23:50, 18.09.2019
Новости

Рецензия на «Чернобыль: Зону отчуждения. Финал»: как создателям удалось красиво закольцевать историю

19 сентября на онлайн-платформе PREMIER покажут первый вариант событий третьей части (а их будет еще два), которая станет для истории заключительной.


?>

«Чернобыль: Зону отчуждения» смело можно назвать одним из самых успешных отечественных проектов не только на Родине, но и за рубежом. Продолжения мистической истории об аварии на Чернобыльской АЭС поклонники с нетерпением ждали два года. В 2018-м было объявлено, что третьего сезона сериала не будет — вместо него зрители увидят полнометражную версию, которая станет финальной. Тогда же создатели шокировали заявлением, что зрителей ждут три фильма с почти одинаковым содержанием, но разными развязками. Такого кинематограф еще не видел. Изначально картины планировалось выпустить в широкий прокат, но за месяц до премьеры было принято решение разместить их на онлайн-платформе PREMIER.

Интрига вокруг финальной части масштабного проекта висела в воздуха на протяжении года. На презентации «Чернобыля: Зоны отчуждения» в рамках фестиваля Comic Con Russia 2018 Евгений Стычкин, у которого одна из ключевых ролей, признался, что сценарий полного метра удивил даже его: «Блистательный Илья Куликов (сценарист. — Прим. ред.) вновь каким-то чудом смог перевернуть с ног на голову мир, который он же когда-то и придумал. При этом всё, что там написано, — это абсолютно естественное и логичное продолжение того, о чём мы рассказывали в двух сезонах сериала».

По сюжету в аномальной зоне Чернобыля, под защитным саркофагом четвёртого энергоблока корпорация «Глобал Кинтек» ведёт незаконное строительство. Этим планам пытается помешать специальная межгосударственная комиссия, но прямо во время пресс-конференции на её руководителя нападает группа неизвестных террористов. И возглавляет их Паша – когда-то он успешно сражался с Зоной, но похоже, что теперь Зона сама захватила его. Четвёрке его друзей – Ане, Лёхе, Насте и Гоше – не остаётся ничего другого, кроме как отправиться в Припять, чтобы попытаться спасти Пашу и предотвратить катастрофу мирового масштаба.

Трейлер фильма «Чернобыль: Зона отчуждения. Финал»

С первых же секунд чувствуется, что это финал и сами создатели будто бы прощаются с историей. На премьере полного метра продюсеры вспомнили, что сценарий появился у них в 2009 году, то есть ровно 10 лет назад. Тогда ещё не было «Чернобыля» HBO и ориентиры приходилось искать самостоятельно. На протяжении первых двух сезонов проект выдерживал очень высокий темп. В третьей части, которая стала полнометражной, уже нет того драйва и вообще вся она выглядит скорее как эпилог или послесловие. Но это впечатление от первого фильма. А их будет ещё два. Хочется ли посмотреть альтернативные развязки? С одной стороны — очень, ведь безумно любопытно, как ещё можно сложить этот паззл, чтобы получилась такая же ладная развязка. С другой стороны — невероятно красивый хеппи-энд хочется запомнить как единственно возможный вариант.

Изначально создатели проекта обещали, что полный метр смогут посмотреть все и поймут даже те, кто не видел первые два сезона. Нет, так не получится. Более того, даже тем, кто смотрел проект, будет сложно вспомнить все подробности, а они тут играют ключевую роль, ведь история складывается в конечном счёте как паззл, а нем нет ненужных деталей. Напоминание ключевых моментов прошлых сезонов в третьей части есть, но это скорее проходит пунктирной линией. В общем, чтобы смаковать историю, идеальный рецепт: пересмотреть первый и второй, а потом только браться за финал. Но это проблема всех сериалов, продолжения которых приходится долго ждать. Тут к создателям нет вопросов. Зато есть вопросы к выбранной форме.

