13:35, 06.05.2019
Новости

«Три года»: размышления о любви

Cпектаклю Сергея Женовача исполняется 10 лет.


?>

Спектакль «Три года» на сцене СТИ  —  это история обретения «семейного счастия», рассказанная с двух сторон. Его глазами и ее глазами. Это пронзительная история любви, монологи-исповеди мужа и жены, негромким голосом, произнесённые прямо в зал. «Три года» — одна из самых искренних, откровенных повестей Чехова. Перед вами — непривычный и в то же время «настоящий» Чехов. Повесть в лучшем смысле этого понятия «автобиографична».

Купеческая лавка-амбар, московские улочки и торговые ряды, московское общество — атмосфера спектакля погружает нас в ту жизнь, с которой Чехов был знаком не понаслышке… В период работы над спектаклем труппа театра побывала в Таганроге, на родине Антона Павловича Чехова — в доме, где он родился, в лавке отца, в гимназии, где он учился, в театре, куда тайно от учителей прибегал по вечерам.

Кадр из спектакля «Три года». Фотограф: А. Иванишин

«Три года» — первая повесть, написанная Чеховым после грандиозного и неожиданного для всех путешествия на остров Сахалин, после переломного момента в его творчестве. Это этапный текст, в котором сошлось все, прежде им написанное, и все, что будет создано им потом. Рассказанная Чеховым история любви и замужества Лаптева и Юленьки, разрушает романтический миф о любви, обнаруживая более глубинные составляющие этого чувства.

В центре внимания Чехова психология любовных переживаний, мужские и женские психотипы, противоречия изменения начального чувства любви, любовного порыва в бытовые реалии. Герой Чехова подводит итог размышлениям о любви: «пока я не любил, я сам тоже отлично знал, что такое любовь».

Кадр из спектакля «Три года». Фотограф: А. Иванишин

Но Чехов не вводит нас в пессимистическое настроение, а дает энергию жить, жить, не обманываясь. Чехов — это врач и пациент в одном лице.

«Скажу, наверное, для кого-то банальные вещи, но для меня самого важные. Чехов — по профессии врач. Это очень накладывает отпечаток на его мироощущение. Он все знал про свою болезнь, и поэтому не давался врачам. Знал, что ему ничем не поможешь, знал свой диагноз и при этом диагнозе он жил. И все его персонажи знают свой диагноз и живут с ним. А это и есть драматургический, драматический взгляд на мир, когда живешь в конфликте с самим собой, когда ищешь смысл жизни, предчувствуешь его, многое переосмысляешь, но все равно его не находишь» — рассказывает режиссёр спектакля Сергей Женовач.


Автор: Альбина Кискаркина