16:05, 28.12.2020
Новости

Мария Лемешева: «Нам было важно, чтобы лауреаты вживую услышали аплодисменты»

Мы поговорили с основателем журнала «КиноРепортер» о премии «Событие года».


?>

Основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева после вручения престижной премии в области кино- и телеиндустрии «Событие года» объяснила, почему организаторы отказались от онлайн-формата церемонии, отметила кинопроекты, покорившие зрителей даже в эпоху пандемии, и сделала оптимистичный прогноз на следующий киногод.

В этом году кинопрокат заморозили практически полностью, аудитория смотрела по большей части сериалы. Почему среди лауреатов «События года-2020» сериалы не превалируют над полным метром?

Безусловно, выход успешных сериальных проектов и пандемия формируют новый тренд на российском медиарынке. Поскольку на классические кинотеатры наложены ограничения, значительную часть зрительской аудитории в России за счет российских сериалов собирают телеканалы и онлайн-платформы. Причем палитра сериальных хитов довольно разнообразна. Нам доступны различные жанры с нестандартными сюжетными ходами и персонажами: «Чики», «Перевал Дятлова», «Окаянные дни», «Метод 2», «Чума!» и многие другие. Благодаря тому, что онлайн-кинотеатры создают уникальный продукт, в России формируется рынок цифрового контента и культура его потребления. Кроме того, российские сериалы успешно покоряют международный рынок. Например, в октябре сериал «Эпидемия» занял четвертое место среди неанглоязычных проектов по количеству просмотров на крупнейшем в мире онлайн-кинотеатре Netflix. Но российские производители полного метра тоже проявили себя с лучшей стороны. Год выдался необычный, кинопрокат переживает кризис, но наши кинематографисты – люди не только талантливые, но и смелые. Успехов в прокате добились фильмы «Холоп», «Лед 2», «Вторжение», «(НЕ)идеальный мужчина», «Отель Белград», а также комедия «Непосредственно Каха!» с одной-единственной известной актрисой – Людмилой Артемьевой, исполнившей роль второго плана. Этот фильм заработал больше, чем «Стрельцов» с Александром Петровым. Безусловно, все это сказалось на итоговом выборе лауреатов «События года-2020». Мы наградили как сериальные проекты, так и полнометражные фильмы. Жюри нашей премии признало «актером года» Антона Хабарова из телесериала «Казанова». Победителем в номинации «Актриса года» стала Виктория Исакова – за диаметрально противоположные роли в сериалах «Надежда», «Нежность» и «Эпидемия», полнометражных фильмах «Один вдох», «Трое» и «Человек из Подольска».

В номинации «Продюсеры года» премию взяли создатели успешных сериальных и кинопроектов – Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Денис Жалинский и Алексей Троцюк. Они подняли в лидеры рейтингов проката и в топы онлайн-кинотеатров фильмы «Холоп», «Отель «Белград», «Непосредственно Каха!», а также сериалы «257 причин, чтобы жить», «Надежда», «Война семей» и «Хороший человек». Мы вручили актрисе Стасе Милославской награду в номинации «Прорыв года» за то, что она начала год в статусе восходящей звезды, а заканчивает – полноценной кинодивой. Она блестяще исполнила роли юной фехтовальщицы в спортивной драме «На острие», жены легендарного советского футболиста в байопике «Стрельцов», возлюбленную одного из героев многосерийного психологического сериала «Колл-центр» и главную героиню только вышедшего на экраны блокбастера «Огонь».

Продолжите фразу: «С точки зрения кино 2020 год запомнится...»

… Тем, что наметилась тенденция на изменение мирового кинорынка. Китай впервые опередил киноиндустрию США по кассовым сборам. Абсолютными лидерами рейтинга мирового бокс-офиса стали китайские фильмы «Восемь сотен» и «Мой народ, моя родина», в сумме заработавшие больше 900 млн долларов. В кризисной ситуации многие американские продюсеры решили не выпускать в прокат потенциально кассовые блокбастеры. Награду за смелость заслужил только фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод», который в качестве эксперимента ответил на вопрос, сколько может заработать блокбастер в эпоху коронавируса. Его сборы составили лишь 357,8 млн долларов, однако сам Нолан отметил, что доволен, поскольку ожидал меньшего. Что касается российского кино, то, несмотря на творческую активность авторов, удручает посещаемость российских кинозалов после окончания локдауна. Возьмем свежие данные по кинопрокату: общие кассовые сборы отечественного кинопроката в ноябре этого года – всего 1,681 млрд рублей, что на 64% меньше, чем в ноябре 2019-го.

Гости премии «Событие года»

Почему вы решили провести церемонию премии «Событие года» в оффлайн-формате?