Почему не полноценный третий сезон после суперуспешных первых двух? Не было времени на проработку сценария? Почему три альтернативных финала? Никак не могли определиться, что понравится фанатам? На премьере режиссёр Дмитрий Киселев, который присоединился к проекту как раз в третьей части, сказал, мол, если не понравится этот финал — посмотрите ещё два фильма. Неужели постелили себе соломки? Но все эти сомнения разрешатся и появится ответ на вопрос, насколько была оправдана выбранная форма конкретно для этой истории, после просмотра всех трёх вариантов. Фильмы будут выходить раз в неделю по четвергам, начиная с 19 сентября.

Режиссер фильма «Чернобыль: Зона отчуждения. Финал» Дмитрий Киселев

После просмотра первого осталось ощущение, что так сложно создатели хотели рассказать нам о предельно простых вещах — любви, дружбе, смелости. Режиссёр на премьере сказал, что, мол, основной посыл истории в том, что поступок человека способен перевернуть мир, и попросил совершать побольше добрых. Нужно ли нам напоминание о таких банальных вещах и простых истинах? Каждый решит для себя сам. Но попробуйте ответить хотя бы на один вопрос. «А было ли что-то в твоей жизни, что ты так сильно помнишь и куда хочешь вернуться?» —спрашивает персонаж Яценко у главного героя в финале.

Исполнители главных ролей вернулись к своим привычным амплуа. После образов-перевертышей второго сезона герои предстали в третьей части такими, какими мы их и полюбили. И в этом тоже есть нотка ностальгии. В третьей части фокус на них — на главных героях. Вернее — на их чувствах. Нам обострили и оголили их до предела. На что главные герои готовы ради друг друга даже после шести лет разлуки? Насколько сильно они еще любят друг друга? Насколько они честны по отношению друг к другу? Третья часть получилась концентратом именно эмоций. В ней меньше экшена и событий, но больше общечеловеческого.

За гуманистическую линию отвечает и новый персонаж. С ним будет связано невероятное количество трогательных моментов. «Я хотел ее вылечить, а надо было просто любить», — говорит он Ане в финале после всего того, что уже произошло. Но создатели за третью часть успели раскрыть его характер лишь широкими мазками, поэтому не до конца осталась понятна его мотивация. Но, возможно, второй и третий фильм прольют больше света на этого весьма любопытного героя.

Исполнитель главной роли в проекте «Чернобыль: Зона отчуждения» Константин Давыдов

В «Чернобыле: Зоне отчуждения. Финале» появились нотки волшебства. Но оно в принципе очень логично и в лоб объясняется по ходу повествования. Правда, кого-то этот флер сказочности наверняка будет раздражать. А самые скептически настроенные по традции найдут киноляпы. Но одно бросается в глаза: картинка стала скуднее. То ли не хватает графики, то ли операторские решения стали скучнее — но получилось как-то слишком просто и буднично.

Превзошел ли финал «Чернобыля: Зоны отчуждения» ожидания? Однозаначно нет. После прорывных двух сезонов, особенно после того, как во втором создатели сумели развернуть историю так, как никто не ожидал, и, кажется, превзойти самих себя (мы писали об этом здесь. — Прим. ред.), от третьего уже по инерции ждешь чего-то не менее сенсационного. Разочаровал ли финал? Однозначно нет. Создатели сохранили логику истории и не стали растягивать вопреки здравому смыслу, а поставили точку тогда и там, где ее еще можно было поставить. Ведь все мы помним печально знаменитый Lost. Поэтому иногда хорошая жирная точка в правильном месте — это уже прорыв. У финала «Чернобыля: Зоны отчуждения», по крайней мере у первого его варианта, крепкий каркас из логики. Все остальные элементы кому-то придутся по душе, кому-то — нет. Но это уже вкусовщина.

Читайте также:

Режиссер полнометражной версии «Чернобыля: Зоны отчуждения» рассказал, как снимал фильм с тремя разными финалами

Звезда «Чернобыля: Зоны отчуждения» Константин Давыдов рассказал, что на съемках вытягивал из себя все самое злобное и мерзкое

Звезда «Чернобыля: Зоны отчуждения» Кристина Казинская рассказала о проблемах с лицом, которые начались после съемок в проекте



Автор: Лениза Яфизова
Фото: Пресс-служба, Instagram