17:26, 04.09.2019
Новости

Рецензия на «Оно 2»: затянутый и почти не страшный сиквел ужастика по Стивену Кингу

Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, как не остаться разочарованным после просмотра долгожданного продолжения легендарного хоррора.


?>

В 2017 году в прокат вышел хоррор «Оно» – экранизация одного из самых известных романов Стивена Кинга и ремейк одноименного сериала 1990 года. Новый фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Мало того, что полнометражная лента стала настоящим хитом проката, собрала несколько кинопремий, в том числе и молодежных, и вернула интерес публики к произведениям короля ужасов, она еще и дала настоящий карт-бланш режиссеру Андресу Мускетти при работе над сиквелом. Сам постановщик, кажется, тоже не ожидал такого ошеломляющего успеха – он даже взял перерыв, чтобы посмотреть на реакцию зрителей и только потом приступать к съемкам продолжения.

Однако прошедшие со дня премьеры первого фильма два года лишь подтвердили простую истину о том, что лучшее – враг хорошего. Мускетти не то слишком вдохновился успехом, не то решил провернуть какой-то киноэкперимент и в процессе так увлекся, что вышел за рамки, но сиквел «Оно» в итоге вышел достаточно спорным и изрядно подрастерял баланс между смешным и страшным.

Кадр из фильма «Оно 2»

Так, если первый фильм был практически идеально сбалансированной смесью хоррора и драмы о взрослении, дружбе и первой любви, то сиквел кидает от жанра к жанру без какой-либо необходимости. По большей части «Оно 2» напоминает затянувшуюся драму о комплексах, которые нормальны для подростков, но практически неприемлемы для взрослых людей. Герои сиквела же, похоже, попали в колесо Сансары и по новой проживают все самые травматичные моменты своей жизни.

От взрослых фобий, как бы обратное ни утверждали создатели, при этом здесь ничего нет: даже если судить по кошмарам героев, в душе они так и остались напуганными детьми (при этом эта линия подается до ужаса примитивно и бесхитростно). А в перерывах между страданиями героев и их насильственными флешбэками «Оно 2» играет в трэш-комедию с плохой графикой, которая больше всего напоминает непонятно почему экранизированный фанфик.

Кадр из фильма «Оно 2»

Уровень ничем неоправданного безумия с удовольствием поддерживают и сами создатели. Для этого, например, они используют максимально странных и вызывающих приступы истерики персонажей, для создания которых использовалась компьютерная графика. Упрекнуть создателей в непрофессионализме при этом не получится – в сценах, где градус саспенса выкручен до предела (финал в этом смысле оправдывает почти два часа невнятного действия), спецэффекты выполнены на очень достойном уровне и действительно завораживают.

Звезды, играющие выросших членов «Клуба неудачников» при всей своей внешней схожести с актерами-детьми, кажется, не совсем понимают, что от них требуется. Безусловно хороши и харизматичны Айзая Мустафа, Билл Хейдер, Джей Райан и Джеймс Рэнсон. А вот в случае с самыми крупными голливудскими знаменитостями возникают некоторые вопросы. Так, Джеймс МакЭвой, хотя и органичен, справляется со своей ролью лишь из-за того, что ему как лидеру отведено больше экранного времени и внутренних переживаний, которые являются триггером для сюжета.

Кадр из фильма «Оно 2»

Джессика Честейн и вовсе не дотягивает до Софии Лилис – ей не хватает ни органичности, ни естественности, которыми приковывала к себе внимание девушка. Все, чем героиня нового фильма запоминается – наигранными визгами и участием в любовном треугольнике. Усугубляет ситуацию и то, что она – напряженная до предела – по-прежнему страдает от того, что не может завязывать отношения не с садистами и моральными уродами.

«Оно 2» вообще слишком сильно концентрируется на ошибках и слабостях героев. Проговаривается все это не один раз, что несколько утомляет: от произведений по Кингу обычно не ожидаешь морали в лоб, да и аудитория не совсем та, чтобы учить жизни так пафосно. Любителям ужастиков, как это ни парадоксально, сиквел тоже не может предложить ничего нового. Количество скримеров по сравнению с первым фильмом сведено к минимуму, а пугающие элементы, как говорилось выше, скорее веселят и буквально вгоняют в истерику, чем действительно леденят кровь.

