13:13, 06.02.2021
Новости

Рецензия на «Северный ветер»: Рената Литвинова сняла свой лучший фильм

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова анализирует картину, мировая премьера которой состоялась на кинофестивале в Роттердаме.


?>

Рената Литвинова давно уже переросла статус актрисы и режиссера, она стала явлением — диковинным, не всем понятным, мало изученным. Напрашивается аналогия с коронавирусной инфекцией, уж простите за стеб (могла же она мне в интервью сказать «Вы — будущая мертвая»), COVID-19 ведь тоже непознанная загадка, но Рената слишком красива для того, чтобы задерживаться на этом сравнении. Я жду каждого ее фильма с нетерпением, потому что предвкушаю: мне точно сделают красиво, а местами даже смешно. Выросшая из муратовской и хамдамовской шинели, Литвинова усвоила: в фильме содержание важно и при всей абсурдности повествования его нужно нанизывать на крепкий, а лучше жесткий сюжет, но гораздо важнее форма — чрезмерная, смачная, сочащаяся с экрана.

Новый фильм Литвиновой «Северный ветер» создан в любимом ей стиле декаданса: реальность смешивается с мистикой и сказкой, каждый сантиметр кадра густо декорирован, герои бродят в вечном «образе». Горы жемчугов, колечек, канделябров, хруст французской булки, «фирменные» литвиновские фетиши — крысы, вороны, чулки со спущенными петлями; ёлка со старыми игрушками, сногсшибательные наряды Ренаты… Красиво до невозможности, ты упиваешься зрелищем, жадно всматриваешься в каждую деталь и каждый кадр хочешь обрамить и повесить на стену. Особенно когда режиссер шкодливо воссоздает на экране «Тайную вечерю». И все же есть сюжет, вполне себе детективный и зловещий, как любит Рената...

Кадр из фильма «Северный ветер»

Эра матриархата, женщины одного могущественного северного клана (пробраз России?), сумевшего заполучить 25-й час в сутках, живут в роскошном доме, ни в чем не нуждаясь. У них сундуки денег, закопанные в землю, фамильные драгоценности, неиссякаемые запасы шампанского, которые они поглощают круглосуточно. Каждая женщина — в своём прекрасном возрасте, над которым не властно время.

Глава клана Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая) — бойкая старушка с ироничным складом ума. Две зрелые женщины-сестры — красавица Маргарита (Рената Литвинова), всю жизнь ждущая звонка любимого мужчины, и Лотта (Галина Тюнина), вечно бродящая в лабиринтах времени и каждый раз возвращающася со странной добычей. Их дети — очень некрасивая Ада (Манана Тотибадзе) и инфантильный Бенедикт (Антон Шагин). Проходят годы, никто из них внешне не меняется (кроме Ады, которая значительно хорошеет, сделав пластическую операцию), и в каждый Новый год семейство собирается за богатым столом, чтобы под 13 ударов кремлевских (!) курантов загадать желание. На одно из таких торжеств Бенедикт приведет в дом прекрасную девушку Фанни (дочь Литвиновой Ульяна Добровская), состоится помолвка, невеста скажет фамильный тост «За любовь — до гроба и после гроба» и влюбит все семейство в себя навсегда. А потом она улетит, она ведь работает стюардессой, и, конечно, разобьется. А безутешный вдовец женится на сестре Фанни — весьма заурядной Фаине (Софья Эрнст) и произведет на свет сына.

С этого момента станет происходить что-то странное: во внешнем мире развернется война, северные земли будут гнить, а вместе с ними и сундуки с деньгами, клан начнет распадаться, беднеть, роскошный дом придет в упадок — деревья будут прорастать сквозь стены, оставляя все меньше места для людей. Фаина, бесконечно поглощающая вареные яйца, источающая вонь, будет раздражать всех вокруг, а больше всего Бенедикта, и, видя страдания сына, Маргарита решится на страшное…

Ульяна Добровская в роли Фанни в фильме «Северный ветер»

«Северный ветер», кажется, вместил в себя все фильмы, к которым причастна Литвинова: сюда перекочевали имена героинь ее прежних лент — Маргарита («Последня сказка Риты»), Фаина («Богиня: как я полюбила); разбившаяся стюардесса — явный оммаж картине «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, в которой Рената сыграла главную роль. Но не только свое творчество цитирует Литвинова, фильм напитан интонациями Киры Муратовой, он и посвящен ей, в кадре даже мелькает ее портрет. И, конечно, в «Северный ветер» многое перекочевало из лент «Мешок без дна», «Бриллианты. Воровство» и «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова.

Рената «крадет» у режиссеров беззастенчиво, цитаты «жирные», все узнаваемо, но это наполняет картину фирменным литвиновским юмором и, безусловно, любовью — ведь все это признание в любви учителям. А какой в фильме эпизод с оперной дивой! Желая сделать родным сюрприз на Новый год, Маргарита за огромные деньги нанимает слегка безумную певицу (Хибла Герзмава), и ее невероятное выступление почти полностью повторяет энергетику шедевральной сцены из «Пятого элемента» Люка Бессона с пением Дивы Лагуны. Можете смеяться, но я также нахожу эстетические референсы «Семейки Аддамс», «Мастера и Маргариты» (и имя совпадает, и сцена встречи с долгожданным Мужчиной) и даже «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера.

Хибла Герзмава в фильме «Северный ветер»

В фильме масса изюминок. Всех господ тут зовут Бенедиктами-Лоттами и прочими Хьюго, всех слуг, конечно, Еремеями да Пахомами — в России ведь вечное социальное и ментальное неравенство. А еще Рената, кажется, высмеивает все слухи — высказывается на тему пластических операций, «порошка», лесбийской любви. А как она искренне произносит фразу: «Что-то мы много пьем…»! Великолепный актерский ансамбль верно считывает и подхватывает интонации режиссера. Галина Тюнина играет так, словно родилась в этих диковинных интерьерах, Максим Суханов в роли кузена Бориса неузнаваемо колоритен и обаятелен. Литвинова всегда умела работать с актерами и привлекать к проектам неожиданных людей. Казалось бы, Светлана Ходченкова — звезда российского мейнстрима, что она забыла в артхаусе? А в «Северном ветре» она создает маленькую, но весьма запоминающуюся пародию на актрису мелкого пошиба, падкую на гонорары. И выбор Софьи Эрнст на роль Фаины вполне мотивирован. Во-первых, Константин Эрнст, как и Роман Абрамович, выступил спонсором «Северного ветра». А во-вторых, это тоже тонкий литвиновский стеб: «вы упрекаете эту актрису в деревянности и отрицательном обаянии — получите статичную и неприятную героиню».

Постоянной спутницей литвиновских картин стала музыка, написанная Земфирой. Что сказать? В «Северном ветре» она далеко не главное украшение.

Ну а если снять все жемчуга и кольца, погасить все свечи, что получится в сухом остатке? История о токсичной любви — в самых разных ее проявлениях. Кому-то покажется, что идея захлебнулась и утонула под всеми красотами. Кто-то упрекнет картину в театральности (а «Северный ветер» изначально и был пьесой, которую Рената ставила в МХТ им. Чехова). А по моему мнению, Литвинова сняла свою лучшую, самую зрелую картину — изящную, волшебную, напитанную всеми идеями, которые давно ее волнуют — о смерти, одиночестве, угасании (людей, империй?) и неизбывности любви. Она словно подвела черту под всем своим творчеством, и от этого немного страшно: что будет дальше?

Трейлер фильма «Северный ветер»

Смотрите фильм «Северный ветер» в кино с 6 февраля.


Автор: Илона Егиазарова