13:31, 19.05.2019
Новости

Каннский кинофестиваль — 2019: «Боль и слава» Педро Альмодовара, скучная драма о жизни работяг Кена Лоуча

Обозреватель «Вокруг кино» объясняет, почему легендарный испанец вновь останется без Золотой пальмовой ветви и чем плох новый фильм классика британского кино.


?>

Лично я ждала фильма Педро Альмодовара с особым трепетом: люблю этого режиссера, смотрела все его картины и когда-то рыдала на лентах «Высокие каблуки» и «Все о моей матери». Собственно, тема матери, детства и гомосекусальности кочует у режиссера из фильма в фильм. И, увы, чем дальше – тем меньше в картинах энергии, сил и дерзости. Что поделать – закон жизни. Дон Педро стареет, в сентябре ему исполняется 70. И именно об этом – о закате жизни он и решил снять кино с говорящим названием «Боль и слава». А в группу поддержки пригласил своих любимых актеров-талисманов – Антонио Бандераса и Пенелопу Крус.

Речь в картине «Боль и слава» идет о когда-то знаменитом режиссере по имени Сальвадор Малло. Он переживает кризис на всех уровнях: старость подкралась незаметно, кино снимать больше не может, здоровье дает сильные сбои, а близких людей он давно растерял. Уход матери и утрату любви герой переживает тяжело. Единственный способ унять боль – это предаваться воспоминаниям и курить героин.

Антонио Бандерас на официальном фотоколле фильма «Боль и слава» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

По сути «Боль и слава» — это фильм в фильме. Последнюю картину о своем детстве Малло то ли снимает у себя в голове, то ли на самом деле, но именно в эти минуты он и бывает счастлив. Ведь там, в «этом» кино мама (Пенелопа Крус) молодая и красивая, а он, обласканный и любимый ребенок, сидит дома, читает книжки, греется в лучах солнца, переживает первые сексуальные впечатления (до обморока). Альмодовару не изменяет чувство стиля – пространство у него, как всегда, ярко обставленное, краски брызжут с экрана и каждый кадр хочется обрамить и повесить на стену – будь это групповой портрет женщин, стирающих белье, или изображение мальчика в красных шортах, читающего книгу…

С формой в новом фильме Педро Альмодовара все в порядке. А вот с содержанием… Ну да, Бандерас тянет на себе эту невыносимую ношу, играет стареющего наркомана и гомосексуалиста на нюансах – походке, взглядах, жестах. Он даже отваживается на сцену со страстными поцелуями с мужчиной – бывшим партнером. Ну да, Пенелопа Крус подставляет под свет камер все свои морщины, не стесняется натруженных рук и шагает походкой бедной женщины. Вот только ради чего все актерские подвиги? Ради того чтобы сказать, насколько страшно одиночество? Насколько несоразмерна расплата за славу? Альмодовар, конечно, снял кино о себе, и эта запредельная исповедальность вызывает уважение и сочувствие. Вот только мы привыкли к другим эмоциям — к восхищению…

Педро Альмодовар на официальном фотоколле фильма «Боль и слава» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

На премьеру фильма «Боль и слава» приехали и Антонио Бандерас, и Пенелопа Крус. Прошлись по красной дорожке, обнимаясь с Альмодоваром, как давние друзья, нарядные и, в отличие от героя фильма, красиво стареющие…

У Альмодовара с Каннским фестивалем сложные отношения. Он ни разу, даже на пике своей формы не завоевывал Золотой пальмовой ветви – в 1999 году взял приз за режиссуру («Все о моей матери»), в 2003 – за лучший сценарий («Поговори с ней»). В 2017 году Канны пригласили его возглавить жюри – видимо, чтобы сгладить неловкость перед большим мастером. В этом году дону Педро явно тоже не повезет. А так хотелось…

Группа фильма «Боль и слава» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Еще один заметный фильм основного конкурса – «Простите, мы скучали». Ленту снял классик британского социального кино 73-летний Кен Лоуч – фигура преинтереснейшая. Родившийся в семье шахтеров, он по сию пору остро переживает проблемы простых людей. У него четкие политические  взгляды. Он, например, занимает пропалистинскую позицию и осуждает Израиль. Также он озабочен ситуацией в Чечне, о чем писал письмо Медведеву. А еще он был среди тех шести человек в суде, которые предложили подписать поручительство для Джулиана Ассанжа, когда тот был арестован в Лондоне в 2010 году.

Кен Лоуч на официальном фотоколле фильма «Простите, мы скучали» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

В своей картине «Простите, мы скучали» британский режиссер не изменяет себе, он снова рассказывает о жизни бедной семьи, которая пытается выжить в этом антисоциальном обществе. Его герои по общепринятым меркам – лузеры. Жена – эдакая мать Тереза с голосом мультипликационного персонажа – работает в патронажной службе, ухаживает за немощными стариками: меняет им памперсы, развлекает рассказами, кормит, выдает пилюли по часам. Она добрый человек и все эти тяжкие обязанности выполняет с удовольствием, убегая из дома по первому звонку даже в свои выходные. Муж только что нашел новую работу, с которой семья связывает надежды на выплаты всяких кредитов, он нанялся развозчиком посылок. Работенка аховая – почти концлагерь: день расписан по минутам, за потерю выданного считывающего устройства – огромный штраф, за любые другие провинности – иные денежные наказания, хочешь в туалет – запасайся бутылкой, будешь мочиться, не отходя от «станка».

Зато у супругов есть дети – трудный подросток-сын и нежная и ласковая дочь. Именно во имя семьи и надрываются муж с женой, гробя свое здоровье и по сути жизнь. Череда неприятностей заставит всех их пережить и семейный кризис. Героев, конечно, жалко, и кино вроде бы нужное. Но почему же так невыносимо скучно за всем этим наблюдать?

Группа фильма «Простите, мы скучали» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Читайте также:

Каннский кинофестиваль — 2019: восхитительный «Рокетмен», в котором Тэрон Эджертон поет не хуже Элтона Джона

Каннский кинофестиваль — 2019: «Отверженные» не по Гюго, «Бакурау» в духе Кустурицы

На 72-м Каннском кинофестивале показали новый фильм Кантемира Балагова «Дылда»



Автор: Илона Егиазарова
Фото: Global Look Press