20:45, 25.09.2020
Новости

Рецензия на фильм «Стрельцов»: почему кино о личной драме футбольного гения не получилось

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова объясняет, как так вышло, что байопик о легендарном советском футболисте больше похож на комикс.


?>

Уже до проката картина огребла от кинокритиков по полной: ее обвинили в поэтизации советской эпохи, вторичности, фальшивости. Похоже, режиссеру Илье Учителю предстоит пройти по проторенной собственным отцом дорожке — Алексей Учитель умеет переживать скандалы в прессе.

Справедливы ли обвинения? Смотря с каких позиций на них взирать.

Если фильм «Стрельцов» позиционировался бы как комикс, то он был бы очень даже ничего: в нем соблюдена классическая структура и архетипы рисованных картинок. Рождение супергероя, взлет, низвержение, боль и горе, доставленное мерзкими злодеями — и триумфальное возвращение. Все персонажи утрированные, они сверкают глазами, говорят и действуют не как настоящие люди, а как обитатели марвеловской Вселенной. Ну и, конечно, сюжетные повороты, близкие к фантастическим: встреча на футбольном поле Стрельцова с Пеле — это как… рукопожатие Бэтмена и Железного человека.

Только вот дело в том, что создатели «Стрельцова» не догадались всем сказать, что пытались снять комикс, они считают, что сделали кино о личной драме футбольного гения, а вот это уже обязывает… Сюжет умещается в пару фраз: простой парень из бедной семьи, живущий с мамой, вдруг становится футбольной звездой. Бунтарский характер приносит ему кучу неприятностей, но выдающаяся игра приносит медали сборной, а потому за судьбой парнишки наблюдают с самого верха. Он обожаем девушками, а сам влюблен в одну — строгую комсомольскую богиню Аллу. Скоропалительный брак. А затем вдруг обвинения в изнасиловании от старой подружки. Крах карьеры, тюрьма, развод...

Стася Милославская в роли жены Стрельцова

О трагической судьбе Эдуарда Стрельцова в подробностях знает всякий, кто мало-мальски увлекается футболом. Я вот росла на воспоминаниях своего отца, которому посчастливилось наблюдать игру этого спортсмена вживую — на стадионах. И, конечно, в этих воспоминаниях были сплошные превосходные степени. Что касается факта об изнасиловании, то это всегда было вопросом веры. Вы верите в инопланетян? Нет? А кто-то верит. Байопик мог бы получиться грандиозным — фактура мощная, не требущая особых «дописываний» — всего- лишь вдумчивого анализа. Но Илья Учитель решил «улучшить» биографию Стрельцова и навыдумывал кучу красивостей.

Например, история о том, как он делал предложение будущей жене — сервированный на пустом стадионе стол с фруктами, танец на поле под иностранную музыку, преклоненное колено, протянутая коробочка с кольцом — прям мистер Грэй, а не 20-летний советский футболист… Или каверза с изнасилованием, придуманная ревнивым конкурентом Стрельцова – партийным шишкой, влюбленным в красавицу-жену Эдуарда… Ну, ей-Богу, трудно адаптируется конфликт Яго и Отелло под реалии советской действительности… Кстати, о ней самой. Эпоху 50-х Илья Учитель не стал создавать — он просто позаимствовал ее у фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Девушки в пышных и ярких платьях, юноши с прическами тедди-бой, энергичные и фривольные для того времени танцы, здание московских высоток на заднем плане…

Александр Петров в роли Эдуарда Стрельцова

В этом солнечном, но картонном мире могут жить только картонные персонажи. Типичный Партийный Работник-мерзавец — Александр Яценко, моментами до жути напоминает Марата Башарова, сыгравшего аналогичную роль в «Движении вверх». Или Атипичный Партийный Работник-душка — в персонаже обаятельнейшего Алексея Морозова прям проступают черты Андрея Смолякова все из того же «Движения». Любимая девушка Стрельцова Алла — собирательный образ всех «красавиц и комсомолок»: Стасю Милославскую тут не отличить от «жены Яшина» Юлии Хлыниной («Яшин. Вратарь моей мечты»). Ну а тренер-Виталий Хаев — это типичный комбат-батяня, батяня-комбат.

