Первый канал позиционирует показ «Угрюм-реки» как главную премьеру года. Работа над многосерийным телефильмом (режиссер Юрий Мороз), по признанию продюсера Дениса Евстигнеева, началась аж семь лет назад. Зрители давно ждут сериал, телекритики даже считали, что ему придется сражаться за рейтинги с «Зулейхой» канала «Россия 1», но экранизация романа Гузель Яхиной отгремела в прошлом году, лишив нас возможности сравнить разные методы работы над историческим материалом. Наверное, все что ни делается — к лучшему. Сейчас от «события года» ничего в эфире не отвлекает, а смотреть «Угрюм-реку» надо, да, вдумчиво.
Одноименный роман Вячеслава Шишкова не входит в школьную программу и не считается классикой русской литературы, но это хорошо сделанная вещь с крепко сбитым сюжетом, большущей галереей вкусно прописанных персонажей, детективной составляющей, страстями и моралью. В общем, все как у Достоевского — только в антураже суровой сибирской природы. Прав продюсер сериала Константин Эрнст, который сказал: «Есть великие романы, но они никогда не бывают великими экранизациями. Потому что великая книга уже реализована энергетически и не нуждается в иллюстрациях. А есть хорошая литература, но не великая, которая может быть поводом для чего-то стоящего в кинематографе». «Угрюм-река» — как раз такой случай.
Кадр из сериала «Угрюм-река»
Уже раздаются мнения: зачем, мол, экранизировать то, что было уже успешно реализовано советским кинематографом, разве мало других, «неокученных», произведений? Упрек справедлив наполовину. «Неокученных» произведений, нуждающихся в экранизации, действительно хватает. Но вот что касается советской «Угрюм-реки»… Я честно отсмотрела телефильм Ярополка Лапшина 1968 года, чтобы быть готовой к сравнениям. Да, это мощная постановка с блестящими актерскими работами. Но, во-первых, это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов. Во-вторых, роман экранизирован не полностью, ряд деталей, а то и целых линий, обозначены здесь пунктиром. В-третьих, телефильм пронизан идеями классовой борьбы, осуждением общества капитализма и крайнего индивидуализма — сообразно официальной идеологии того времени. Безусловно, для 1968 года телефильм был прорывным. Но новые времена требуют нового языка, новой картинки, нового осмысления, тем более, описываемые события атмосферно пересекаются с тем, что и сегодня витает в воздухе.
Итак, действие начинается в конце XIX века. Россия на стыке эпох — еще нарядная, богатая, с жирующими купцами, с институтом бесправных слуг, читай рабов, по-собачьи преданных хозяевам, с расцветшей коррупцией, которой подвержены все — от батюшек в церкви до следственных органов… И вместе с тем прогрессивные идеи уже долетели до самой глубинки. Люди от природы пытливые понимают ценность образования, стремятся все знать, читать, всем интересоваться. Таков Прохор — сын богатого сибирского купца Петра Громова. Высокий статный красавец, сильный и целеустремленный, он совсем не хочет почивать на папенькином состоянии — наоборот, планирует приумножить его и стать миллионщиком. Возможно, тогда люди забудут нехорошие слухи, которые ходят об их семье, о том, что и бизнес, и хоромы построены на деньги, которые дед Данила добывал, разбойничая и убивая.
Александр Балуев в роли Петра Громова в сериале «Угрюм-река»
Прохор кажется цельной личностью, способной на великие поступки. В старой экранизации Георгий Епифанцев его играл, будто держа в голове образ молодого Петра I — огромного, стремительного, деятельного, харизматичного. Этот Прохор был нравственным человеком, мечтающим делать дело, не забывая о добре и справедливости. Красавец Александр Горбатов в новой «Угрюм-реке» играет сурового грубияна, впрочем, только внешне спокойного и уверенного, его нервы — как оголенные провода, лично меня созданный им образ почему-то заставил вспомнить о Гришке Мелехове из «Тихого Дона». Роковое проклятие, лежащее на этом семействе, дурные гены довлеют над Прохором и в конце концов сделают свое дело…
Мистике в «Угрюм-реке» придается серьезное значение: Прохора все время будет преследовать призрак тунгусской ведьмы Синильги, которая напророчила ему страшную судьбу. Ему бы взять да свернуть с предсказанной дороги, отмахнуться. Но нет, манящая сила золота, алчность врастает в душу, разъедает ее изнутри — и вот шаг за шагом герой меняется, предает себя, свои помыслы, из смельчака превращается в труса, из человека принципов — в подлеца. Этот представленный в динамике сюжет о разложении души, эта история человека, не справившегося со своей гордыней, эти раскаты грома (фамилия-то у семейства тоже раскатистая), ливни, «дурные знаки», сопровождающие главные события, делают сценарий чуть ли не библейским.
Александр Горбатов в роли Прохора Громова в сериале «Угрюм-река»
Помимо денег камнем преткновения, яблоком раздора в семействе Громовых станет женщина по имени Анфиса. Редкая породистая красавица, которая влюбляет в себя всех — от приказчиков до офицеров, от каторжников до купцов, она вертит мужчинами как хочет. Старик Петр Громов совсем потерял голову — готов на ней жениться, отписать все движимое и недвижимое имущество, сослать прежнюю супругу в монастырь. А Анфиса влюблена в сына Петра — в Прохора, и вот уже отец готов идти войной на сына. Александр Балуев (Петр Громов) играет человека именно страстей, скорее жертву сумасшедшей любви, и когда его разбивает паралич, к нему даже проникаешься жалостью. А вот Виктор Чекмарев в старой версии играл темного, недалекого самодура, подлого и трусливого, ему невозможно сочувствовать.
