19:17, 17.10.2019
Новости

Рецензия на фильм «Джуди»: Рене Зеллвегер сыграла роль, которая принесет ей «Оскар»

Звезда Голливуда снова изменилась до неузнаваемости и превзошла себя.


?>

Похоже, с Оскаром на главную женскую роль уже все ясно – он достанется Рене Зеллвегер, перевоплотившейся в фильме Руперта Гулда «Джуди» в американскую кинодиву Джуди Гарленд. И этот тот случай, когда актерская игра спасла весь фильм, который вполне мог бы пройти в прокате незамеченным. Сколько уже таких, сделанных по одним и тем же лекалам, историй мы видели: на молодую звезду внезапно обрушивается лавина успеха и всенародной любви, от родителей понимания и поддержки, не говоря уже о защите, не дождаться, и потому коварные продюсеры начинают ковать железо пока горячо, загоняя артиста в бешеный график – без отдыха, без возможности побыть одному, без нормальных для организма бытовых условий (еда-сон). Через годы накопившаяся усталость, нехватка времени на расчистку завалов в личной жизни, проблемы со здоровьем подведут звезду к краю пропасти – ежедневная пригорошня таблеток да алкоголь лишь усугубят ситуацию. Истощенный организм начнет давать сбои, изменчивая и неблагодарная публика примется кричать «ату его!», близкие предадут, деньги кончатся… Напомнить названия подобных байопиков? Из недавнего – «Богемская рапсодия», «Рокетмен», документалки о Майкле Джексоне («Покидая Неверленд» не считается)… Да даже не самый удачный сериал о нашей родной Людмиле Гурченко!

Однако каждый из перечисленных довольно банальных фильмов вытягивают на себе а) актеры, б) показанные в кадре музыкальные номера. Не исключением стала и картина «Джуди».

Рене Зеллвегер в фильме «Джуди»

Нынешнему поколению кинозрителей имя Джуди Гарленд, увы, ничего не скажет. Ну разве если кто-то вспомнит, что она мать Лайзы Минелли. А ведь в 30-е, 40-е, да и в начале 50-х ее имя гремело, не сходило с обложек журналов и первых полос газет. Обладательница премий Оскар, «Золотой глобус», Грэмми, она была включена Американским институтом киноискусства в список величайших кинозвёзд. Правда, случилось это в 1999 году – спустя 30 лет после ее смерти. Ну а начиналось все красиво: малышка выступала с двух лет, ее родители – бродячие музыканты – арендовывали кинотеатры и готовили водевильные номера с участием дочерей. Однажды один из номеров нашей уже 17-летней героини (тогда ее звали Фрэнсис Этель Гамм) увидел основатель киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луис Б. Майер. Девушку пригласили сыграть роль Дороти в фильме «Волшебник из Страны Оз».  А поскольку главная героиня культовой сказки все-таки была девочкой, юной актрисе запретили прибавлять в весе – за ее рационом строго следили, она почти ничего не ела, даже кусочек торта в свой день рождения! Потом и почти не спала – столько было работы.  Спустя годы взрослая Джуди Гарленд расскажет, как сотрудники кинокомпании раздавали артистам амфетамины – чтобы стимулировать их на долгие съемки, и как на ночь выдавали снотворное – ибо люди уже самостоятельно не засыпали…

Фильм «Джуди» показывает нам последний год жизни Гарленд. Ей 46, она выглядит и чувствует себя развалиной, у нее проблемы со связками, она крепко сидит на таблетках. За плечами – четыре брака, с последним мужем она судится за право воспитывать младших детей. Адвокаты советует ей перестать работать и купить дом -  тогда можно будет обосновать свои материнские права. Но как бросить работу, если Джуди – банкрот, у нее огромные долги? И она делает отчаянную попытку заработать на гастролях в Лондоне.

