебютантов в этом году оказались в основном люди, имеющие неплохую кинорепутацию. У нас это уже упомянутый выше  Константин Хабенский, отметившийся драмой про побег из военного лагеря, которая в итоге была выдвинута ни больше ни меньше на «Оскар», а также Данила Козловский (через несколько месяцев дебютный проект выпустила и его девушка Ольга Зуева), Алексей Панин, задумавший снять в картине о воре свою дочь Анну, и Надежда Михалкова, выбравшая для первой картины «Проигранное место» непростой жанр хоррора, и вполне преуспевшая в своем начинании (по крайней мере, по мнению своего знаменитого отца). Что ж, теперь в династии Михалковых, похоже, появился еще один постановщик, и если Артем ушел в свое время в нишу документального кино, то Надежда доказала, что вполне может обосноваться в сенменте художественных картин. Сам Никита Сергеевич, кстати, тоже дал жару, снявшись в одном из самых обсуждаемых выпусков программы «Вдудь».

Кадр из фильма «Проигранное место»

Кадр из фильма «Кислота»

За рубежом ворох наград рискует получить Брэдли Купер, снявший музыкальную драму «Звезда родилась», в которой он сыграл вместе с Леди Гагой, и Пол Дано, запомнившийся публике по роли Пьера Безухова в новой экранизации «Войны и мира»: его дебютная лента «Дикая жизнь» отметилась на «Санденсе» в самом начале 2018 года.

Будущий год тоже обещает немало сюрпризов: при условии, что практически все вышеперечисленные проекты понравились широкой публике, успех может ждать таких звезд, как Кристен Стюарт (она задумала снять философскую драму по мемуарам пловчихи Лидии Юкнавич), Хлои Морец, Евы Лонгории и Холли Берри. В России дебютировать собирается Алексей Смирнов, брат постановщицы Авдотьи Смирновой, блеснувшей в ее последнем фильме «История одного назначения». При условии, что роль поручика Колокольцева, оказавшаяся для молодого человека первой главной за все время карьеры, стала настоящим прорывом.

Кадр из фильма «Звезда родилась»

Кадр из фильма «История одного назначения»

Другая опасная тенденция последнего времени – нарастающее количество ремейков и спин-оффов, количество которых приблизилось к опасной цифре в этом году и уже грозит перевалить за нее в будущем. В итоге перед профессионалами индустрии и критиками вновь встает острый вопрос о том, что Голливуд окончательно прекратился в безжалостную машину по отжиму денег у жадной до развлечений публики.

Так, например, большая часть зарубежных картин, которые зрители ждут в новом году, – это всевозможные продолжения и ответвления любимых франшиз (сюда же относятся и супергеройские, да), а также игровые ремейки старых добрых мультфильмов. «Мстители 4», «Люди в черном 4», новые «Ангелы Чарли», триквел «Как приручить дракона», история становления мутантки Феникс из серии «Люди Икс»… Некоторые из этих серий были запущены совсем недавно и почти мгновенно стали мега успешными, другие появились на свет едва ли не в середине прошлого века – так, например, произошло с классическим мюзиклом о Мэри Поппинс, получившем прямое продолжение спустя 55 лет после выхода на большие экраны оригинального фильма.

Кадр из фильма «Люди в черном 4»

Кадр из фильма «Мэри Поппинс возвращается»

В России, к слову, не так сильно стремятся снимать продолжения успешных хитов. Минувший год, кстати, оказался не очень удачным даже для новогодней франшизы «Елки», которая закончится на седьмом фильме, но продолжится сериалом и запуском одноименного телеканала (так что, кому тут повезло больше – еще большой вопрос). Зато в нашей стране после успехов «Последнего богатыря» и «Движения вверх», которые на протяжении нескольких недель соревновались за право занять первое место в рейтинге самых кассовых картин в истории российского кино, вновь возродился интерес не к камерным и арт-хаусным проектам, а полноценным крупнобюджетным фильмам. И не важно – фантастическое это кино про космический футбол или эпическая драма, отсылающая нас к попытке переворота в начале девятнадцатого века. Все дело в том, что российское кино в последние годы показывает очень неплохие результаты.

