13:25, 22.05.2019
Новости

Каннский кинофестиваль — 2019: восхитительные «Паразиты», скучная «Фрэнки» с Изабель Юппер и дидактичный «Молодой Ахмед»

Обозреватель «Вокруг кино» продолжает рассказывать о фильмах основного конкурса.


?>

72-й Каннский кинофестиваль близится к своему завершению. Чем дальше — тем острее интрига: кому же достанутся награды. И кажется, тут наметился еще один фаворит.

Новая картина «Паразиты» южнокорейского режиссера Пона Джун-Хо находилась в списке самых больших ожиданий Каннского фестиваля. 49-летний постановщик снимает кино не только на стыке жанров, но и смешивая разные стили. Его работы невозможно классифицировать как сугубо азиатское кино, потому что они напитаны влиянием многих любимых режиссеров, и среди них, несомненно, Тарантино. Но, кстати, и Квентин с интересом отслеживает фильмы Пона Джун-Хо. И так уж вышло, что конкурсные фильмы обоих показали в один день. Не тот ли это случай, когда ученик превзойдет учителя?

В 2009 году Джун-Хо привозил на Каннский фестиваль свой фильм «Мать», в 2017 году  — «Окчу». Последняя наделала много шума. Дело в том, что прокатчиком картины выступал стрим-сервис Netflix, а французские кинопроизводители, опасающиеся  за прокат, устроили обструкцию Каннскому фестивалю за поощрение онлайн-платформ, уводящих-де из кинотеатров деньги. «Окча» между тем взорвала Канны, заставив плакать и смеяться.

Режиссер Пон Джун-Хо на премьере фильма «Паразиты» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Показ фильма «Паразиты» тоже был самым эмоциональным на этом конкурсе: зритель хохотал, вздрагивал, а в финале долго аплодировал. Речь в картине о бедной, но очень изобретательной семье. Сын нанимается репетитором в дом богатых людей и учит дочь олигарха. Прочухав возможности хозяев, юноша решает трудоустроить всех своих родственников. Сначала он рекомендует экзальтированной хозяйке дома преподавательницу, которая разовьет изобразительный «талант» олигархического сына. Ею окажется, конечно, сестра репетитора. Далее сестра «уберет» водителя и порекомендует на вакантное место своего отца. Ну а самым трудным будет пристроить маму на роль домработницы – больно уж незаменимая женщина трудится в этом дворце. Однако остроумная многоходовочка – и вот уже верной прислуги в поместье нет. Здесь уже почти хозяйничает предприимчивая семейка – такой корейский «Тартюф». Однако комедия вскоре обернется драмой – с поножовщиной, с ручьями крови… Не будем раскрывать интригу, но мысль режиссера очевидна: на чужом несчастье счастья не построишь, бумеранг всегда возвращается.

Кто тут паразиты? Да все. Олигархическая семейка – язва на теле общества, слишком далеки они от народа, живут в своих башнях из слоновой кости, не нюхая настоящей жизни. Впрочем, когда неприятный запах доносится до их чувствительных носов, они морщатся и отворачиваются. Ну и бедняки, конечно, паразиты, пытающиеся присосаться к райским кущам, которых ничем не заслужили. Такое вот искрометное смешное-грустное кино с философским подтекстом, достойное награды за лучший сценарий.

Группа фильма «Паразиты» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Еще один ожидаемый фильм основного конкурса – «Фрэнки» Айры Сакса. Проекты с Изабель Юппер обычно обещают вязкость сюжета, загадочность и интригу. Актриса она дерзкая, смело окунающаяся в любые эксперименты. Вот и в новом фильме на первых же минутах 66-летняя Юппер снимает желтый халатик, потом фиолетовый верх купальника и сигает в одних трусах в бассейн. На упрек «Тебя же могут сфотографировать из соседнего дома» отвечает: «Ничего, я фотогеничная». Вот и все – это самый живой и остроумный момент картины американца Айры Сакса. Весь остаток фильма герои будут долго, пафосно и нудно разглагольствовать, перешептываться, сидя в комнатах или гуляя по лесу.

Изабель Юппер на премьере фильма «Фрэнки» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Главная героиня – знаменитая киноактриса, снимающаяся в том числе в Голливуде. За плечами, видимо, интересная жизнь, много браков, карьерные успехи. Но сейчас наступает конец – Фрэнки больна раком, ей осталось всего несколько месяцев. А потому она решает навести порядок в семейных делах — собирает компанию друзей и родственников и уезжает в Португалию. Первый муж, второй, вздорный сын, тревожная дочь с мужем и ребенком, подруга с бойфрендом — «оператором «Звездных войн»… У всех масса своих проблем, и героиня попытается деликатно их напоследок разрулить, вплоть до того что присматривается к подруге, способной, по ее мнению, осчастливить мужа после ее смерти. Близкие знают о скорой кончине Фрэнки, но они не понимают, как себя вести. Прощаться ведь тоже надо уметь.

