19:19, 10.06.2019
Новости

Открывший «Кинотавр – 2019» фильм Валерия Тодоровского «Одесса» вызвал яростные споры

Критики нашли много неточностей.


?>

В Сочи начал свою работу юбилейный, 30-й по счету «Кинотавр». Фильмом открытия стала «Одесса» Валерия Тодоровского и сразу породила волну яростных споров. Нужно отметить, что картину режиссер закончил всего пять дней назад. Возможно, именно поэтому многим бросились в глаза некоторые недочеты, о которых люди не приминули сказать в лицо автору.

На фестивале гостят много знаменитых одесситов – например, Юрий Стоянов, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Нонна Гришаева. Некоторые попеняли Тодоровскому, что и «Одесса не та», и акцент неправильный, и юмора маловато, «и девушки слишком тощие», и в скандалах все говорят по одному, а надо, чтобы хором. Зато Юрий Стоянов заявил, что у него наглая ассоциация, будто это он снял фильм о городе, с которым его связывает вся его боль и все его счастье. Впрочем, актер тоже не удержался от легкой критики и сказал, что чуть подрезал бы картину и отдал бы ее в руки монтажеру, который не так сильно любит Одессу.

Съемочная группа фильма «Одесса» на премьере в рамках 30-го «Кинотавра»

Действие фильма разворачивается в 1970-е годы. Обычная еврейская семья, живущая в колоритном одесском дворике. К старикам – изумительные работы Леонида Ярмольника и Ирины Розановой – приезжают из разных городов две дочери (Евгения Брик, Ксения Раппопорт) с мужьями и супруг третьей дочери Борис (Евгений Цыганов) с сыном Валеркой. Казалось бы, радостное событие – вся семья в сборе, самое время есть барабулю, вареники, форшмаки и жарить картошку на сале. Все это и готовит героиня Розановой, еле передвигаясь по тесной квартирке (у персонажа явные признаки болезни Паркинсона), зацеловывая внука и переходя с русского на идиш. Но…

Власти объявляют о начавшейся в городе эпидемии холеры, Одессу закрывают на карантин, замкнутые в одном пространстве люди, не имеющие возможности уехать домой, перестают сдерживаться. Эмоции хлещут через край, старые обиды, ревности, равнодушие одних и удушающая любовь других – все это становится причиной тотальных скандалов. Атмосферу подогревает объявленное одной из дочерей решение эмигрировать в Израиль. Глава семьи (герой Ярмольника) — советский человек — расценивает это как предательство Родины. И еще, конечно, масла в огонь подливает зять Борис – весь такой успешный, в модной джинсе, респектабельный собкор «Известий», ожидающий  командировку в Германию, вдруг берет и влюбляется в соседскую девчонку-оторву – 15-летнюю Ирку.

Евгения Брик, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт в фильме «Одесса»

Чем закончится история, рассказывать не стану. Но у меня сложилось ощущение, что Валерий Тодоровский снимал это кино с прицелом на будущий телесериал: слишком много линий, слишком много героев и тем для полнометражного высказывания. По сути в одной картине живут четыре фильма: сначала  зритель настраивается на историю о том, как власти Одессы лгут населению, скрывая точное количество умерших из-за холеры. Потом ты настраиваешься на драму Короля Лира, преданного своими детьми. Далее тебе кажется, что это сюжет про страхи — боязнь быть евреем, боязнь КГБ, боязнь потерять свой стаус и спокойствие из-за пятна на репутации семьи. Ну а когда Евгений Цыганов начинает целовать девочку (кстати, актрисе на тот момент было 13 лет), ты осознаешь, что Тодоровский снял кино про человека, переживающего кризис среднего возраста (как и всегда с ролями Цыганова), разочарованного в своей судьбе, в себе, в окружающих – умирающего духовно.

На пресс-конференции Валерия Тодоровского не щадили вопросами, говорили и о сценарной чрезмерности, и о неточностях. Режиссер отвечал, что снял кино по сути о двух стариках, о рассыпающемся мире, о распаде семьи и страны: «Сейчас уже никто не будет переходить с идиша на русский, никто не скажет: «Давай пошлем детям айву с проводником». Этого мира больше нет… И да, это кино о 70-х, когда начались первые отъезды из страны, и каждая такая эмирация разрушала семьи».

