19:19, 01.02.2019
Новости

Гела Месхи: «Когда позвонил Хабенскому поздравить с выдвижением его фильма на "Оскар", услышал в ответ: "Не торопись"»

Актер рассказал корреспонденту «Вокруг кино», почему предпочитает работать в военных картинах, как согласился на участие в «русском «Титанике» и по какой причине съемки в нем стали для него вызовом.


?>

27 января в отечественный прокат вышла военная драма «Спасти Ленинград», которую вполне можно назвать фильмом-катастрофой. В центре сюжета картины оказываются несколько человек, пытающихся спастись из блокадного Ленинграда на непригодной для плавания барже. Действие происходит через пару месяцев после начала войны – в сентябре 1941 года, а ключевыми героями становятся те, чьи судьбы уже успели сложиться: сын полковника, его возлюбленная – дочь врага народа, амнистированного из-за начала войны, и сотрудник НКВД. Главного героя и его возлюбленную сыграли дебютанты – внук Андрея Миронова Андрей Миронов-Удалов и дочь Анастасии Мельниковой Мария. А вот роль капитана НКВД досталась 32-летнему Геле Месхи. Корреспондент «Вокруг кино» встретился с актером после презентации фильма, который уже успели окрестить «русским «Титаником», и расспросил о том, почему артист предпочитает сниматься в военном кино, каково было играть НКВДшника, как поздравлял Константина Хабенского, в фильме которого сыграл, с выдвижением «Собибора» на «Оскар», почему фестивальный фильм, где он снялся, стопроцентно будут критиковать и что может спасти отечественное кино.

– Если взглянуть на вашу фильмографию можно заметить, что Вы очень часто снимаетесь в военном кино. Чем продиктована эта тяга к минувшим эпохам – распространенным мнением о том, что раньше страсти были сильнее, или хочется примерить исторические костюмы, или руководствуетесь чем-то еще?

– Все, что Вы перечислили, можно отразить в моем ответе. Мне кажется, дело и в костюмах, и в темпераменте, и в накале страстей, и в чувствах, которые испытывали люди, понимая, что их могут расстрелять или назвать врагами народа. Сама война с актерской точки зрения – это высокая концентрация эмоций: огромный спектр нужно в короткое время пережить на съемках, и это здорово. Кроме того, военное кино – это история, которая остается. Мы должны ее помнить и гордиться ей. И, конечно же, мне хочется, чтобы после себя я оставил что-то полезное, а не просто сыграл какого-то Васю, который говорит: «Привет, как дела?»

Константин Хабенский, Роман Агеев, Дайнюс Казлаускас и гела Месхи в фильме «Собибор»

– В прошлом году в прокат вышел дебютный полный метр Константина Хабенского «Собибор» с Вашим участием – тоже военная драма. Когда Вы узнали, что фильм выдвинут на «Оскар», какие эмоции испытали?

– Ой, конечно, я испытал радость! Сразу же позвонил Косте Хабенскому со словами: «Вау, это круто! Это здорово!» Но он, конечно, более опытный человек, который, к тому же, работал там, в Америке, поэтому ответил: «Гела, подожди, не торопись. Это только начало». Там есть много нюансов, но то, что наш фильм выдвинули и заметили, это уже большой плюс. На мой взгляд, фильм «Собибор» должен существовать. Если бы, когда мы его снимали, было больше времени, возможностей и денег, появилось бы больше снятого материала и мы смогли бы сделать фильм еще лучше. Но в любом случае я считаю, что «Собибор» – это отличная картина. И я горд, что снимался в ней. Там очень много потрясающих и именитых актеров. Взять одного Кристофера Ламберта – это уже мечта моего детства! Я вырос на его фильме «Горец» и увидеть его вживую для меня было потрясением (Гела снова расплывается в улыбке, затем становится серьезным. – Прим. ред.). Вообще, есть немного картин, про которые я могу сказать, что они мне нравятся. «Собибор» и «Спасти Ленинград» входят в этот список.

– Как Вы узнали о фильме «Спасти Ленинград» и почему приняли решение сняться в проекте?

– Мне позвонил мой агент и предложил принять участие в кастинге. Прежде всего я полностью прочитал сценарий. Только после этого обычно я соглашаюсь на пробы. Если материал мне нравится, то иду на кастинг, если нет – говорю, что занят (Улыбается.). Это мой анализ – так скажем, домашняя работа. «Спасти Ленинград» – хороший материал, где можно попробовать новые актерские грани.

Гела Месхи

– По словам режиссера Алексея Козлова, он при написании сценария фильма «Спасти Ленинград» опирался на рассказы очевидцев тех страшных событий или их родственников. Как Вы знакомились с теми страницами войны – смотрели хронику, читали мемуары?

– Мы выросли в России и знаем нашу историю. Знаем, каким трудом все это доставалось. Знаем, через что пришлось пройти нашим бабушкам и дедушкам ради того, чтобы мы с Вами вот так сейчас стояли и говорили об этом. И, конечно, все равно ты смотришь военные картины, особенно старые, читаешь хронику, задумываешься о том, как было тогда. И если подумать, то каждый день мы с этим сталкиваемся с тем временем, с историей.

– Многие журналисты, посмотрев фильм «Спасти Ленинград», сравнили его с «Титаником» Джеймса Кэмерона. Режиссер военной драмы заявил, что не приемлет таких сравнений, потому что они попросту нелепы. А какая позиция на этот счет у Вас?