Кадр из фильма «Вратарь Галактики»

Кадр из фильма «Союз спасения»

Наши фильмы завоевывают награды на международных фестивалях (максимально показательны и иллюстративны, например, не только «Человек, который удивил всех», но и «Довлатов», получивший «Серебряного медведя» в Берлине, и «Лето», награжденное призом за саундтрек в Каннах). Пускай наше кино с момента выхода «Утомленных солнцем» так и не получило «Оскара» (а прошло, на минуточку, 25 лет), но отечественные ленты постоянно презентуют в главных городах мира – Париже, Лондоне, Нью-Йорке и многих других. Права на прокат и создание ремейков российских лент тоже давно продают на крупнейших кинорынках – и это не миф. Зарубежную публику волнуют славянские мифы о потусторонних существах (права на показ ужастика Святослава Подгаевского «Русалка. Озеро мертвых» были раскуплены как горячие пирожки в Европе и Латинской Америке) и оригинальные сценарии драм и романтических комедий (на этом поприще всего за три картины – «Жги!», «Без меня» и стартующий в следующем году «Семь ужинов» – себе сделал неплохое имя Кирилл Плетнев, дебютировавший в режиссуре всего пару лет назад).

Награды получают молодые кинематографисты, в современном кино звучит привлекающая молодежь в кинотеатры Монеточка, а в Москве, наконец, в полную силу заработали школы кино, выпускающие подготовленных специалистов, которые прекрасно понимают, каково это – работать на съемочной площадке, и получают от этого удовольствие. Оно же передается и зрителю – буквально через экран. Зритель снова влюбляется в отечественный кинематограф – благодаря эстетически безупречным сценам, пронзительному саундтреку, умным шуткам, прекрасной операторской работе и актерской игре. И публика, кажется, впервые за долгие годы, стремится не только поддерживать индустрию рублем, но и рассуждать о ней – конструктивно и увлеченно.

Кадр из фильма «Проигранное место»

Наконец, под конец нельзя не упомянуть про скандал, который практически обошел нашу страну, но зато много месяцев терзал зарубежную индустрию. Да-да, речь пойдет о том, о чем все устали рассуждать еще осенью 2017 года, когда вскрылись многолетние секс-похождения видных деятелей культуры и полетели головы. Полетели без разбору и доказательств: многолетние карьеры завершались по щелчку пальцев, а киномир лихорадило. Отголоски этого слышны и сейчас: то известная актриса вновь заговорит о домогательствах двадцатилетней давности, то – вот это правда было очень внезапно – голос подаст Кевин Спейси, в ответ упрекнув общественность в грехах. А они есть, и слова актера о том, стоит ли верить бездоказательным и голословным заявлениям, звучат страшно. Но их по-прежнему не хотят слышать: мир разделился на две части. Одна стоит за адекватное преступлению наказание, другая, словно обезумившая Червонная Королева, кричит: «Голову с плеч». Правда, как обычно, где-то посередине, но искать ее никто не горит желанием.

Кевин Спейси впервые публично высказался на счет предъявляемых ему обвинений в сексуальных домогательствах

Вместо этого – повальная толерантность, возникшая из-за того, что к обвинениям в харассменте как-то незаметно присоединились обвинения в вайтуошинге, блэкуошинге и бог знает, чем еще. Критику общественности вызвал опубликованный в декабре список номинантов на престижную премию Гильдии актеров США. В список попали такие проекты, как супергеройский фильм студии Marvel «Черная пантера», режиссерский дебют Брэдли Купера «Звезда родилась», сатирическая лента «Черный клановец», а также музыкальная драма «Богемская рапсодия» (кстати, это – практически идеальный пример ладно скроенного массового продукта, способного покорить публику) и комедия «Безумно богатые азиаты», что и вызвало недовольство обывателей. Напомним, пару лет назад ситуация была кардинально другой и актеры, не принадлежавшие к европеоидной расе, жаловались, что их притесняют. Что ж, маятник качнулся в другую сторону.

