12:24, 28.03.2019
Новости

Рецензия на фильм «Дамбо»: захватывающий и очаровательный киноаттракцион от сказочника Тима Бертона

Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, почему бежать на главный фильм этой недели стоит и детям, и взрослым.


?>

За последние несколько лет студия Disney выпустила полдесятка игровых ремейков, основанных на сюжетах старых мультфильмов компании. В их числе, например, «Малефисента», «Золушка» и «Красавице и чудовище». Кроме того, только на ближайшие месяцы запланирован выход еще трех аналогичных проектов – «Дамбо», «Аладдина» и «Короля Льва». Столь мощный наплыв классических историй в кинотеатры заставил аудиторию относиться к новым интерпретациям знакомых с детства мультфильмов если не с опаской, то хотя бы со скептицизмом: новые сюжетные повороты могут смутить публику не меньше, чем почти полное отсутствие свежих идей. Кроме того, многие зрители со временем стали задаваться вопросом, не решили ли боссы попросту поставить на поток наследие студии, фактически использовав его повторно.

«Дамбо» ждали с опаской и по вышеописанным причинам, и из-за выбора режиссера. Тима Бертона – известного сказочника, получившего широкую популярность и завоевавшего любовь миллионов зрителей в 90-е годы, – со студией связывают непростые отношения. Его еще молодым художником выгнали из компании, потом взяли обратно, снова выгнали и так много раз. Когда режиссер добился успеха, его в очередной раз пригласили поработать. Но вот условия после этого диктовал скорее Бертон, из-за чего все его фильмы сохранили узнаваемый авторский стиль.

Кадр из фильма «Дамбо»

В последние годы, однако, Тим Бертон не слишком радовал публику. Несмотря на то что почти все картины режиссера получали благоприятные отзывы от критиков, публика не была в сильном восторге ни от «Алисы в стране чудес», ни от «Франкенвини», ни от «Больших глаз», ни от «Дома странных детей мисс Перегрин». И вот тут стоит сразу отметить, а скорее даже возвестить о том, что в случае с «Дамбо» не остается ничего, кроме как сказать, что старый-добрый Тим Бертон вернулся. И это один из главных плюсов картины, которых, отметим забегая вперед, у нее в избытке.

Создатели позиционируют «Дамбо» как первый ремейк, отходящий от канонов оригинального мультфильма. Это, впрочем, неудивительно: анимационная картина 1941 года рассказывала о страданиях маленького слоненка Дамбо, обладающего непомерно большими ушами, в цирке. Герой учился летать и мстил своим обидчикам лишь в конце часового мультфильма, и попытка развлекать публику подобным зрелищем в 2019 году была бы признана в лучшем случае неудачей, а в худшем – финансовым самоубийством. В итоге о чудесных способностях Дамбо в течение первых пятнадцати минут узнают его новые друзья Милли и Джо – выросшие в цирке дети лишившегося на Первой мировой войне руки наездника Холта Фэрриера. Они не так давно потеряли маму, а потому прекрасно понимают чувства слоненка, которого насильно разлучили с матерью-слонихой и пытаются помочь ему воссоединиться с ней.

Кадр из фильма «Дамбо»

В головах не по годам умных Милли и Джо быстро созревает план. Если Дамбо сможет выступать со своим номером на арене, то находящийся на грани банкротства цирк получит прибыль, которая поможет выкупить маму слоненка обратно. Схема вполне рабочая. Владелец шапито Максимилиан Медичи, увидев летающего Дамбо, приходит в восторг и понимает, что нашел золотую жилу. Об умеющем летать слоненке узнает и предприниматель Вэндевер, построивший целую развлекательную империю и желающий заполучить Дамбо в качестве главной звезды своего шоу. Медичи и Вэндевер заключают контракт, а дальше у героев начинаются сплошные проблемы.

Именно слово шоу является основополагающим, если говорить о «Дамбо». Тим Бертон и раньше получал возможность немного похозяйничать в цирке (например, в «Большой рыбе»), а сейчас ему выпал еще один шанс максимально проявить себя в подходящих для этого условиях – к его услугам персонажи со странностями, нашедшие в шапито приют и обретшие семью, красочные шатры и удивительные зрелища. Весь фильм представляет собой не что иное как грандиозное представление, полное головокружительных трюков и смертельных номеров: он в буквальном смысле выдергивает зрителя из реального мира и переносит в волшебный.

