20:13, 11.02.2021
Новости

Рецензия на фильм «Кроличья лапа»: мужчина и женщина сквозь годы и расстояния

В прокат вышла российско-бельгийско-финская картина с участием Пьера Ришара, Евгения Ткачука, Евгении Добровольской и других актеров.


?>

Петербург начала 90-х. Девушка Аля (Светлана Щедрина), воздушная, легкая, светлая случайно знакомится с двумя французами — Николя и Пьером. Они тут же оказываются в ее доме — огромной старинной коммуналке, в которой следы былой роскоши уживаются с абсолютным убожеством – породистое фортепиано с ободранными обоями, аристократичные люди с мрачными алкоголиками. Но обитатели коммуналки дружны, простодушны, по сути каждый из них одинок, а все вместе они семья (эдакий коллективчик из книги Анны Гавальды «Просто вместе»), и эта семья одаривает иностранцев нехитрым гостеприимством — вареной картошкой и пачкой чая «со слонами» к привычному кипятку.

Экзотика пленяет французов, а особенно — художник, декоратор Аля. Она похожа на хрупкий одуванчик: буйные светлые кудряшки, тоненький «стебелек» — изящное, миниатюрное тело. А еще она похожа на ангела, она и шьет ангелов на продажу — из старых носков и чулок, и они у нее совсем живые — могут болеть, улыбаться, летать. Николя (Николя Дювошель), считающий себя разведенным мужчиной, решается отдаться внезапно обрушившейся страсти. Аля тоже влюблена. Но масса недоразумений становится причиной ревности француза, которая отравляет отношения.

Кадр из фильма «Кроличья лапа»

У Али бурное прошлое, есть очаровательный сын Левушка, у нее и сейчас куча поклонников и один верный «оруженосец» — бывший одноклассник Митя (Евгений Ткачук), безответно влюбленный в нее. Она взбалмошна и способна поддаться порыву, она легка на подъем… Как такой доверять, особенно на расстоянии? Вернувшийся во Францию Николя не может выбросить из головы русскую сумасбродку, но, пригласив ее к себе в гости, начинает ей отчаянно мстить. Им бы сесть и поговорить, но у влюбленных собственная гордость. И они снова расстанутся, чтобы начать самостоятельное плавание, и у каждого будут свои успехи. Николя помирится с женой. Аля станет высокооплачиваемым дизайнером, лучшим в своем деле, разбогатеет, переедет из комуналки в шикарную квартиру, станет носить белые шанелевские жакеты. Но в душе у обоих будет выжженная поляна, и большой вопрос, зацветут ли на ней когда-нибудь снова цветы.

Банальная история об «обычной» страсти, или любви, которая случается лишь однажды в жизни, которая перемалывает характеры, танком проходится по душе, которая заставляет повзрослеть, которая разглаживает и укрощает буйные кудряшки в прямые линии, которая делает людей ужасно несчастными, но и дарит воспоминания о подлинном счастье… История о разрывах и возвращениях — спустя годы, обиды, «финальные» слова. МУка и радость. Почти лелушевские «Мужчина и женщина»...

Кадр из фильма «Кроличья лапа»

В фильме «Кроличья лапа» режиссера Наны Джорджадзе помимо анатомии настоящего чувства беспощадно показана и разрушающая сила разных менталитетов. Николя живет в поместье, пришедшем со временем в упадок, но от этого не менее прекрасном, дышащим традициями. Француз ценит уклад, манеры, приличия, и он во что бы то ни стало старается сохранить фамильный особняк и виноградники и продолжать дело предков — производить вино, благоухающее ароматами дождя и цветов. А что Аля? Едва приехав в Париж, она вмиг утрачивает и стиль, и шарм, она пьет на улице теплую водку, закусывая яблоком. Она раскладывает на старинном камине рядом со скульптурными композициями и посреди изящных канделябров китчевые сувениры — матрешки да расписной самовар. Она пытается удивить французов ужином, и под изысканное вино с устрицами готовит горы русской народной снеди — от фаршированных перцев до щедро залитых майонезом салатов. Она и вино-то пить не умеет по правилам — не вдыхает его, не пригубляет, а залпом — как «завещал» сосед-алкаш из коммуналки. Все это дико бесит Николя, но ведь когда-то за эту «настоящесть» он и полюбил Алю? Зачем теперь пытаться переделываться под свой идеал? Только старый мудрый дед Николя (Пьер Ришар) — человек, чьи кудрявые волосы тоже выпрямила и убелила суровая жизнь, понимает, какой драгоценный дар достался эти двоим и как они неправильно им распоряжаются, но кто слушает стариков?