Ксения Раппопорт, Валерий Тодоровский, Евгения Брик и Леонид Ярмольник на премьере фильма «Одесса» в рамках 30-го «Кинотавра»

Леонид Ярмольник признается, что снимался без грима, он просто вспомнил своего отца и попытлся привнести его образ на экран. «Он рано ушел из жизни, я часто с ним конфликтовал, а сейчас понимаю, что весь соткан из него», — дрогнувшим голосом произнес актер. Также Ярмольник, который ходит в фильме с обвисшим пузом, поделился «профессиональными секретами»: «Перед каждым дублем Валера говорил мне: „Надуй живот“, а Цыганову — »Втяни его". Ирина Розанова, из которой в фильме сделали рыжую, кудрявую, веснушчатую старуху, тоже призналась, что посвятила роль своим родителям, они прожили 60 лет вместе в мире и согласии. Для картины Ирина занималась с учителями и научилась бегло произносить на идише довольно длинные фразы. Тодоровский тоже думал о родителях,  делая это кино, одной из героинь он даже дал имя своей мамы — Мира.

Валерий говорит, что в принципе снял фильм-воспоминание о своем одесском детстве, неслучайно, что сына Бориса в картине зовут Валеркой, глазами мальчишки, только постигающего мир, и показана эта история. Другое дело, что «мои воспоминание могут быть неточны и расплывчаты», — добавляет режиссер. Главную «неточность» — то, что Одесса в фильме «не та» — Валерий объясняет просто: фильм снимали в Таганроге, Сочи и Ростове. По словам режиссера, ему очень хотелось приехать в Одессу, прожить там три месяца, напитаться этим воздухом, погрузиться в свои воспоминания. Однако политическая реальность сегодня такова, что никто не смог дать гарантии режиссеру в том, что съемочный процесс пройдет спокойно. Он приехал в город, договорился лично и с мэром, и с директором Одесской киностудии, оба были за проект, однако затем с режиссера потребовали список группы, и первый же ее член – Леонид Ярмольник, на котором держится почти весь фильм, оказался невъездным. Произвела на режиссера впечатление и история, случившаяся с Константином Райкиным, который устроил по договоренности в Одессе собственный творческий вечер. Мероприятие закончилось, не успев начаться – на сцену выбежали какие-то люди, которые сказали, что не позволят москалям тут выступать.

Супруга Валерия Тодоровского Евгения Брик на премьере фильма «Одесса» в рамках 30-го «Кинотавра»

Тодоровский, было, уже решил отказаться от своего замысла, однако Ярмольник, выступивший и продюсером проекта, уговорил его выстроить декорации и найти похожие локации в других местах. Как признался Леонид Исаакович, его функция состояла в том, чтобы Валерий спокойно занимался творчеством, а вопросы финансирования он взял на себя. Денежные проблемы Ярмольник решил довольно успешно: спонсорами фильма (и это отмечено в титрах) стали Роман Абрамович, Михаил Прохоров и Елена Батурина. Поначалу даже был замысел снять Одессу в Бухаресте, по словам оператора картины Романа Васьянова, эти города очень похожи, но в пересчете на евро такие съемки оказались неподъемными даже при наличии столь серьезных финансовых партнеров. Большие траты, кстати, были связаны и с пленкой, на которую Тодоровского уговорил снимать оператор. Постоянный подсчет дублей, страх, что их будет слишком много и группа выбьется из бюджета, конечно, потрепали нервы режиссеру, но о решении он не жалеет: картина, снятая на пленку, получилась по-хорошему старомодной, атмосферной. Работа художников и оператра вообще вызывает восторг. Ксения Раппопорт признается, как она с коллегами бегали по площадке, хватая вещи из «той эпохи» и причитали «А ты помнишь этот бидончик?!»…

Фильм, который прокатывает студия Disney, получил возрастное ограничение 18+, поскольку в нем все-таки рассказана история любви взрослого мужчины к несовершенолетней  девочке. Также в нем есть сцена, которую Тодоровский ни за что не вырежет: спасаясь от холеры, Борис с Валеркой переезжают жить  на корабль, и там бойкая капитанша, похожая на Софи Лорен, скажет мальчишке: «Ты когда-нибудь видел голую женщину?» Скажет – и предстанет перед ним на секунду в чем мать родила. «Я не откажусь от этой сцены хотя бы потому, что она произошла со мной, – смеется Тодоровский. — И тело той женщины я помню в подробностях и сейчас». Будем надеяться, что прокат пощадит воспоминания большого режиссера. А еще все-таки пожелаем фильму перемонтироваться в сериал и, быть может, все линии, сюжеты судьбы, там свяжутся в более цельное высказывание.

Читайте также:

Появились первые кадры из нового фильма Валерия Тодоровского «Одесса»

Объявлена программа 30-го фестиваля «Кинотавр»

«Кинотавр — 2019»: ожидания и прогнозы



Автор: Илона Егиазарова