19:38, 10.03.2020
Новости

Премия АПКиТ-2020: прогнозы и ожидания

24 марта состоится вручение VIII Премии АПКиТ – самой, пожалуй, на сегодня престижной в профессиональной индустрии.


?>

В этом году на VIII Премии АПКиТ ожидается любопытная схватка: сезон выдался интересным, богатым на события, и, боюсь, в некоторых номинациях жюри придется пройтись по тонкому льду. Но для начала вспомним, чем жила отечественная теле- и киноиндустрия в последние месяцы. Сериал «Содержанки» был куплен Amazon, и это, несомненно, свидетельствует о том, что западная индустрия стала рассматривать Россию как поставщика любопытного контента. В «родных палестинах» проект вызвал неоднозначную, но все же громкую реакцию – критики рассорились почти как сейчас при обсуждении «Дау».

Интерес Запада к России не ограничился продуктами, обратили на себя внимание и наши актеры – как результат Данила Козловский снялся в шестом сезоне «Викингов», а Юлия Снигирь сыграла у самого Паоло Соррентино в «Новом папе». Надеюсь, в следующем году эта замечательная актриса попадет в номинацию Премии АПКиТза «Хорошего человека». Более трех миллиардов собранных в прокате рублей и продажа в Китай фильма Клима Шипенко «Холоп» убедили даже завзятых скептиков в том, что взрывающие кассу отечественные комедии могут быть одновременно качественными и коммерчески успешными.

Александр Робак в сериале «Шторм»

«Шторм» оказался тем редким сериалом, который хвалили и критики, и профессионалы, и зрители – явление, несомненно, заслуживающее внимания. Ну а «Эпидемия» вызвала яростные обсуждения в соцсетях, связанные с вопросами цензуры, и была признана «пугающим и гениальным пророчеством». Словом, развитие форматов, причем в русле мировых трендов налицо, и это не может не радовать. И тут самое время правильно поощрить причастных к процессу – чтобы задать тенденции, определить качественную шкалу.

Главная интрига грядущей Премии АПКиТ связана со схваткой «Шторма» и «Эпидемии». Оба проекта заявлены в основных номинациях – «Лучший сериал» (5-24 серии), «Лучшая сценарная работа», «Лучший режиссер» и, конечно, в актерских категориях. И как тут кого ни награждай – все будет справедливо. Если говорить лично о моих пристрастиях, то «Лучшим сериалом» считаю «Шторм», поскольку тема коррупции, честных следователей и бесчестных представителей бизнеса, рвущихся во власть, точно попадает в сегодняшний социальный запрос. Вспомните, кто победил на «Оскаре» и Каннском фестивале — фильм «Паразиты», рассказывающий о социальном неравенстве и бунте маленького человека – и это несомненное свидетельство того, чем сегодня дышит мир, что для него действительно важно.

Кирилл Кяро в сериале «Эпидемия»

Вы скажете, что мир сегодня живет страхами, связанными с короновирусом, и логичнее назвать «Лучшим сериалом» «Эпидемию»? Эпидемии приходят и уходят, а коррупция остается. Кстати, отрадно, что именно в эти дни (с 10 марта) «Шторм» пойдет в эфире канала ТНТ (до этого его показывали исключительно на видеоплатформах). Широкая зрительская аудитория, включая регионы, должна увидеть эту историю! Не могу не сказать о еще двух номинантах, заявленных в данной категории, — сериалах «Ростов» и «Шифр». Это тоже весьма качественные продукты. Но хотелось бы, чтобы члены жюри все-таки выбирали не из ретро-сюжетов, а из актуального контента.

В номинации «Лучший режиссер» я бы поощрила автора «Эпидемии» Павла Костомарова. Удерживать напряжение зрителя в непростом жанре триллера на протяжении восьми серий, сделать повествование столь выпуклым, достоверным, злободневным, суметь напугать, показать человеческую природу, в которой инстинкты побеждают воспитание, образование и все базовые понятия о морали и этике — это, конечно, большой профессионализм, достойный награды.