Кадр из фильма «Джуди»

Перед нами череда ее вечерних выступлений. Перед каждым происходят события, выбивающие артистку из равновесия. То у нее начинается дикая паника, взращенная неуверенностью в себе, то ее выбесит бывший муженек, то телефонный разговор с дочерью… Таблетки, виски – и вот уже Джуди не может выйти на сцену. Ассистенты вламываются к ней в номер, насильно одевают, выводят на публику. А там… То она будет петь из последних сил – и это будет настоящий театр, или нет, — исповедь… То она вдруг упадет, то сцепится с каким-то недовольным зрителем… Гастроли в Лондоне она почти провалит, от этого сорвется другой контракт – на который она так рассчитывала… И все-таки со зрителем Гарленд найдет в себе силы  попрощаться на высокой ноте…

Через полгода после этих гастролей Джуди умрет.  И вот то, как Рене Зеллвегер играет человека, осознающего свой конец, понимающего, что дальше ничего хорошего не будет, что успех, слава, отличная физическая форма – далеко позади, — это конечно, высший пилотаж. Поначалу еще зритель придирчиво рассматривает в кадре актрису: ну-ка, где там черты нашей любимой Бриджит Джонс, что там с внешностью актрисы после пластики? А потом ты растворяешься в истории и проникаешься безмерным сочувствием к этому больному, изможденному, бесконечно усталому человеку. И, черт побери, если бы неудачной пластики у Зеллвегер не было, ее следовало бы придумать: в образ Джуди Гарленд весьма органично ложится вся эта новая внешность актрисы. Впрочем, многое Рене Зеллвегер приходится играть – и эту раскоординированную походку, и эти странные жесты и позы, словно у тебя артрит ли проблемы с позвоночником, этот тусклый взгляд из-под едва открывающихся век, даже эти морщины, которых у реальной Рене в ее 50 нет!

Кадр из фильма «Джуди»

Мы знаем множество историй, когда ради роли актеры видоизменяли свою внешность, сама Рене ради роли Бриджит Джонс поправлялась два раза на 20 кг. Но то, что она делает в фильме «Джуди» — это не физиология, это психология. Актриса проживает жизнь человека, который ежеминутно расплачивается за былой успех и цена ой-как велика. Редкие вспышки радости (свадьба с пятым молодым супругом прямо на лондонских гастролях), колкие шуточки, которые она отпускает на публику («как только я впадала в депрессию – я выходила замуж»),  выдают в ней остатки живой, реактивной, остроумной личности. Но хватит всего лишь одного бестактного вопроса тележурналиста, чтобы загнать ее в состояние абсолютной беспомощности, в новую депрессию  — и тут уж никакой муж не поможет.

Отдельное удивление — музыкальные номера. Мы видели Зеллвегер в мюзикле «Чикаго», но каждая песня, каждое танцевальное движение в «Джуди» — это крик отчаяния, это драматизм высшей категории, это сплошной оголенный нерв. В эти моменты героиня так напоминает другую гениальную женщину с истерзанным сердцем — Эдит Пиаф… А чего стоит сцена, в которой Рене-Джуди наконец пробует торт, который ей всю жизнь запрещали есть! Палитра эмоций и чувств: удивление, растерянность, радость, чувство удовлетворения и досада — сколько же в жизни упущено настоящего… Как все это одновременно ей удалось сыграть в одном коротком эпизоде?!

Любопытно, что дочь Гарленд знаменитая Лайза Минелли, которая появляется в фильме на миг (ее играет Джемма-Ли Девери), не одобрила экранизацию биографии своей матери: то ли от того, что у них были прохладные отношения, то ли от того, что ее собственная биография не многим отличается от материнской.

Почему-то кажется, что и Рене Зеллвегер далеко не понаслышке знает о том, что играет. Бедное, как и у Джуди, детство, отчаянные попытки зацепиться, страх вернуться туда, назад, внезапный успех, огромное количество мужчин, сегодняшняя связь с почти альфонсом – и как итог отсутствие полноценной семейной жизни. Зеллвегер любит повторять, что успешность женщины не определяется наличием брака и детей. Бравирует? Впрочем, у Рене есть колоссальное преимущество: она еще успевает сказать «стоп», успевает съесть свой торт. Джуди не успела.

 

Трейлер фильма «Джуди»

Смотрите фильм «Джуди» в кино с 17 октября.

 

Читайте также:

Лайза Миннелли не одобрила съемки биографического фильма о ее матери с Рене Зеллвегер в главной роли

«Малефисента: Владычица тьмы», «Джуди», «Мысленный волк» и другие киноновинки недели



Автор: Илона Егиазарова