Изабель Юппер и Айра Сакс на официальном фотоколле фильма «Фрэнки» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Моментами зрителя охватывает щемящая нежность и грусть – ты погружаешься в состояние человека, который уходит, для которого вся эта мирская суета кажется глупой и бессмысленной. Ты ведь на одном берегу – а они, живые, на другом, и страшно далеки вы друг от друга… С тобой еще пытается заняться сексом муж (очень корпулентный Брендан Глисон), еще пытается ссориться сын, но тебя уже нет. И все-таки этих пронзительных мгновений очень мало для того, чтобы претендовать на награду, да и вообще участвовать в конкурсе. «Фрэнки» — чрезвычайно скучное, выхолощенное, стерильное и монотонное кино, которое не спасает даже большая актриса Изабель Юппер.

Группа фильма «Фрэнки» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

К бельгийским режиссерам Жану-Пьеру и Люку Дарденнам, чей «Молодой Ахмед» также участвует в основном конкурсе нынешнего смотра, в киносреде своеобразное отношение: их считают скучными, но полезными. Защитники прав слабых и обездоленных, они всегда на острие социальных проблем и уже дважды брали главные награды Канн – за «Розетту» и «Дитя». На этот раз Дарденны решили препарировать тему исламского радикализма.

Режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны на официальном фотоколле фильма «Молодой Ахмед» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Главный герой – юноша Ахмед живет в центре Европы. Его семья давно адаптировалась к местным реалиям, сестра так вообще носит открытые сарафаны и приводит в дом бойфренда. Но Ахмед не хочет ассимилироваться. Его старший брат погиб, совершая теракт, вот он и кумир для подростка. Юноша теперь слушает по интернету проповеди и посещает собрания исламистов. Мозги 13-летнего ребенка уже промыты до такой степени, что выходом из обычного конфликта он считает месть. Повздорив в школе с учительницей из-за того, что та встречается с евреем и преподает арабский не по корану, Ахмед решается на священный джихад. Он тщательно готовится к убийству женщины, продумывая каждый шаг: фиксирует очки резинками на ушах, чтобы они в момент резких действий не упали и не разбились, прячет нож в ботинке…

Актеры Виктория Блак и Идир Бен Адди на официальном фотоколле фильма «Молодой Ахмед» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Случайность помешает герою осуществить замысел, но он все же загремит в исправительно-трудовое учреждение, куда из всех возможных вещей возьмет с собой коврик для молитв и коран, бережно хранимый в прозрачной косметичке. Даже в тюрьме юноша будет мыть руки и лицо в положенные часы перед молитвой и читать суры, но даже там он не оставит своих планов. Как говорится, упертость, достойная лучших применений.

Что хотят сказать нам Дарденны? Что Европа взрастили у себя проблему, с которой не знает, как обращаться? Что даже с экстремистами, особенно молодыми, надо вступать в диалог и пытаться до них достучаться? Не очень-то работают эти мысли в фильме, потому что ты не испытываешь к молодому убийце никакой эмпатии. И когда он, сбегая из тюрьмы, карабкается по стене школы, чтобы все-таки осуществить свой план, ты думаешь: хоть бы сорвался… Дарденны ясно обозначили проблему, сузив ее до судьбы подростка – вполне себе симпатичного очкарика, вежливого и даже застенчивого, их фильм как всегда получился ясным и дидактичным. Но на призыв о помощи главного героя ты почему-то реагируешь с холодным носом.

Группа фильма «Молодой Ахмед» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Читайте также:

Каннский кинофестиваль – 2019: «Тайная жизнь» Терренса Малика, достойная Золотой пальмовой ветви

Каннский кинофестиваль — 2019: женщины-режиссеры против зомби, абортов и нелюбимых мужчин

Каннский кинофестиваль — 2019: «Боль и слава» Педро Альмодовара, скучная драма о жизни работяг Кена Лоуча

Каннский кинофестиваль — 2019: восхитительный «Рокетмен», в котором Тэрон Эджертон поет не хуже Элтона Джона

Каннский кинофестиваль — 2019: «Отверженные» не по Гюго, «Бакурау» в духе Кустурицы

На 72-м Каннском кинофестивале показали новый фильм Кантемира Балагова «Дылда»



Автор: Илона Егиазарова
Фото: GlobalLookPress