23:55, 12.12.2020
Новости

Рецензия на фильм «Серебряные коньки»: русский Брейгель с «Титаником», который в огне горит, а в воде не тонет

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова оценила масштабный проект студии Никиты Михалкова и канала «Россия 1».


?>

Вы смотрели «Титаник» 10 раз и мечтали, чтобы герой Ди Каприо спасся и его любовь с Роуз увенчалась свадьбой, детьми и совместным ведением хозяйства? Радуйтесь, он спасся. Воскрес в Санкт-Петербурге, встал на коньки и помчался в даль светлую с любимой.

Параллели вышедшего в прокат российского фильма «Серебряные коньки» с выдающимся детищем Джеймса Кэмерона столь очевидны, что их не отрицают даже создатели отечественной картины. Но это не подражание, нет, это попытка объясниться в чувствах перепахавшему всех нас фильму — поколенческому, сформировавшему (к счастью или несчастью) у сегодняшних 40-летних представление об идеальной любви. Идеальная — это когда вы оба любите, но обстоятельства непреодолимой силы разлучают вас, рушат жизнь, оставляя всегдашнее горько-сладкое послевкусие. Потому что… ну представьте, Джек выжил бы, они с Роуз поженились, возможно, он даже стал бы великим художником, прославился… Разве это интересно? Пронес бы он свое чувство через годы и выдержала бы испытания бедностью, неопределенностью и социальным неравенством девушка-аристократка, сойдя на сушу? Нет, куда уж лучше шептать синими губами «люблю» и камнем погружаться под воду…

«Серебряные коньки», хоть тщательно впихиваются в сценарные лекала «Титаника», все же деловито расправляются сразу с двумя «проблемными местами» творения Кэмерона. Во-первых, наш фильм дарит новому поколению свежую версию идеальной любви, в которой не всем обязательно умирать. Во-вторых, русская героиня, не просто строптива, она феминистка, а это вам не по палубе наперегонки с мальчишкой бегать — «Титанику» не повезло родиться в эпоху meetoo. А «Конькам» «повезло». Однако к сюжету.

Кадр из фильма «Серебряные коньки»

Матвей, сын фонарщика, прекрасно владеющий навыком катания на коньках, работает курьером. Он «достависта» из 1900 года. Однажды не по своей вине юноша не выполнит вовремя заказ и лишится работы. Случай сведет его с шайкой воров, орудующих на модных катках и зимних ярмарках. Ловкие, физически подготовленные, классно катающиеся на коньках, парни крадут жилетные часы, бумажники и дамские украшения буквально налету. Главарь банды — харизматичный и артистичный Алекс (Юра Борисов) облекает свою преступную деятельность в идеологию — он считает, что борется с классовой несправедливостью, экспроприирует. Герой почитывает «Капитал» Маркса и пророчит России скорые народные протесты.

Матвею ничего не остается как примкнуть к ребятам, ведь надо кормить и лечить болеющего чахоткой отца (Тимофей Трибунцев). Встреча с дочерью министра внутренних дел Алисой перевернетжизнь главного героя. Это окажется пресловутая любовь с первого взгляда. Но где Матвей, а где Алиса — аристократка, воспитанная английской гувернанткой, живущая во дворце с фамильным гербом, получающая на Рождество от папеньки очередное бриллиантовое колье. И все же любовь зла — полюбишь и сына фонарщика, тем более такого кудрявого и румяного.

Юра Борисов в фильме «Серебряные коньки»

Алиса не типичная девушка: она читает книги и газеты, спорит с отцом (Алексей Гуськов) о женском равноправии, хочет вершить свою судьбу сама, не подчиняясь сценариям, уготованным ей папенькой, мачехой и происхождением. Главная героиня мечтает не о замужестве, а об учебе в университете, на досуге препарирует лягушек и поклоняется Дмитрию Менделееву (последняя роль Сергея Колтакова). Конечно, найдется знатный красавец Аркадий, который захочет породниться с министром и обуздать его строптивую дочь, и, конечно, он сделает все возможное, чтобы разлучить Алису с Матвеем. Возможностей у князя Аркадия будет много — еще бы! — он тоже творит чудеса на льду и возглавляет четвертое летуче-конькобежное (!) управление быстрого реагирования по наведению общественного порядка…

В «Серебряных коньках» много прямых цитат из «Титаника»: Алиса роняет драгоценность, связывающую ее с нелюбимым, почти так же, как Роуз бросала в океан великолепный бриллиант жениха; Матвей уходит под воду почти так же, как это делал Леонардо Ди Каприо; влюбленные весело пляшут в непотребном месте. Они займутся любовью и даже постоят на носу корабля! Этот самый корабль — мертвый, запаенный в Неву у самого берега, — место обитания банды Алекса, и станет постоянным напоминанием о фильме-референсе. Но сколько же еще другого намешано в этой истории! Все сказки о злых мачехах — Северия Янушаускайте в своих лиловых и бордовых нарядах, ослепляющая холодной красотой, — вылитая злая королева из «Белоснежки».