Пьер Ришар в фильме «Кроличья лапа»

72-летняя Нана Джорджадзе хорошо знает, о чем снимает. Она и сама происходит из «хорошей» грузинской семьи, но в юности сбегала с хиппи и колесила автостопом по Советскому Союзу, то есть она понимает, как может сталкиваться мир традиций с «новыми веяниями». В ее жизни была учеба на архитектурном (и любовь к зданиям и причудливо декорированным пространствам чувствуется в ее фильмах), потом факультет кинорежиссуры в Тбилисском театральном институте, ее мастерами были Тенгиз Абуладзе и Ираклий Квирикадзе, за которого она вышла замуж… За фильм «Робинзонада, или Мой английский дедушка» Нана Джорджадзе была удостоена «Золотой камеры» Каннского фестиваля, ее «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» с тем же Пьером Ришаром были номинированы на «Оскар», и по сути режиссер везде верна одной теме — разницы и одновременно объединяющей силе культур.

«Два мира, два Шапиро»… Франция для Джорджадзе — оплот традиций, размеренной, логичной, трудолюбивой жизни. И хоть фамильный замок находится в запустении, но его обитатели всеми силами стараются вдохнуть в него жизнь. Россия же рисуется одной краской (и от этого лично мне неуютно) — страна, растоптавшая свою великую историю, страна распада, нищеты, безвкусицы, нестабильности и одиночества. Перестройка сменяется путчем, на праздничных столах — вареная картошка да алкоголь, разговоры ни о чем — лишенные романтики и поэзии. Извечная хтонь, в которой люди от отчаяния по-звериному воют на луну и в которой у хрупкой Али функция кроличьей лапы — талисмана, приносящего удачу. Даже когда придут другие времена и с политическим и экономическим устройством все более менее устаканится, и Аля научится играть в гольф и носить дорогую одежду, эта страна останется ареалом обитания бездуховных людей, живущих вне традиций и культуры. В своих новых нуворишских домах они непременно захотят «сочетнуть» американскую классику с итальянским дизайном, и Аля будет их переубеждать исключительно при помощи силы гастрономических метафор — «хрустящего блинчика со взбитым фаршем».

Кадр из фильма «Кроличья лапа»

Может, именно страна и виновата в том, что ангел у нее получился с «дефектом»? Что способная назвать щенка Модестом (в честь Мусоргского?), красиво поющая в моменты счастья, умеющая сравнить аромат вина с запахом любимого, только что искупавшегося в реке с кувшинками, Аля тут же может сделать что-то ужасно вульгарное вроде того, чтобы переспать с нелюбимым или есть торт ложкой прямо из коробки? Нет, неправда, не в стране дело. В фильме показана одна из пожилых обитательниц питерской коммуналки, наверняка пережившая и Блокаду, и другие испытания — прямая спина, манеры, добрый взгляд лучистых глаз… Внутренняя сила, стержень и порода, так нехватающие очаровательной «дорняжке» Але. «Вы дикие», — говорят французы русским. Но почему же вас так к нам тянет?! Не потому ли что в вашем надежном размеренном быте скучно? Не потому ли, что вы и сами тоскуете по этим качелям, бросающим тебя в пучину непредсказуемости?

Актерский состав в «Кроличьей ларе» интернациональный и любопытный. Французы играют французов (на роль Николя рассматривались Гаспар Ульель и Луи Гаррель, те не смогли из-за занятости, но Николя Дювошель справился с ролью вполне), наши — наших. Олег Гаркуша в роли молчаливого алкаша Гончарова органичен, Евгения Добровольская в роли обитательницы коммуналки Нины как всегда отвечает за юмор и озорство, Евгений Ткачук по обыкновению напорист и харизматичен, пожилая фотомодель Валентина Нейморовец, играющая роль аристократки Аркадьевны, всем своим видом транслирует нелегкую судьбу. Что до исполнительницы роли Али — питерской актрисы Светланы Щедриной, то у нее получается быть и тонкой, и звонкой, и нежной, и хрупкой. Вот только для роли «чистого существа» 38-летняя актриса все-таки взрословата. А иногда в ее угловатости и улыбке угадываются черты Ингеборги Дапкунайте — и это довольно странное ощущение.

«Кроличья лапа» снята по сценарию Ирины Лукиновой, и, конечно, это очень женская картина — мелодрама с элементами философской притчи. Слоган у фильма «Два мира, одна любовь», но, на мой взгляд, это картина о неизбывности любви. О том, что мы всю жизнь трепетно храним в душе образ дорогого человека, но малейшее столкновение с ним в реальной жизни, разрушает идеал. И приходится снова его выстраивать по кирпичику, и снова жить грезами.

Трейлер фильма «Кроличья лапа»

Смотрите фильм «Кроличья лапа» в кино с 11 февраля.


Автор: Илона Егиазарова