Вообще, возникает ощущение, что сами всевозможные премии начинают изживать себя. Трансляцию «Оскара» на протяжении двух последних лет смотрело наименьшее число зрителей за всю историю. Актеры отказываются вести премии и даже просто появляться на них, после того, как недоброжелатели раскапывают в Сети их старые посты – чаще всего оскорбительного содержания. Десять лет назад они были обидными и резкими, сейчас же перешли в категорию непростительных и что делать с этой ситуацией никто не знает. Сам оскаровский комитет вызывает все больше критики со стороны публики, причем оказывается чаще всего под перекрестным огнем. Рейтинги церемонии падают каждый год, академики пытаются угодить всем и сразу, но только глубже вязнут в болоте непонимания, что же делать в сложившейся ситуации.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Мир затаился и ждет новых скандалов – подобного тому, что случился с Вайнштейном и Спейси (их никто, конечно не оправдывает, но пример показателен как никогда) или, например, Джеймсом Ганном, потерявшим дело всей своей жизни из-за старых и глупых твитов. Что подарит нам 2019 год остается только гадать, но то, что киноиндустрию еще долго будет трясти – абсолютный факт. Впрочем, расстраиваться раньше времени не стоит – в конце концов, большинство людей ходит в кино, чтобы сбежать от реальности и добровольно быть обманутыми. Так что баланс в итоге соблюден: количество разочарований, как и обычно, оказывается примерно равно очарованию.

Впрочем, говорить о том, что в России киногод прошел гладко – не слишком корректно. Вспомнить только скандал, связанный с выходом в прокат спортивной драмы «Тренер». Так, режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Данила Козловский сгоряча заявил, что в стране «сплошная ненависть и хамство», таким образом отреагировав на критику трейлера своего проекта. Несмотря на то, что артист вполне внятно объяснил свою позицию, общественность буквально затравила Козловского, из-за чего за пару недель до премьеры драмы разгорелся скандал, в который журналисты втянули коллег Козловского, заставив их выбирать, на чьей они стороне.

Ольга Зуева и Данила Козловский на премьере фильма «Тренер» в Москве

После премьеры ярость обывателей слегка поутихла, фильм собрал свое, но Козловский не исчез из поля зрения публики. Он наоборот еще больше подогрел интерес к себе, а также к своей девушке Ольге Зуевой, которая в этом году также дебютировала в режиссуре. Козловский и Зуева стали настоящими инфлюенсерами, привлекая к себе внимание публики абсолютно любой публикацией в своих микроблогах. Так, влюбленные побывали в Австралии, Лондоне и Нью-Йорке, где представили свои проекты местным кинозрителям, а в «Большом яблоке» и вовсе решили задержаться, чтобы приступить к работе над новым проектом «Официально красивые». Многосерийную драму о непростой жизни моделей снимет Зуева, она же вместе с возлюбленным и сыграет в ней главную роль. Кстати, примерно такое же внимание к себе привлекли Юлия Снигирь и Евгений Цыганов, которые только осенью этого года перестали скрывать свой многолетний роман и стали выходить в свет вместе.

Еще одним «человеком-оркестром», мелькавший на экране гораздо чаще положенного, стал Александр Петров. Год явно прошел под эгидой актера: каждые несколько недель выходил новый проект с его участием. На счету Петрова новые сезоны «Полицейского с Рублевки» и новогодняя полнометражка, сериалы «Sпарта» и «Звоните ДиКаприо», новые фильмы о Гоголе, спортивная мелодрама «Лед», экранизация собственной постановки «#Зановородиться»… Следующий год тоже начнется с Петрова: актера можно будет видеть на больших экранах уже 1 января в военной драме «Т-34». После этого последует сериал «Гоголь», боевик «Герой», сиквел фантастического блокбастера «Притяжение» и спортивная драма про Эдуарда Стрельцова… Где-то в бесконечном списке затерялся и фильм Люка Бессона, в котором Петров сыграл эпизодическую роль. Сам актер, впрочем, не устает повторять, что настроен решительно и когда-либо точно получит свой заслуженный «Оскар».

Александр Петров в образе Николая Гоголя

Франшиза «Гоголь», к слову, стала настоящей сенсацией российского проката, заработав в прокате более миллиарда рублей (вторая и третья части собрали чуть меньше полумиллиона каждая). В список самых кассовых отечественных фильмов года вошел и «Тренер», собравший 820 миллионов рублей, Планку в 500 миллионов рублей ожидаемо преодолели «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» и комедия «Я худею». Два фильма с Константином Хабенским – «Селфи» и «Собибор» – взяли чуть больше 200 миллионов рублей. Абсолютным рекордсменов при таких параметрах выглядит проект Олега Трофима «Лед», собравший в прокате почти полтора миллиарда и ставший сенсацией сезона.

