13:30, 28.11.2019
Новости

Рецензия на «Тварь»: скучная и притворяющаяся мистическим хоррором драма с Еленой Лядовой и Владимиром Вдовиченковым

Корреспондент «Вокруг ТВ» резюмирует, что новый отечественный проект может порадовать поклонников жанра атмосферной картинкой и в то же время огорчить полным отсутствием напряжения.


?>

Сегодня в прокат выходит отечественный мистический хоррор «Тварь» с Владимиром Вдовиченковым и Еленой Лядовой в главных ролях. В картине актеры сыграли супружескую чету, которая не может оправиться от трагедии: три года назад их 6-летний сын ушел из дома и не вернулся. Для того, чтобы поддержать и утешить друг друга в горе, Игорь и Полина решают усыновить ребенка. Они приезжают в детский приют при монастыре, однако едва переступив порог заведения героиня Лядовой понимает, что боль утраты в ней слишком сильна, чтобы заботиться о другом малыше.

Однако перед тем как уехать, женщина сталкивается с затравленным ребенком, который непонятно как оказался в приюте. Несмотря на злобный оскал мальчика и его звериные повадки, Полина мгновенно проникается к нему жалостью и уговаривает мужа забрать малыша с собой. Игорь сначала сопротивляется, ссылается на то, что это незаконно, но спустя десять минут экранного времени ребенок все же оказывается у обревших новую надежду родителей, а сотрудники органов всячески потворствуют тому, чтобы супруги в дальнейшем смогли усыновить мальчика, даже несмотря на зловещие предсказания местной монашки (Роза Хайруллина) о том, что они не сумеют с ним справиться.

Кадр из фильма «Тварь»

Процесс адаптации Вани, которого безутешная Полина назвала именем пропавшего сына, поначалу идет тяжело, однако спустя некоторое время расклад сил меняется. Игорь постепенно привязывается к мальчику, понимая, что он теперь часть их семьи, а вот его жена начинает подозревать что-то неладное. Мужчина не верит в сверхъестественные истории, даже когда сам узнает о загадочных тайнах из прошлого найденыша. Одуматься и принять меры его заставляет только череда трупов, к которому явно имеет отношение его приемный сын.

«Тварь» при всех своих потенциальных плюсах в итоге оказывается этаким жанровым проектом средней руки. Интересно, что большую часть фильма на экране разворачивается натуральная драма – за мистику в первый час отвечают всевозможные вздохи, ахи, скрипы и парочка действительно необъяснимых моментов, а за хоррор – скримеры, коих, впрочем, здесь насчитывается не слишком много. В итоге переход из одного жанра в другой слишком затягивается и к моменту, когда на экране наконец начинает хоть что-то происходить, зритель успевает порядком соскучиться.

Кадр из фильма «Тварь»

Впрочем, говорить при этом про то, что драматическая часть сделана из рук вон плохо, язык не поворачивается. Так, например, «Тварь» поднимает довольно важные вопросы детской и взрослой жестокости, сиротских приютов и прочей социальной атрибутики, проговаривая доступные, но часто забываемые истины простым языком. Есть здесь и парочка религиозных вкраплений, которые очень хорошо вписываются в эту историю, несмотря на то, что не слишком толковое объяснение происхождение «твари» выглядит довольно сумбурно.

Кстати, с мистической частью вообще выходит настоящая беда. Во-первых, кажется, что создатели ленты просто взяли различных клише из типичных представителей жанра и смешали их в одну кучу. Во-вторых, в ленте местами отвратительная графика, на корню убивающая все впечатление, которого разными средствами все же удалось добиться. В-третьих, сверхъестественные микроэпизоды обрывочны и фрагментарны настолько, что никак не монтируются с остальной частью картины. Наконец, любые объяснения часто остаются за скобками, как и некоторые другие важные детали, – их то ли боялись плохо снять, то ли посчитали, что надо оставить некую загадку, но вызывает такой подход только недоумение.

Кадр из фильма «Тварь»

Вообще, бессвязность и обрывочность происходящего – ключевая беда картины. Таковой оказывается и завязка, и основная линия, в которой вразнобой всплывают то одни, то другие персонажи. Их появление в итоге складывается в некую единую картинку, но собирать этот паззл во время самого просмотра не то, чтобы не хочется, это попросту невозможно: недостаточно вводных данных. Сами герои также не блещут умом и ведут себя не особенно последовательно. И сильнее всего это заметно на примере героини Лядовой.

