18:19, 14.03.2019
Новости

Рецензия на режиссерский дебют Александра Домогарова-младшего «Пиковая дама: Зазеркалье»

Обозреватель «Вокруг кино» объясняет, почему не стоило снимать второй после «Пиковой дамы: Черного обряда» Подгаевского хоррор про одну и ту же легенду.


?>

«Мальчик на лыжах» из «Елок-2» вырос и решил снять кино. И не нашел Александр Домогаров-младший ничего лучшего для своего полнометражного режиссерского дебюта как жанр ужасов – направление до сих пор мало и неудачно в нашей стране освоенное. Однако новичка не испугало «проклятие жанра». Домогаров-младший, похоже, вообще ничего не боится — ранее он снял короткометражку «Впустите детей» аж по Стивену Кингу.

Название  фильма «Пиковая дама: Зазеркалье» отсылает сразу к целому массиву информации: во-первых – к Пушкину и Чайковскому с их «тройкой, семеркой и тузом», во-вторых – к кэрроловской Алисе, которая бродила по Зазеркалью, в-третьих – к мистическому ужастику режиссера Святослава Подгаевского «Пиковая дама: Черный обряд», увидевшему свет в 2015 году.  Ну что тут сказать? Пушкиным и Чайковским в фильме Домогарова и не пахнет, а творением Подгаевского слегка отдает, поскольку обе картины по-разному визуализируют одну и ту же легенду про Пиковую даму, которая убивает детей.

Александр Домогаров-младший и Даниил Муравьев-Изотов на съемках фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Сюжет в новом фильме развивается стремительно. Буквально на первых кадрах автомобиль с сидящей за рулем мамой и ее дочкой и сыном на заднем сидении попадает в аварию, машина падает в воду, женщина погибает… Сиротки – друг другу сводные брат с сестрой, но 17-летняя Оля (Ангелина Стречина) особой любви к маленькому Артему (Даниил Муравьев-Изотов) не испытывает, тем более что мальчугана «клинит» на пережитой трагедии. Он повсюду видит мать, которая зовет его. Даже на похоронах ему чудится, что гроб слегка сотрясается, приоткрывается и оттуда течет черная вода. Олю все это бесит.

Основные же «леденящие душу» события развернутся под сенью учебного заведения – загороднего пансионата, куда отец Артема отправит детей. Готическое здание, похожее на сумрачный замок, загадочные учителя, предупреждение директрисы  – «Вот сюда ходить нельзя!»… Зритель понимает: ничего хорошего от этой школы ждать не придется и «сюда» дети как раз заглянут. Как и во многих западных ужастиках, все начнется с невинной игры. Артем, Оля и ее новые друзья-сверстники попытаются вызвать дух Пиковой дамы через изображение «лестницы Якоба», нарисованное красным на зеркале. Каждый выскажет духу свои желания: Кирилл (Владислав Коноплев) попросит, чтобы «сдохла» новая любовница его отца, толстуха Соня загадает не есть, красотка местного разлива Алиса — чтобы ее поцеловал учитель истории, а тихий и скромный Женя – чтобы выздоровела его бабушка.

Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Желания начнут исполняться буквально на следующий день, но как-то неправильно: толстуха Соня, отправляя в рот порцию риса, вдруг увидит копошащихся опарышей, а любовница отца Кирилла умрет уж совсем страшной смертью… Детки догадаются, что им-таки удалось вызвать дух Пиковой дамы, и теперь она чинит зло буквально на каждом углу. Особенно она преследует Артема, которого пытается уволочь в воду, прикидываясь при этом погибшей мамой… В общем, дети конечно, попытаются расследовать причины такого неадекватного поведения призрака и постараются запихнуть его снова в Зазеркалье, но при этом отряд потеряет многих бойцов.

Главный недостаток режиссерского дебюта Александра Домогарова-младшего заключается в том, что фильм наступает на грабли всех предыдущих  ужастиков, повторяя и ошибки, и все штампы. В «Пиковой даме» мы увидим отголоски и предыдущего фильма, и «Закрытой школы»,  и «Сумерек», и «Мамы», и «Других», и «Багрового пика», и «Проклятия монахини», и «Гарри Поттера» и еще массы картин, на которых «выросли» создатели. Мрачный дом, живущий своей жизнью, умеющий раздвигать границы и времени, и пространства, тема сиротства, бледные, почти прозрачные дети с жуткими глазами, мерзкие куклы, заброшенное кладбище с «говорящим» надгробьем, сам призрак, замотанный в какие-то черные вуали, потоки струящейся крови… Сколько раз мы уже видели такое?!

Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Не обошлось и без углубления в историю. Каждый порядочный ужастик обязан погрузить нас в древность и показать некое историческое событие с несправедливо пострадавшим человеком, который потом превратился в призрака-мстителя. В качестве мотивации «Пиковая дама» преподносит нам легенду о графине Оболенской (фамилия, конечно, обескураживает), которую убили крестьяне, а она за это «забрала» у них после своей смерти 19 детей… Директриса загадочной школы намекает, что все это неправда, а графиня была «просто несчастной женщиной». И ты уже настраиваешься на историю о том, что директриса – потомок мятежной графини или ее какое-то ее воплощение, но нет – никакой логики в словах и поведении героев этого фильма ждать не приходится.

Бесспорно, все что касается спецэффектов, всех этих опарышей и длинных когтистых пальцев, снято на современном уровне. Актеры справляются со своими незамысловатыми задачами, да и кастинг довольно удачный – свежие, незамыленные лица. Но что им играть-то, когда сценария в этой картине по сути нет, когда весь фильм представляется калейдоскопом из сменяющихся картинок, подсмотренных в чужом кино?

Впрочем, есть такой жанр – «оставь мозги дома». Если вы этого давно не делали, то можете сходить «ужаснуться» большой компанией – будет весело. Тем более, что первая часть этой  франшизы при бюджете в 45 миллионов собрала в прокате 140 миллионов рублей, а это не так уж плохо.

Трейлер фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Смотрите фильм «Пиковая дама: Зазеркалье» в кинотеатрах с 14 марта.

Заинтересовал ли вас фильм «Пиковая дама: Зазеркалье»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Рожденный стать королем», «Время возмездия», «ВМаяковский» и другие киноновинки недели

Продюсеры довольны режиссурой Александра Домогарова-младшего в сиквеле «Пиковой дамы»

Сын Александра Домогарова рассказал, что живет в нищете



Автор: Илона Егиазарова
Фото: ©РБ ПРОДАКШН