Кадр из фильма «Оно 2»

Добавили в ленту и актуалочку в виде вкраплений ЛГБТ-тематики. С одной стороны, это позволило поучаствовать в картине Ксавье Долану, который как актер практически всегда прекрасен. С другой, линия «тайна, которую скрывает один из ключевых героев» слишком очевидна и ее регулярное проговаривание на протяжении почти всего хронометража тоже слегка утомляет.

Вопросы вызывают и некоторые сюжетные повороты. В кадре появляется один из парней, гнобивших неудачников в далеком 1989 году, который выжил, и один, которого постигла чуть более печальная участь, – возвращается в Дерри он при этом в виде зомби, а потом пропадает так же внезапно, как и появился. Некоторые решения самих повзрослевших героев тоже сомнительны. Разделиться и пойти искать артефакты, рискуя наткнуться на Пеннивайза – да. Засунуть руку в водосток, после того, как услышал оттуда зловещий голос клоуна – да. На отчаяние такие шаги мало тянут, разве что указывают на желание авторов еще больше поглумиться над своим детищем.

Кадр из фильма «Оно 2»

Кстати, насчет авторов: в определенный момент в кадре появляется сам Стивен Кинг, который шутит про плохие концовки в романах (кстати, шутка, повторенная пять раз, не становится смешнее, но в «Оно 2» вообще исповедуется принцип про то, что повторение – мать учения).

К кому в сиквеле действительно сложно предъявить претензии, так это Биллу Скарсгорду. Он здесь абсолютно великолепен и предстает во всей красе, в том числе и без грима Пеннивайза. Увидеть зловещего клоуна теперь можно и при свете дня и без сторобоскопных вспышек, что дает великолепную возможность рассмотреть его во всех подробностях и насладиться игрой шведского актера.

Нареканий не вызывает и финал «Оно 2», включающий исполнение легендарного ритуала Чудь и битву с Пеннивайзом. Есть, конечно, в фильме и другие моменты, которые в принципе хотелось бы пересмотреть (например, сцена в комнате ужасов, где повзрослевший Билл и Пеннивайз с разных сторон пробиваются через стеклянные стены к маленькому испуганному мальчику – исход очевиден, но напряжение при этом растет в геометрической прогрессии), но их количество, к сожалению, несоизмеримо мало. Чуть чаще встречаются неплохие шутки, построенные, как правило на грубоватых подколах и черном юморе. Есть в сиквеле «Оно» и пасхалки к другим произведениям Кинга, особенно отлично смотрится та, что отсылает к «Сиянию».

Кадр из фильма «Оно 2»

К тому же, сиквел «Оно» продвигает довольно важную идею о том, что взрослые вроде бы должны сами справляться со своими проблемами, но это не отменяет того, что им тоже может быть страшно.

В итоге тем, кто собирается на сеанс, стоит порекомендовать лишь одно: умерьте свои ожидания от сиквела. Да, «Оно 2» все еще способно доставить удовольствие при просмотре и удивить зрителя, но создатели при этом ушли вразнос, растеряли баланс и утратили изрядную долю непосредственности. Возможно, произошло это потому, что фильм сменил настроение, возможно оттого, что теперь герои – взрослые люди, все еще страдающие от фобий, которые, конечно же, как и всегда идут из детства и из-за этого не вписывающиеся в мир вокруг них.

В «Оно 2» остались Пеннивайз, из-за которого ленту действительно стоит посмотреть, трогательные нотки и философские мотивы, вроде того, что от себя убежать невозможно. При этом создатели безжалостно и в какой-то мере даже грубо проговаривают очевидные истины и ставят жирную точку – то, что в первом фильме оставалось полунамеками, здесь приобретает вполне четкие очертания, и это вполне может вызвать закономерное разочарование. Впрочем, это уже проблема самих зрителей, а не тех, кто работал над картиной.

Трейлер фильма «Оно 2»

Читайте также:

25 самых ожидаемых фильмов осени 2019 года

Джессика Честейн: «Я не разрешаю журналистам входить в мой дом, а они не пытаются прорваться туда штурмом»



Автор: Анна Ентякова