Александра Ревенко в сериале «Содержанки»

Что до сценарной номинации, то тут (несмотря на высочайший качественный уровень авторов «Шторма» и «Эпидемии», которые и получат, по всей видимости, премию) выделю «Содержанок». Нана Гринштейн, Анна Рубцова при участии Константина Богомолова придумали во многом революционный для нашего телевидения проект. Показать мир больших денег, мир людей, в которых все покупается и продается, подчеркнуть (особенно во времена metoo) мысль о том, что современная женщина – будь она искусствоведом или следователем – не может устоять перед соблазном роскоши или возможностью сделать карьеру – это поступок. Провокационный, смелый, но с убийственной точностью попадающий в сегодняшние реалии, выглядящий ярким противовесом на фоне истерии с харвигейтом и исповедями жертв харассмента двадцать лет спустя. Многочисленные характеры проработаны в сериале скрупулезно, да и детективная часть истории впечатляет. Кстати, в номинации «Лучшая актриса второго плана», я бы поддержала «содержанку» Ольгу Сутулову. Образ конкурентки Ольги — Софьи Ардовой («Ростов») уступает по драматизму. Впрочем, другая соперница — Марьяна Спивак красиво закольцовывает в «Эпидемии» свою личную творческую историю: в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь» она играла мать-ехидну, которая теряет сына, в «Эпидемии» актриса словно реабилитируется — исполняет роль мамы, готовой ради спасения чада на все. Возможно, эта актерская трансформация произведет впечатление на жюри.

С актерскими номинациями в этом году вообще ситуация интересная. Александр Робак представлен в категориях «Лучший актер» («Шторм») вместе с Кириллом Кяро («Эпидемия») и Александром Палем («Толя-робот»). И он же – в номинации«Лучший актер второго плана» («Эпидемия») вместе с Максимом Лагашкиным («Шторм») и Алексеем Барабашем («Ростов»). Думаю, Робака следует все-таки наградить за роль принципиального следователя, а его партнера по «Шторму» Максима Лагашкина, без которого сегодня тоже обходится редкий сериал, отметить за «второй план» — Максим и Александр нынче в отличной форме, переживают прям «болдинскую осень».

Денис Шведов и Любовь Аксенова в сериале «Бывшие»

С «Лучшей актрисой» дела обстоят проще. Анна Михалкова, которая сегодня справедливо считается главной актрисой страны, получала премию АПКиТ в прошлом году за «Обыкновенную женщину». «Не стоит повторяться» — плохой, конечно, аргумент, тем более, что ее роль в «Шторме» весьма убедительна. Но в этом году, думаю, велики шансы победить у Виктории Исаковой («Эпидемия»). Третья номинантка в этой категории – Любовь Аксенова («Бывшие»), и у этой молодой актрисы все еще впереди.

Что касается «Лучшего комедийного сериала», то тут мои симпатии очевидны: неожиданно выстрелившие «Жуки», обаятельные и действительно смешные, выигрывают у жестковатой «Мылодрамы», удостоенной, кстати, ТЭФИ, и у феминистически настроенных «Дылд».

Другая «Дылда» — полнометражный фильм Кантемира Балагова – заявлена в категории «Лучший фильм» и соперничает с Климом Шипенко (номинированы его фильмы «Текст» и «Холоп»). Мое мнение – награждать надо Шипенко, поскольку за год он представил два резонансных проекта, снятых в разных жанрах, – драму «Текст» и комедию «Холоп». В отличие от холодной, заточенной под европейские фестивали, вместившей в себя все модные тренды (фемповестка, лесбийские мотивы, жесткая критика власти, герой, похожий на президента) «Дылды», и «Холоп», и «Текст» приближены к реальной жизни. Кроме того, коммерческий успех «Холопа» трудно игнорировать – фильм, по сути, получил статус народного кино, и это, безусловно, достойно награды.

Александр Петров в фильме «Текст»

Забавная ситуация сложилась в номинации «Лучшая докудрама»: тут продюсеры Влад Ряшин и Владимир Бабич конкурируют сами с собой, все три заявленных проекта – «Польский след», «Страна советов. Забытые вожди» и «Рюриковичи» произведены STAR MEDIA и Babich Film. Сделаю ставку на «Рюриковичей». В номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа художника-постановщика» традиционно побеждают исторические сериалы. «Годунова» награждали в прошлый раз. Значит, пришло время поощрить «Екатерину»?

Что касается визуальных эффектов, не скрою, лично я весьма впечатлена работой компьютерщиков в «Толе-роботе». Показать героя с ампутированными конечностями столь правдоподобно – это искусство. Кроме того, сам сериал, поднимающий важную тему социализации человека с ограниченными возможностями, необходимо поддержать.

Совпадут ли наши прогнозы с мнением жюри – узнаем скоро. В любом случае спасибо всем номинантам за их работы, за то, что заставляли нас думать, сопереживать, смеяться и плакать.

24 марта состоится вручение VIII Премии АПКиТ



Автор: Илона Егиазарова