12:24, 01.01.2019
Новости

Рецензия на фильм «Т-34»: пацифистский военный блокбастер от режиссера «Бригады»

Редактор «Вокруг кино» объясняет, как из соревнования неповоротливых машин получился честный и энергичный экшн.


?>

В России существует настоящая культура военного кино: каждый год выходит по две-три ленты, посвященных Великой Отечественной и ужасам концлагерей. В последнее время режиссеры сосредоточились на экранизации локальных событий, зачастую известных только тем, кто интересуется историей страны. Лента Алексей Сидорова «Т-34» и вовсе основана на военной легенде: во время Второй мировой в Германии существовал особенный полигон, на котором немцы использовали захваченные танки Красной Армии, укомплектованные солдатами и гражданскими из фашистских лагерей, в качестве «живых» мишеней для отработки маневров. В 1965 году уже выходил фильм «Жаворонок» с аналогичным сюжетом, где танковый ас сотоварищи сбегает из плена.

Но создатели «Т-34» утверждают, что их картина – это не ремейк, а более светлое и «волшебное» переосмысление истории без трагичных смертей главных героев. Заметим, что в 2016-м на питчинге «Фонда кино» черновой ролик фильма выглядел весьма мрачно и постапокалиптично, был дополнен знаменитым эпичным треком из фильма «28 дней спустя», а в главной роли там значился Антон Шагин. Но Новый год (фильм не привязан ни к какому патриотическому празднику) и Александр Петров диктуют свои правила: сегодняшний «Т-34» – это по-настоящему развлекательная жанровая картина, практически без пропагандистской и идеологической составляющей. Но давайте разберемся по порядку.

Кадр из фильма «Т-34»

«Т-34» уже третий фильм за прошедший год, посвященный гусеничный военной технике, но в отличие от унылого «Несокрушимого» и топорных «Танков», он может похвастаться и голливудской драматургией в стиле «Ярости», и разухабистостью советского «Бумбараша», и графикой в стиле продвинутой игры-симулятора. Основное действие картины начинается с ударного боя в подмосковном селе Нефедово в 1941 году и выглядит как отдельный короткометражный фильм. Вот под тяжелую металлическую музыку снаряд вгрызается в сталь немецкой «пантеры», вот он метко пробивает насквозь сразу пару противников, вот шальная улыбка появляется на лице Александра Петрова… И вы уже не можете оторваться от экрана.

Кадр из фильма «Т-34»

Несмотря на то, что в первой части картины главному герою Николаю Ивушкину удается справиться с целой танковой ротой бородатого Клауса Ягера (Винценц Кифер), он все равно попадает в немецкий плен. Дальше мы видим уже 1944 год, у Ивушкина накладная растительность, будто взятая из ТЮЗа (или позаимствованная у «Выжившего» Леонардо Ди Каприо – решайте сами, на что это похоже), он находится в концлагере Ордурф, где перед ним снова нарисовывается вкрадчивый, умный и с шрамами на пол-лица Ягер с предложением поучаствовать в одной секретной миссии, от которого нельзя отказаться. С этого момента разворачивается не просто соперничество между двумя державами и профессиональными танкистами, а настоящий рыцарский поединок русской смекалки и немецкого упорства.

Кстати, исполнитель роли Клауса Винценц Кифер считает, что в нынешнее мирное время Ягер и Ивушкин стали бы заклятыми друзьями. «Они будто один человек, братья-близнецы, оказавшиеся по разные стороны баррикад. Ягер не ненавидит русских, он просто военный до мозга костей и хорошо делает свою работу. Как танкист он обязан стремиться в бой. А Ивушкин – его оппонент, такой русский Ягер», – говорит актер. Это вполне соответствует примирительному пафосу картины, где немцы в кои-то веки представлены достойными противниками, а не просто безликой силой.

Кадр из фильма «Т-34»

Интересно, что схватка Николауса и Николая (да-да, у офицеров одинаковые имена) снята с большим азартом, драйвом и соответственно любованием сопутствующей танковой машинерией, чем нежная романтическая линия между персонажами Петрова и Старшенбаум. Несмотря на то, что актеры, которых связывают серьезные отношения в реальной жизни, в один голос твердят: внезапная любовь – это мотивация выжить в аду войны, отработана она в контексте танчиков достаточно неловко. Чего только стоят переглядки заключенной-переводчицы и хромого танкиста на фоне немца, объясняющего им тактический план, или интимная близость в лесу за пару часов до финального боя.

Ирина Старшенбаум и Александр Петров в фильме «Т-34»

Но если о персонаже Ирины Старшенбаум мы за весь фильм узнаем только то, что ее зовут Анна Ярцева и она отлично владеет немецким языком, то танковый экипаж, который отбирает в концлагере Ивушкин, состоит сплошь из ярких типажей. Усатый Виктор Добронравов с натренированным белорусским говором настоящий «папка» для своих товарищей, Антон Богданов из «Реальных пацанов» играет борзого, но основательного уральского охотника, а хронически гнусавый интеллигент Серафим (Юрий Борисов, «Хрусталь») олицетворяет духовную составляющая танка. Сам Александр Петров, конечно, не заставляет забыть про все свои предыдущие роли, но широкими мазками представляет национальный характер с его сметливостью, энергией на грани отчаяния и святой верой в «авось».

Кадр из фильма «Т-34»

Нельзя не отметить не только сыгранность актерского ансамбля, но и серьезную техническую составляющую фильма: с нуля была построена деревня в Калужской области, воссоздана визуальная аутентичность танков, дуэли гусеничных махин делались в стиле настоящих танковых симуляторов c бесконечными «рапидами» нарисованных снарядов и пуль. Однако cовершенно отдельным образом стоят съемки в самих танках, которыми актеры профессионально учились управлять (так, Виктор Доброноравов, играя механика-водителя, проводил в машине по 12 часов в день). По словам оператора Михаила Милашина, в танк было поставлено пять камер и актерам приходилось играть прямо в движущейся, вибрирующей машине. Кадры из тесного танка стали одной из важнейших драматических составляющих фильма: в небольшом замкнутом пространстве актеры смогли наглядно продемонстрировать, как люди глохнут и приходят в себя после контузии, почему солдаты погибают или выживают внутри танка. Давно не модное «слоумо» здесь, кстати, весьма пригодилось.

Кадр из фильма «Т-34»

Возможно, единственное, что может вызвать у зрителя сильнейший когнитивный диссонанс – это выход фильма о страшной войне в первый день нового года. Но, как заверяет режиссер брутальных «Бригады» и «Боя с тенью», боятся нечего. «Совершенно не обязательно военному фильму быть мрачным и трагичным по интонации. Да, это война. Да, это смерть. В каждой семье есть погибшие. Но в этой войне мы – победили. И это важно!», – говорит Алексей Сидоров. Пожалуй, действительно, стоит начать год с победного и мирного мотива, особенно, когда на этот путь наставляет играющая на титрах песня Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой».

Трейлер фильма «Т-34»

Заинтересовал ли вас фильм «Т-34»?

';
';
';
';

Смотрите военную драму «Т-34» режиссера Алексея Сидорова в кино с 1 января 2019 года.

Читайте также:

Что посмотреть в кино в новогодние праздники — 2019

Баста и Пелагея выпустили клип к военной драме «Т-34»

Герои отечественных военных фильмов тогда и сейчас



Автор: Анка Васянина