Так, Полина большую часть времени пребывает в экзальтированном состоянии: это сначала безудержное счастье, а затем сильнейший страх. Конечно, все это можно списать на стресс, который испытывает героиня, но переход от «Давай возьмем его, это же наш пропавший сын!» до «Ой, это не наш сын, мне страшно!» выглядит как минимум странным, а как максимум крайне рваным. Как плавно его сыграть тоже непонятно и в итоге выходит, что актрисе приходится то и дело впадать в истерику, сюсюкать с малышом и на выдохе говорить что-то вроде: «Че…».

Кадр из фильма «Тварь»

У персонажа Вдовиченкова линия прописана более складно и логично: он сначала присматривается к мальчику, однако затем проникается к нему отцовским теплом и сочувствием. Но и у Игоря в запасе находятся весьма спорные решения. Например, он на полном серьезе сажает ребенка, который ходит исключительно на четвереньках, за руль (да, это сильный и эмоциональный момент сближения. Но насколько это адекватное действие?). Или попросту бросает на даче якобы потерявшегося кота, даже не пытаясь его отыскать (эпизод был введен, чтобы показать зверства найденыша? Тогда почему бы не уравновесить его, например, проявлением чувства сострадания у героев, тем самым не оставляя происходящее в подвешенном состоянии?).

Появление других героев в кадре хоть и является, как это выяснится позже, сюжетообразующим, тоже вызывает вопросы. Персонажи Анны Уколовой и Константина Тополаги слишком сумбурно и неожиданно возникают на экране, не менее отрывочными выглядят и эпизоды с участием Евгения Цыганова (он, впрочем, из картины в картину не меняется и по-прежнему предстает в образе мрачного персонажа, пусть и менее замкнутого, чем обычно).

Владимир Вдовиченков и Евгений Цыганов в фильме «Тварь»

Из однозначных плюсов в «Твари» стоит отметить визуал и музыку. Картинка выглядит мрачно и атмосферно, при этом на протяжении почти всего хронометража выдерживается одна и та же стилистика, а создатели постоянно пытаются отрабатывать собственные авторские фишки. В частности, касается это операторских ходов. Регулярно, например, изображение переворачивается с ног на голову, наглядно показывая, как меняется жизнь героев. Кстати, поначалу даже кажется, что оператор ловит исключительно отражения, из-за чего хочется надеяться на некое двойное дно, но довольно скоро попытки разобраться в происходящем начинают утомлять.

Хоррор-шедевром в итоге «Тварь» назвать нельзя. Даже несмотря на то, что на поле драмы фильм гораздо лучше справляется со своими задачами, происходящему в любом случае не хватает накала. Лента может похвастаться неплохим актерским составом (сильнее всего выделяются Вдовиченков и Хайруллина), атмосферной картинкой и саундтреком, худо-бедным поддержанием интриги, а также философскими рассуждениями, которые, впрочем, тонут в разреженном сценарии. Из минусов здесь довольно шаблонные скримеры, совсем уж чудные моменты, вызывающие скорее приступ истерического смеха, чем страха, плохая графика, а также глупейшая нелогичность всего происходящего, даже с поправкой на жанр.

Кадр из фильма «Тварь»

Некоторые, впрочем, думают иначе. Так, несколько дней назад стало известно, что у «Твари» появится несколько адаптаций, в том числе в Южной Корее. Не совсем понятно, что такого новаторского увидели в сценарии западные киноделы, но с поправкой на специфику местного кинематографа можно предположить, что там лента выйдет более кровавой и резкой. И вполне возможно, что это пойдет изначальному концепту на пользу.

Трейлер фильма «Тварь»

Заинтересовал ли вас фильм «Тварь»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Холодное сердце 2», «Прекрасная эпоха», «Тварь» и другие киноновинки недели

У отечественного хоррора «Тварь» с Владимиром Вдовичековым и Еленой Лядовой появится южнокорейская адаптация

Появился трейлер ужастика «Тварь», в котором Владимир Вдовиченков и Елена Лядова сыграли потерявших ребенка супругов



Автор: Анна Ентякова