Кадр из фильма «Дамбо»

Несмотря на то, что количество событий в ремейке по сравнению с мультфильмом выросло не особенно заметно (поменялся скорее сценарный конструкт, а также добавились новые герои), «Дамбо» захватывает и очаровывает с первых секунд. Двумя абсолютно подкупающими героями здесь становится и сам слоненок – не умиляться, глядя на него, просто невозможно, и Колин Фаррелл, сыгравший в картине главную роль (абсолютно тот же эффект для женской половины аудитории). Совершенно роскошны при этом Дэнни ДеВито и Майкл Китон, с которыми Тим Бертон работал над картиной «Бэтмен возвращается». Оба прекрасно ладят с режиссером и почти перманентно корчат в кадре уморительные рожицы (основные эмоции – презрение или неприязнь друг к другу, таковыми уж видит отношения между взрослыми постановщик), удерживаясь на грани карикатурности.

То, что «Дамбо» это абсолютный бертоновский фильм, можно понять не только по ведущему актерскому составу (к нему, кстати, примкнула и Ева Грин, сыгравшая в «Доме странных мисс Перегрин) и причудливым аттракционам в развлекательном парке. Местами картина выглядит слишком зловещей, местами она слишком категорична (каждый раз, впрочем, справедливо) и резка. Бертон заигрывает с собственным творчеством и использует фирменные приемы, которые не дают фильму скатится в китч. А это бы неизбежно произошло, подойди к проекту с подобной тактикой любой другой режиссер.

Кадр из фильма «Дамбо»

Серьезную Милли, мечтающую сбежать из цирка и стать великим ученым, Бертон наделяет чертами многих своих знаковых героев. Она прекрасно понимает, по каким законам действует мир взрослых (по нему Тим тоже довольно жестко проходится: аудитория постарше явно будет в восторге от эпизодов с секретаршей Медичи) и порой отпускает замечания, которые могут показаться хоть и правильными, но чересчур заумными и философскими. Это, впрочем, не сильно бросается в глаза, поскольку прописные истины, вроде «никто не хочет быть один» и «почаще бы с детьми общался» произносят почти все герои «Дамбо».

Не избегает Бертон и символизма в кульминационных сценах, и высмеивания человеческой тупости и жадности, балансируя на грани фарса. «Я, конечно, не эксперт, но, кажется, у тебя проблемы посерьезнее», – произносит в определенный момент герой ДеВито, и это, кажется, самый показательный кадр, в котором сводятся трагичное и комичное. Кроме того, в ленте есть и отсылка к оригинальному мультфильму, связанная с розовыми слонами. На них Дамбо взирает с восторгом в глазах, примерно такие же эмоции испытывает при этом и зритель.

Кадр из фильма «Дамбо»

Можно, конечно, придраться к тому, что некоторые события выглядят слишком сказочно, но, в конце концов, речь идет именно о сказке, в которой люди и животные сумели найти общий язык и помочь друг другу. Чтобы не спойлерить, опустим подробности, но определенные вопросы у аудитории могут вызвать отношения героев Фаррелла и Грин – романтический намек понятен и вполне себе смотрится как завершающий штрих, однако и без него лента оказывается самодостаточной. Кроме того, и это можно расценивать скорее как громадный плюс, проблемы с графикой заметны только в одном эпизоде, и то они максимально сглажены.

В итоге «Дамбо» оказывается триумфальным возвращением Тима Бертона в большое кино со всеми вытекающими из этого последствиями. О чем стоит знать перед просмотром? Во-первых, лента может понравиться любой аудитории, однако для слишком маленьких и впечатлительных зрителей рискует оказаться чересчур драматичной: все-таки режиссер в своем репертуаре, и об этом следует помнить. Во-вторых, это проект, подкупающий не хитрыми сюжетными ходами и филигранной драматургией – здесь речь скорее идет о расширении сюжета оригинального мультфильма и ярких, но все же пунктирно прописанных персонажах, – а зрелищностью: его надо смотреть именно на большом экране, чтобы испытать на себе эффект погружения. Наконец, в-третьих, в «Дамбо» немало реплик, которые могут подтолкнуть зрителей, забывших о прописных истинах, в правильном направлении. Касается ли это темы воспитания детей, важности дружбы и взаимовыручки или правила о том, что жестокость и жадность всегда наказуемы. А это тоже не самый плохой стимул к просмотру.

Трейлер фильма «Дамбо»

Заинтересовал ли вас фильм «Дамбо»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Дамбо», «Пляжный бездельник», «Мы» и другие киноновинки недели

Появился первый трейлер фильма «Дамбо» с Колином Фарреллом, Евой Грин и Дэнни ДеВито



Автор: Анна Ентякова