Среди зарубежных картин в отечественной прокатной таблице лидируют в основном блокбастеры: «Мстители: Война бесконечности» заработали почти два миллиарда рублей, на сотню миллионов отстает «Веном». Третье место в списке занял сиквел «Фантастических тварей» с полутора миллионами рублей в копилке, «Дэдпул 2» взял миллиард двести, а на пятой строчке разместился «Мир Юрского периода 2», сумевший заработать чуть больше миллиарда. Дальше идет триквел «Монстров на каникулах», «Черная пантера», «Богемская рапсодия», которая тоже произвела эффект разорвавшейся бомбы, и вторая «Суперсемейка».

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

В российском прокате меньше ожидаемого собрали такие отечественные новинки, как «Рубеж», взявший меньше 90 миллионов рублей, «Лето» Кирилла Серебренникова (90 миллионов рублей), «Танки», не добравшиеся до рубежа в 100 миллионов. Но особняком, конечно, стоит «Заповедник» Сергея Безрукова с критической цифрой в 10 миллионов рублей, а также прокатившийся по престижным киносмотрам «Человек, который удивил всех», взявший всего 6 с половиной миллионов (правда сказать, драма выходила в ограниченный прокат).

Что касается мировых провалов, то тут ситуация в принципе ожидаемая. Так, громко провалилась очередная экранизация легенды о Робин Гуде, собрав только три четверти бюджета (75 миллионов долларов против 100), не считая маркетина, новый проект Джона Траволты (проект с бюджетом в 10 миллионов долларов не отбил и половины этой суммы), триллер с Марго Робби «Конченная», фантастика «Излом времени» от студии Disney (132 миллиона сборов против 103 миллионов, затраченных на бюджет), новый «Щелкунчик», также отбивший сумму, потраченную на производство, но не спасшийся от негативных отзывов критики и публики, а также антиутопия «Хроники хищных городов», собравшей только половину бюджета.

Кадр из фильма «Кодекс Готти»

Подводя итоги, хотелось бы сказать о личных киновпечатлениях года. Чтобы не слишком сильно растекаться мыслью по древу, отмечу лишь, что самым классным проектом для массовой аудитории могу назвать «Богемскую рапсодию». Фильм, несмотря на множественные проблемы при производстве, смену режиссера и конфликты, возникающие на съемочной площадке, получился отличным примером того, как прилизанный сценарий может не испортить общее впечатление, а усилить его (подробнее о фильме читайте здесь).

Самым цепляющим независимым проектом лично для меня стал новый фильм Ларса фон Триера, к которому стоит подходить с опаской – градус насилия в проекте о серийном убийце не слишком высок, но в ленте хватает вещей, способных оскорбить чувства зрителя. Почему же «Дом, который построил Джек»  однозначно получился, а на критические отзывы из Канн, куда Триера пустили даже после того, как он стал персоной нон грата, не стоит обращать внимания читайте здесь. Наконец, самым ярким мультфильмом, по моему мнению, стал «Человек-паук: Через вселенные», поскольку в нем сочетаются отсылки к поп-культуре, стиль, креатив и юмор (подробнее о ленте также можно прочитать в рецензии). А какие фильмы больше всего понравились в этом году вам?

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Что же касается наступающего года, то в первую очередь от него ждем новых кассовых рекордов. В декабре, например, появилась информация о том, что сборы всех голливудских проектов за 12 месяцев превысили 41 миллиард долларов – фантастическая сумма, о которой раньше нельзя было и помыслить. А ведь на подходе у нас сразу несколько супергеройских боевиков, постоянно делающих кассу, а также новые «Звездные войны», которые завершат трилогию, ставшую настоящим феноменом десятых годов. Во-вторых, ждем новых звезд и крушения легенд кинематографа – в 2018 году, например, самым переоцененным актером назвали Мэттью МакКонахи, который всего несколько лет назад брал престижные награды и рвал бокс-офисы, так что интересно посмотреть, кто же стоит на очереди за нелестным кинотитулом. Ну и вообще год, как и всегда, обещает быть богатым на события, предугадать все из которых попросту невозможно.

Мэттью МакКонахи



Автор: Анна Ентякова