18:30, 29.03.2019
Новости

Почему стоит ждать и смотреть фильм «Сулейман Гора», который никак не может добраться до проката в России

Обозреватель «Вокруг кино» рассказывает о яркой картине, которую высоко оценили на кинофестивалях в Торонто и Карловых Варах.


?>

«Сулейман Гора» — это продюсерский проект знаменитой Елены Яцуры. В индустрии знают: она обожает работать с новичками. Когда-то с ней стартанули Федор Бондарчук и его «9 рота», Рената Литвинова и ее «Богиня»… Всего за плечами Яцуры 16 проектов дебютантов. Режиссер «Сулейман Горы» Елизавета Стишова тоже человек начинающий. Но на качестве фильма это никак не отразилось – скорее, отразилось на формальностях, связанных с продвижением картины в прокате.

Как признается сама Елизавета, ей захотелось снять историю о двух женщинах, которые борются за сердце одного мужчины, и дети тут выступают разменной монетой. Но поскольку даже на уровне идеи это звучит банально, режиссер решила поместить свой любовный треугольник в Киргизию – и история заиграла красками, приобрела оттенок этнической сказки, притчи. Заиграть–заиграла, но после того, как фильм уже был снят, выяснилось, что в картине не соблюдена квота по российским гражданам–членам съемочной группы, и теперь у этого кино большие проблемы с прокатом в нашей стране. Хотелось бы, чтобы эти трудности были преодолены, и зрители увидели маленькую, но очень обаятельную киноисторию, которую, кстати, по достоинству оценили на фестивалях в Торонто и Карловых Варах.

Кадр из фильма «Сулейман-гора»

Главного героя «Сулейман Горы» – детдомовского мальчика Улука – нежданно-негаданно находит женщина, называющая себя его матерью. Женщина она странная – ни грамма ласки, одна деловитая сосредоточенность. Впрочем, Улук, давно мечтающий о родителях, рад всему – и нехитрому угощению, которое дает Жыпара, и жутким бытовым условия (она живет в каком-то бараке), а главное – ее красивым песням и легендам. Вскоре появляется и бывший муж Жыпары, а стало быть отец Улука, Карабас. Непонятно, как эти нерадивые родители потеряли мальчика, но очевидно, что именно эта история их рассорила, разлучила. Теперь Жыпара, страстно желающая вернуть супруга, надеется, что благодаря Улуку семья воссоединится. Ее не смущает даже то, что Карабас приезжает со своей новой женой – молодой и беременной Турганбюбю. И начинает эта сумасшедшая четверка колесить на старенькой немецкой развалюхе по дорогам Киргизии, фильм превращается в эдакое роуд-муви. Пустыня с ее зыбучими песками, блеск и нищета дворцов и лачуг, красивые обычаи, праздничные застолья — ты словно смотришь картину киргизского Кустурицы. И здесь тоже находится место и шутке, и философскому обобщению.

С каждым километром пути кажется, что тебе все труднее дышать — будто и рот, и нос забиваются песком – настолько атмосферно все снято. И с каждой минутой повествования ты понимаешь характеры героев все больше. Персонажи выписаны тщательнейшим же образом. Карабас – по местным меркам красавец, мачо, с внешностью рок-звезды (длинные волосы, хитрые усики) – самовлюбленный лентяй, впрочем, не лишенный обаяния. Он легко сходится с людьми, приветлив в общении, но при этом без зазрения совести может обмануть даже самого задушевного приятеля. Турганбюбю – амбициозная собственница, которая только и думает, что о своем красивом личике, да о том, как оторвать мужа от всех его прошлых связей. И Жыпара – женщина умная и предприимчивая, готовая ради своей любви на все – унижения, тяжелую и опасную работу…

Кадр из фильма «Сулейман-гора»

Да, мы забыли сказать, Жыпара трудится ведьмой. Собирает разные травки, ездит на священную Сулейман Гору и, вооружившись плетью, проводит там обряды экзорцизма и прочего колдовства. Все вокруг знают ее как мощную знахарку, и когда в семье мэра Орши случается беда, зовут на помощь именно Жыпару. Она зарабатывает неплохие деньги, которые можно было бы пустить на что-то толковое. Но без памяти влюбленная в бывшего мужа, она готова тратиться только на него, покупать его ласку и расположение. Сцена в роскошном магазине, в котором Карабасу приобретают дорогой костюм, и трагична, и комична одновременно. Зайдя с любимым в примерочную кабинку, эта восточная женщина страстно целует бывшего мужа, становится на колени… Актриса Перизат Эрманбетова играет эту сцену пронзительно.

Снимал картину оператор-румын Тудор Владимир Пандуру, работавший с Кристианом Мунджиу на «Выпускном». «Сулейман Гора» вообще получилась весьма интернациональным проектом: российские режиссер Елизавета Стишова и сценаристка Алиса Хмельницкая, художник-постановщик Светлана Дубина родом из Белоруссии, актрисы-киргизки и казах Асет Имангалиев в роли Карабаса… Кстати, это его прозвище — несомненная дань советскому прошлому, когда мы все еще были вместе, читали и смотрели одни сказки, например про Буратино, пели одни песни… Неслучайно Карабас по-русски напевает за рулем песню про «Катюшу», да и надписи, сделанные кириллицей — «Вулканизация», «Шиномонтаж» — то и дело лезут в камеру. Постимперское пространство с неприкаянными, выброшенными за обочину жизни людьми. Возможно, они и сами виноваты в том, что у них нет дома, постоянной работы, что из всех сфер деятельности сильная женщина Жыпара выбирает целительство, сильно отдающее мошенничеством. Но и образ страны за окном грузовичка, этой разрухи и бедности, помогают зрителю понять: кроме субъективных причин этой деморализации есть и объективные.  Дорога, по которой то путешествуют, то убегают от преследователей герои, не может привести к Храму, слишком много они набедокурят. Сулейман Гора — место, где Жыпара напитывается силой, в конце концов станет своебразным эшафотом...

Удивительное дело: маленькая, почти киргизская картина вместила в себя современные тенденции мирового кино, в том числе и феминистские тренды. Мужчина тут показан ни на что не влияющим, бездеятельным слабаком, отношения с ним — токсичными, и только женщины, обиженные своим Господином, тут совершают реальные и обдуманные поступки.

Моментами «Сулейман Гора» очень напоминает триумфатора Каннского фестиваля фильм «Магазинные ворошки». Мысль  о том, что не все, что кажется семьей, ей является, здесь тоже прорабатывается лихо. По сути каждый из взрослых в этой картине – законченный эгоист, и только бедный мальчишка Улук, все видящий, тонко чувствующий, не готовый мириться с обманом и моральной нечистоплотностью старших, здесь является воплощением доброты, совестливости и порядочности. И откуда в нем, детдомовском, это? Бескорыстная любовь мальчишки, его чистота может растапливать даже самые зачерствевшие сердца. При всем трагизме «Сулейман-гора» получилась светлым и обнадеживающим высказыванием, а с ними сегодня дефицит.

Трейлер фильма «Сулейман-гора»

Читайте также:

«Дамбо», «Пляжный бездельник», «Мы» и другие киноновинки недели



Автор: Илона Егиазарова