Нам было важно, чтобы лауреаты не только получили награду, но и вживую услышали аплодисменты. Никакой онлайн не сможет это передать. Хотелось дать творцам возможность наконец встретиться, пообщаться, наметить творческие планы. Конечно, все было с соблюдением необходимых мер предосторожности. Кроме того, наша премия первой в России подвела киноитоги 2020 года и важна еще и потому, что индустрия кино нуждается в моральной поддержке. В тяжелый для российского кино период мы хотели акцентировать внимание на самых знаковых проектах и справедливо отметить наградой их авторов.

В чем заключается принцип отбора лауреатов «События года»?

В отличие от академических премий, наше жюри отмечает деятелей киноиндустрии и телевидения за проекты, которые завоевали любовь массового зрителя и оказали на него влияние. Списки лауреатов прошлых лет иллюстрируют состояние киноиндустрии и шоу-бизнеса того или иного периода. Однако для определения номинантов недостаточно изучить кассовые сборы картин в прокате, телевизионные рейтинги сериалов или топы онлайн-кинотеатров. Мы оцениваем режиссеров, актеров, продюсеров и их проекты, которым удалось выйти за рамки шаблонов и успешно предложить массовой аудитории нестандартный художественный взгляд на жизнь. Думаю, все творческие продукты можно разделить на две категории: предлагающие публике общепринятое видение мира и покоряющие публику своим оригинальным взглядом на вещи. На премию «Событие года» претендуют, прежде всего, творцы из второй категории.

Виктория Исакова на премии «Событие года»

Почему среди лауреатов в разные годы значились артхаусные фильмы?

Мы не проводим границ между фестивальным и зрительским кино. Наша задача – отметить людей, которые с помощью своего творчества заставили о себе говорить. Взгляните еще раз на лауреатов прошлых лет – там представлены объективно яркие культурные события. Возьмем победителей прошлого года. «Текст» и Александр Петров в этом фильме – событие и для зрителей, и для критиков. Актер Юра Борисов после роли в картине «Бык», сборы которой не составили даже полмиллиона долларов, стал востребован в мейнстримовых проектах. Авторские фильмы «Дылда» и «Однажды в Трубчевске» обратили на себя внимание, пробившись на Каннский кинофестиваль, хотя оба проекта в российском прокате не снискали коммерческого успеха.

В 2021 году состоится уже юбилейная, десятая, церемония вручения «События года». В современных условиях премию и журнал «КиноРепортер» можно назвать долгожителями медиарынка. Как удалось их сохранить, несмотря на трудности, с которыми сталкивалась российская медиаиндустрия в последние годы?

История премии «Событие года» неразрывно связана с жизненным путем нашей редакции, которой в 2021 году тоже исполняется десять лет. Все эти годы она работала под двумя именами: сначала русская версия TheHollywoodReporter, а затем – «КиноРепортер». Вся наша деятельность была направлена на развитие обособленного жанра – киножурналистики, а также на популяризацию российского кинематографа. Ведь в нашем журнале публикуются материалы, написанные не только журналистами, но и деятелями кинорынка: режиссерами, продюсерами, сценаристами и др. Поэтому мы получаем интересную информацию о кино из первых рук. Во время пандемии мы реструктурировали редакцию, поменяли периодичность издания – теперь наш журнал будет выходить не ежемесячно, а освещая киносезоны и важные премии. Нас часто спрашивают: «Зачем вам печатная версия?» Я таким людям отвечаю: «Мы в первую очередь глянцевый журнал о кино – на сегодня единственный в России. На мой взгляд, ценность глянца проявляется только в печатном формате».

Антон Хабаров на премии «Событие года»

Какие прогнозы по развитию киноиндустрии вы можете дать на будущий год?

Произойдет смена модели монетизации и вывода кинопродукта на рынок, то есть даже полнометражные премьеры можно будет увидеть на стриминговых платформах. Уже есть показательный пример: супергеройский боевик «Чудо-женщина 1984» выйдет 25 декабря в американских кинотеатрах и одновременно на стриминговой платформе HBO Max. В январе 2021 года его запустят в кинотеатрах других стран, в том числе и в России. В новом году российские онлайн-кинотеатры продолжат выпускать собственный контент и даже увеличат его объем. Уже известно, что в 2020 году цифровой сервис Ivi потратил более 1 млрд рублей на производство 18 оригинальных проектов, а в 2021-м удвоит инвестиции. Продолжат выпускать собственный контент и другие лидеры российского рынка – онлайн-кинотеатры Start, Okko и «КиноПоиск HD». Все они входят в экосистемы крупных корпораций и поэтому могут проводить любые творческие эксперименты с фильмами и сериалами, не особо опасаясь финансовых рисков. Мы, в свою очередь, тщательно готовимся к юбилейному году редакции, готовим новые проекты, а на десятой церемонии вручения «События года» будет много сюрпризов. Уверена, что никакой кризис не помешает нам провести ее на высоком уровне.

Читайте также:

«Медиакласс в московской школе», или чем отличается киножурналист от киноведа и кинокритика?

Главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева подводит итоги года и десятилетия




Автор: Альбина Кискаркина