Северия Янушаускайте в фильме «Серебряные коньки»

Легенды о Робине Гуде и «Бесы» Достоевского — Юра Борисов, даже манерничая и фиглярствуя, старательно воссоздает на экране образ то ли благородного разбойника, то ли революционера, что часто одно и то же. «Ромео и Джульетта» — есть целая жирная цитата из шекспировской пьесы, когда Алиса в ночи выходит на балкон, чтобы услышать признания юного воздыхателя. Есть здесь и Грибоедов, и Андерсен, и Брейгель с его поэтизацией заснеженных пространств. Есть и «Алиса в Стране чудес» — во-первых, героиню «Серебряных коньков» зовут так же, как и персонажа Льюиса Кэррола, во-вторых, она в начале фильма все время ходит с белым кроликом. А еще музыка, отдающая «Шерлоком» Гая Ричи и колоритные эпизоды с ярмарками и кулинарными шедеврами, напоминающие «Сибирского цирюльника».

«Серебряные коньки» — очень эклектичное кино, вместившее в себя и разные жанры — фэнтези, мелодраму, приключения, — и разные мысли. В историю трогательной любви вплетаются обращения к сегодняшнему зрителю с актуальной социальной повесткой. Нам показывают эпизод, в котором из-за проезда чиновничьей кареты, перекрываются улицы. Нам демонстрируют тяжелую жизнь курьеров. Мы становимся свидетелями министерского совещания, на котором обсуждаются способы подавления акций протестов и выбираются орудия борьбы с народом. Один из чиновников, лоббирующий закупку дубинок, явно надеется на откат, ведь эти деревянные палки производятся во владениях его тестя. Аристократы, живущие сытой и праздной жизнью, страшно далеки от народа, но любят устраивать балы «а-ля рюс», поскольку «патриотизм снова вошел в моду». Ну и колдобины на дорогах, которые являются «нашим стратегическим преимуществом перед западными партнерами»… Все это узнаваемо, да, но режиссер картины, дебютант Михаил Локшин, и сценарист Роман Кантор («Эпидемия», «Мертвое озеро») делают вбросы так прямолинейно, что это обескураживает. Впрочем, возможно, это такое специфическое понимание иронии.

Шайка воров из фильма «Серебряные коньки»

В фильме нет выдающихся актерских работ, все очень ровненько даже у признанных мастеров. А уж главные герои Федор Федотов и Софья Присс вовсе не блещут, они не обладают харизмой Ди Каприо и Кейт Уинслет, их лица с трудом вспомнишь, выйдя из зала. Меня еще очень не устраивает нереализованность Матвея: в отличие от Джека из «Титаника», он никто, даже читать не умеет. Согласитесь, хорошо кататься на коньках — это не все равно что писать картины. И почему тогда образованная и прогрессивная Алиса должна его любить? Самая яркая роль в фильме, пожалуй, у Кирилла Зайцева, сыгравшего Аркадия. Высокий, статный красавец с мощной энергетикой произвел на меня впечатление еще в «Движении вверх». Вот и здесь он уверенно ваяет образ честолюбивого и жесткого карьериста. Убеждена, у актера большое будущее.

В «Серебряных коньках» много нарочитого, чрезмерного. Аркадий носит фамилию Трубецкой, Алиса, конечно, Вяземская. Каждый сантиметр кадра так густо декорирован, что глаза разбегаются — все эти канделябры-абажуры-статуэтки создают ощущение лубка, «хруста французской булки». Но. При всем этом «Серебряные коньки» — по-хорошему зрительский фильм. Невероятно красивая картинка, стильные наряды, даже у воров — все эти каракулевые пирожки, свитера грубой вязки, шарфы; Петербург — с его фонарями, коваными решетками, особняками; потрясающие трюки на льду, погони; этот постоянный огонь в кадре — как предвестник грядущего грандиозного социального пожарища… Все это производит впечатление.

Трейлер фильма «Серебряные коньки»

Эмоционально, даже приторно рассказанная история укладывается в рамки традиционных рождественских сказок. У нас их почти нет. Пусть будет эта — от студии Никиты Михалкова, от создателей «Движения вверх», «Экипажа» и «Легенды №17» — не самых худших фильмов. И, наверное, пусть будет продолжение. Ведь эта сказка обрывается накануне страшных исторических событий — 1905-го. Какой простор открывается для скольжения по тонкому льду!

Смотрите фильм «Серебряные коньки» с 10 декабря.

Читайте также:

Александр Петров признался, что завидует сыгравшему в «Серебряных коньках» Юре Борисову

В российском историческом фильме «Серебряные коньки» получили роли звезды европейского кино

Студия Никиты Михалкова попросила 350 миллионов рублей у «Фонда кино» на фильм с Евой Грин



Автор: Илона Егиазарова