20:19, 12.02.2020
Новости

Рецензия на фильм «Лед 2»: трогательный сиквел, который оказался намного лучше первой части

Корреспондент «Вокруг кино» рассказывает, почему новый фильм Жоры Крыжовникова нельзя пропустить.


?>

Надя (Аглая Тарасова) в подвенечном платье стоит в ЗАГСе и выслушивает от регистратора продолжительные тирады по поводу роли замужества. Все потому, что Саша (Александр Петров) задерживается на матче своего хоккейного клуба. Счет сравнять герой помог, но тренер (Сергей Лавыгин) отпускать его отказывается, хотя и обещал. Делать нечего, надежде русского спорта приходится доводить игру до победного конца. На свое бракосочетание Саша все же успевает. Влюбленные счастливо произносят клятвы и целуются. В этот торжественный момент декорации разъезжаются в разные стороны, пара оказывается на льду, вместе они начинают петь «Аллилуйя любви». Один совместно пережитый трепетный момент сменяет другой: от рождения дочери до ее первого выхода на лед. Но не все славное будущее, которое они себе представляли тогда, случится на самом деле.

Кадр из фильма «Лед 2»

Первый «Лед» вышел два года назад и собрал полтора миллиарда рублей, чего от относительно скромной романтической истории не ждал, кажется, никто. История получившей травму фигуристки и вынужденного присматривать за ней вспыльчивого хоккеиста то и дело прерывалась музыкальными номерами, которые старательно скрывали на этапе промокампании. Диапазон звучавших хитов был широк — от Земфиры до Богдана Титомира. Но отечественные представители мюзикла стабильно не собирали кассу, потому продавали «Лед» как спортивную драму. Смена режиссера для сиквела вполне закономерна. Жора Крыжовников — автор единственного полноценно как творчески, так и коммерчески успешного мюзикла «Самый лучший день», пусть его также позиционировали, сместив акценты, как караоке-комедию.

По своей тональности «Лед 2» изменился кардинально. Не осталось пафоса первой части, которая заканчивалась общественным единением, когда толпа на трибунах подпевала песне «Лети» группы «Амега». Это маленькая и трогательная история, масштаб которой не разрастается до ледовых арен, где проходят соревнования по фигурному катанию. Для режиссера «Лед 2» не ремесленная работа, а личная и важная. Большая часть концепций, которые он развивал еще со времен первого «Горько», работают и здесь. «Аллилуя любви», звучащая в прологе, это реверанс в сторону первого мастера Крыжовникова — Марка Захарова, поставившего рок-оперу «Юнона и Авось», кульминацией которой эта песня и является.

Кадр из фильма «Лед 2»

«Лед 2» — обратная сторона «Самого лучшего дня». Фильм с Дмитрием Нагиевым был этаким переосмыслением «Афони», отражением русской жизни, завуалированным благодаря своей жанровой иносказательности. Там алкоголь являлся топливом, причиной, разрешением русскому мужчине взяться за микрофон и запеть, даже если он не в голосе, тогда как персонаж Петрова из фильма «Лед» от спиртного старательно отказывается. Оформление музыкальных номеров в «Самом лучшем дне» было нарочито приземленным, ограниченным одной локацией, только исполнение «Зеленоглазого такси» являлось метафорой всепоглощающего одиночества.

В картине «Лед 2» условность большого студийного мюзикла, с подтанцовкой, дорогими декорациями становится фоном. Исполнение песен является полноценной частью драматургии, но по сравнению с первым «Льдом» это более лиричные и исповедальные номера. Контекст позволяет звучать «Тополиному пуху» как гимну эфемерности времени, «Нас не догонят» — как духоподъемной балладе, в которой отец и дочь, что бы ни происходило, держатся вместе против всего мира, а «Озеро надежды», исполняемая всегда Аллой Пугачевой, оказывается лебединой песней персонажа Марии Ароновой.

Кадр из фильма «Лед 2»

В развитии внутрифильмовой реальности режиссера Иркутск из второго «Льда» — нечто среднее между квартирной драмой «Звоните ДиКаприо» и региональным семейным единством в интерьерах частных домов из его ранних работ. Это пространство из рождественских сказок, которое может в прямом смысле покрыться ледяной коркой во время исполнения песни, если дома никто не ждет и не к кому возвращаться. Место, в котором маленький каток в парке может стать большим стадионом, а на витраж в ЗАГСе может быть спроецирован сюжет предшествующей сцены. Масштаб места и его внешний вид в зависимости от внутреннего ощущения героев Крыжовникова может меняться, чего не было в первом фильме, где персонажи были заперты в своих локациях во время музыкальных номеров.

В случае второго «Льда» стоит быть осторожным в раскрытии сюжетных линий, потому что это редкий фильм, способный удивлять не столько нетипичным развитием характеров, заявленных в первой части, сколько своей смелостью. Это надрывная социальная драма, маленькая история про семью, которая способна обрести друг друга, только отбросив все юридические нормы и позаботившись о близких по-настоящему. В ней все глупости совершают из-за вспыльчивого характера и раздражающего упрямства.

Кадр из фильма «Лед 2»

Если герой злится, то крушит все вокруг, а если спокоен, но счастлив или печален, то поет. Крыжовников продолжает исследовать характер русского человека, и «Лед» в этом смысле закономерное продолжение «Горько». Свадьба на этот раз проходит без свидетелей и прочих соглядатаев, это пройденный этап. Режиссер изучал бездну родственных отношений в «Звоните ДиКаприо», клановость — в «Горько», теперь настал черед его героям заводить ребенка.

Вроде бы очередная история про отцов и детей, способна разбить немало зрительских сердец уже после первых двадцати минут. В семье, где люди любят друг друга, даже ссоры, до каких бы масштабов они ни дошли, ведут к еще более крепкому единству. Простые истины проиллюстрированы привычной средой. «Лед 2» точен уже на уровне узнавания, потому что даже фантомы прошлого у Крыжовникова, появившись в кадре, поправляют шапку ребенку до боли знакомо.

Трейлер фильма «Лед 2»

Читайте также:

Алла Пугачева, Татьяна Михалкова и Александр Петров высказались о пожарной эвакуации во время премьеры фильма «Лед 2»

Александр Петров публично признался в любви Стасе Милославской на премьере фильма «Лед 2»

Стася Милославская поддержала Александра Петрова на премьере фильма с его участием



Автор: Анна Ентякова