А уж до чего карикатурны вожди: Хрущев, надувающий толстые щеки, Брежнев, плохо говорящий и причмокиваюший в 1957 году (что абсурд, ему в ту пору было всего 50)… А кадр, в котором дорогой Леонид Ильич, голый, звонит прямо из бассейна партфункционеру, чтобы вернуть Стрельцова на поле?!

Остапа несет, и вот уж полет безудержной режиссерской фантазии представляет зрителю матч СССР-Бразилия, в котором Стрельцов, отсидевший в тюрьме по ложному обвинению пять лет, встречается на поле с Пеле. Враги не хотят выпускать «уголовника» на поле, и тут зрители начинают поджигать газеты и скандировать «Стрельцов! Стрельцов!». Эпическая сцена, что и говорить. Только в действительности болельщики так скандировали во время скромного матча ЗИЛ-ГАЗ, а с Пеле Эдуард так и не встретился на поле никогда. К чему все эти гиперболы? Что хотят сказать нам авторы? Что Эдуард был фигурой, равной мировым звездам? Знатоки футбола это и так знают.

Кадр из фильма «Стрельцов»

В нашей киноиндустрии, выдающей каждый год по спортивной драме, уже наработаны определенные лекала. Обязательно в таких фильмах должна быть история с иностранной провокацией. А еще, помимо партийных козней, обязана присутствовать нотка юмора. В «Движении вверх» мы смеялись над проигрышем игроков советской баскетбольной сборной черной американской дворовой шпане. В «Стрельцове», видимо, должны гоготать над сценой, когда футболист, проспавший поезд на Лейпциг, догоняет его на грузовике, везущем капусту, а также над эпизодом, когда брачующихся Эдуарда и Аллу расписывает в ЗАГСе гардеробщица…

Вся «подтанцовка» в фильме, дается широким мазком — режиссер жонглирует громкими футбольными фамилиями — Банишевский, Никита Симонян, Валентин Иванов, одаривая актеров, исполняющих эти роли, только одной игровой возможностью — пожать плечами, подмигнуть, пожать руку… А ведь это не имена — легенды. Моментами фильм превращается в трейлер, пять тюремных лет пролетают за несколько экранных секунд, будто не было в них драматических эпизодов с избиением «втемную» Стрельцова, с лагерными матчами, тяжелой работой, болезнями… Режиссер с середины фильма начинает сильно торопиться, и весь этот солнечный соцреализм вдруг пропадает из кадра, нам просто взахлеб дорассказывают историю, порой жертвуя смыслом. Пафос сводится к идее: герой не сломался! Он триумфально вернулся! Только… это ведь тоже неправда. Стрельцов именно сломался, и все, кто его видел на поле после возвращения, отмечают — на игру выходил уже другой человек. В этом бы покопаться, поразмышлять, вытащить какие-то рефлексии, психологию, но нет. Илью Учителя такие мелочи не интересуют.

Реальный Эдуард Стрельцов

Умышленно так долго не упоминаю об Александре Петрове, сыгравшем главную роль. Ибо это колоссальный мисткаст. Хороший актер Петров совсем не попадает в харизму Эдуарда Стрельцова — другой у него психотип. У легендарного футболиста была гагаринская улыбка, а у Петрова — обаяние отрицательное, у него ухмылка героя из «Звоните ДиКаприо!». Да и что ни говори, 31-летнему человеку трудно играть 20-летнего — это вам Олег Меньшиков из «Сибирского цирюльника» скажет: нет этой моцартовщины, нет природной легкости, есть сплошные актерские штампы.

Ну и вишенка на торте — еще один важный герой — футбол. Если в «Движении вверх» нас баловали завораживающими кадрами «полетов» спортсменов, дриблингом, съемками шестью камер, то в «Стрельцове» все напряжение матча мы считываем по бешеным глазам Петрова в крупных кадрах: вот чьи-то ноги, выплясывающие на поле, а вот — голова Петрова, все по отдельности. Лед и пламень. Разум и чувства. Масштаб реальной трагедии и мизерность выдуманных страстей.

Трейлер фильма «Стрельцов»

Смотрите фильм «Стрельцов» в кино с 24 сентября.

Читайте также:

Александр Петров ответил на критику фильма «Стрельцов», в котором сыграл главную роль

Создатели фильма «Стрельцов» решили не снимать эпизод с изнасилованием, из-за которого футболист был обвинен

Стася Милославская назвала раздолбаем своего возлюбленного Александра Петрова, оценивая его работу в фильме «Стрельцов»



Автор: Илона Егиазарова