– «Спасти Ленинград» действительно многие сравнивали с «Титаником». Я не вижу в этом ничего плохого. «Титаник» в конечном счете – это тоже история.

Гела Месхи, Мария Мельникова и Андрей Миронов-Удалов в фильме «Спасти Ленинград»

– Режиссер и сценарист Алексей Козлов рассказал, что на создание фильма «Спасти Ленинград» ушло три года. Год искали актеров, а затем два года шел съемочный процесс?

– Да, работа действительно длилась три года. Но съемки шли в основном летом. И я должен был оставаться в одной и той же форме на протяжении трех лет, то есть не толстеть, не худеть, не менять прическу и так далее.

– Не было страшно подписываться на такой продолжительный проект?

– Конечно, сомнения были. Но проанализировав, я подумал: «А почему бы и нет? Можно проверить себя на прочность!» У меня не было подобного опыта и мне показалось, что это интересно.

– А с точки зрения эмоций и морали – не менялось на протяжении этих трех лет отношение к персонажу?

– Нет, не менялось. Мы с режиссером сразу договорились на этот счет и пришли к единому знаменателю, что мой герой не плохой и не хороший, он просто человек, который помещен в такие обстоятельства. Быть НКВДшником – его работа. Если ему поручили задание, он должен его выполнить. Если не справится, то ему грозит расстрел. Он так же переживает за свою жизнь, как и все остальные. Мы не делали из него злодея, наоборот – показали обычным человеком со своими нюансами характера и вот с такими обязанностями.

Гела Месхи с женой Екатериной Климовой

– В отечественном кино очень сильна тенденция сталкивать в сюжете плохого НКВДшникаи хороших «всех остальных». Не показался ли Вам такой ход слегка шаблонным, когда Вы впервые прочитали сценарий?

– Нет, подобное противостояние не проявлялось. Когда я приехал на пробы, была только одна сцена – как я встречаю главную героиню на барже. И режиссер просто попросил меня сыграть так, как я ее вижу: «Нет никаких стереотипов. Как чувствуешь – так и делай! Играй как ты хочешь, только знай, что вот он – такой». И мне это очень понравилось. Меня зацепило, что все должно быть настолько по живому – и его срывы, и, наоборот, уход в себя. Мне такой подход показался нешаблонным, и, в принципе, как Станиславский завещал нам: ты в предлагаемых обстоятельствах.

– Осенью в Риме публике была представлена еще одна картина с вашим участием – фильм Рената Давлетьярова«Донбасс. Окраина» (фильм еще не выходил в российский прокат и не имеет даты премьеры. – Прим. ред.). Вы не приехали на презентацию проекта…

– Да, был занят… Снимался.

Гела Месхи после пресс-конференции фильма  «Спасти Ленинград»

– То есть это не принципиальная позиция игнорировать фестивали? Вообще, Вы разделяете кино на фестивальное и более массовое?

– Многие считают, что «Донбасс. Окраина» – это политическое кино, но, на мой взгляд, это не так. Меня привлекло то, что это история про людей, которые пытаются спастись. Они находятся в одном помещении и просто хотят жить. Что же касается фестивального кино, то я его люблю. Другое дело, что я не на все соглашаюсь, если предлагают. Потому что есть такие «сценарии», что невольно задаешься вопросами: «Кто это написал? Зачем вообще это снимать?» С другой стороны, есть хорошее фестивальное кино. И я очень рад, что познакомился с Ренатом Давлетьяровым и что он остановил свой выбор на мне. С ним очень приятно и интересно работать. Думаю, что зрителю понравится фильм. При этом я на сто процентов уверен, что будет много критики. Я это понимал, когда читал сценарий. И мы об этом с Ренатом Давлетьяровымговорили. Но я не боюсь критики и думаю, что люди, которые посмотрят и которые неглупые, все равно оценят кино скорее положительно.

Вообще рассуждать про кино все горазды. Могут очень критично высказываться. Но взять и самому снять, найти деньги и сделать эту работу не каждый способен. И иногда так и хочется сказать: «Старик, ну если ты все знаешь про кино, если все можешь, давай, пожалуйста, снимай!» Я приду и посмотрю, честно. Но все горазды только критиковать. На мой взгляд, наоборот, нужно русское кино поднимать. Критика – она полезна, я не говорю, что ее не должно быть. Но нужно еще вместе с этим и подбадривать, мол, в правильном направлении, здорово, очень круто, давайте дальше. Иначе мы никогда не выберемся из киношного болота…

– В последние годы, кажется, начали выбираться…

– Да, тьфу-тьфу-тьфу. И я очень рад, что выходит много военных фильмов. Взять тот же «Т-34» и тому подобное кино. Очень здорово, что про это пытаются снимать в разных жанрах, в том числе комедии, это очень правильно. Но, конечно, хотелось бы, чтобы было поменьше таких фильмов, в которых участвуют, так сказать, не очень актеры, а именно «лица». Я их называю так, потому что главное в них только то, что они медийные. Такого, конечно, хотелось бы меньше.

Трейлер фильма «Спасти Ленинград»

Заинтересовал ли вас фильм «Спасти Ленинград»?

';
';
';
';

Читайте также:

Рецензия на «Спасти Ленинград»: практически безупречно снятый фильм-катастрофа с внуком Андрея Миронова

Режиссеру и сценаристу фильма «Спасти Ленинград» не заплатили гонорар

Константин Хабенский прокомментировал выдвижение на «Оскар» своего фильма «Собибор»



Автор: Анна Ентякова
Фото: Пресс-служба Universal, Instagram