Интересно сравнить образ Анфисы в старой и новой экранизации. Признанная красавица Людмила Чурсина, от ее Анфисы — высокой, статной, с красивыми руками и роскошной косой, действительно глаз не отвести. Симпатии зрителя на ее стороне — она любит, страдает, у нее меняется голос в присутствии Прохора, она — сама нежность и робость, когда он рядом. У Юлии Пересильд в современной версии совсем иной рисунок роли. Она играет эдакую Настасью Филипповну — взбалмошную и дерзкую, ее настроение — качели, и, честно говоря, ее и мне, зрителю, хочется иной раз пристрелить, чего уж ждать от влюбленных мужчин. Юлия — прекрасная актриса, красивая женщина, а тут ей в помощь необыкновенно эффектные наряды (одно красное платье, отороченное черными кружевами, чего стоит!), броские украшения с бирюзой, яшмой и бриллиантами и парик с буйными кудрями (кстати, в новой версии почему-то большинство героев завиты, по тогдашней моде, что ли?), сравнивать с тихой, чистой и глубоко несчастной героиней Чурсиной в общем-то не вполне корректно.
Юлия Пересильд в роли Анфисы в сериале «Угрюм-река»
Анфиса, желая заполучить хоть кого-то из Громовых, шантажирует их страшным документом, «штучкой», по сути признанием деда Данилы в разбоях и убийствах. И «Угрюм-река» делает крутой зигзаг и из саги, истории одной семьи на фоне истории страны, превращается в мощную детективную вещь. И вот тут, безусловно, версия Юрия Мороза выигрывает у экранизации Ярополка Лапшина. В старом фильме как бы все понятно сразу — кто преступник и почему. В новой ты будешь подозревать всех и следить за нюансами расследования. А уж какой актерский ансамбль обеспечивает интригу — глаз не отвести! Я вообще считаю, что новая «Угрюм-река» держится на игре Романа Мадянова, исполняющего роль купца Куприянова, будущего тестя Прохора; недавно ушедшего Сергея Колтакова, исполнившего роль следователя; прокурора Александра Клюквина и Бориса Каморзина, создавшего колоритный образ отца Ипата, все время приговаривающего «зело борзо».
Кстати, при всем трагизме повествования есть в версии Юрия Мороза место и комическим моментам. Особенно по этой части отличается Александр Яценко, играющий роль приказчика Илью Сохатых — фанфарона и вертлявого пустышку. Впрочем, в старой версии Александр Демьяненко, знаменитый Шурик из гайдаевских комедий, тоже был нелеп и смешон. Приказчик якобы влюблен в жену Петра Громова, в новой версии ее играет прекрасная Наталья Суркова — в этом образе видна умная, сильная женщина, с достоинством проживающая свою трагедию. В версии Лапшина Валентина Владимирова играла никакущую героиню, как бы «судьбу порабощенной дореволюционной женщины».
Александр Горбатов и Софья Эрнст в сериале «Угрюм-река»
А вот за феминизм в романе отвечает Нина Куприянова — невеста Прохора, дочь купца Куприянова. Уверенная в себе, образованная барышня с прогрессивными взглядами, совсем не заточенная под замужество, но вместе с тем способная любить — такой она была в исполнении Валентины Ивановой в телефильме Лапшина. В новой версии история строится как поединок Анфисы и Нины, и у последней в изображении Софьи Эрнст тоже есть свои женские, стервозные рычажки, коими она пользуется, борясь за сердце Прохора.
Предполагаю, вызовет споры линия, связанная с Ибрагимом. Верный слуга семьи Громовых, много раз спасавший их жизни и репутации, черкес, мусульманин, перешедший в православие, он окажется обманутым и преданным этими рядящимися в христианские одежды русскими людьми. Довольно опасная и скользкая мысль. В фильме Лапшина по понятным причинам на религии акцента не делалось, и выглядело происшедшее как простая, но глобальная подлость — и масштаба трагедии это совсем не снижало. А вот что касается актеров, сыгравших Ибрагима, то это будто один человек: и Гиви Тохадзе, и Юрий Миронцев — огромные лысые мужчины — сыграли одинаково страстно.
Есть в новой «Угрюм-реке» и придуманные линии — например, любовь Ибрагима к служанке Варе (героиню в старом фильме играла пожилая Валентина Телегина, и, конечно, их с Ибрагимом трудно было заподозрить в романтической связи, а тут, пожалуйста, 30-летняя актриса Полина Пушкарук), или сожительство влюбленного в Анфису каторжника Шапошникова (Виктор Раков) с революционеркой Дарьей Сергеевной. Играющая ее Дарья Мороз предлагает возлюбленному «жить втроем», и это звучит очень смешно, но каждому времени, как говорится, свои песни.
Дарья Мороз и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»
Невозможно не отметить красоту картинки нового сериала — столы, уставленные яствами, интерьеры купеческих домов, костюмы. Меня, правда, немного покоробила по-современному полосатая рубашка с пуговицами на Прохоре, кровь, похожая на загустевший кетчуп, а мою подругу — тюль на окошках, но да ладно, это мелочи. Потрясают натурные съемки. Вся эта безмолвная мощь природы, величие и загадочная энергетика сибирских гор, рек, дремучих лесов, которыми вдруг вздумал управлять человек. «Ты входишь в мои недра, добываешь из меня золото, убиваешь зверей в лесах, чтобы завладеть пушниной, ты пытаешь укротить мои реки?! — как бы вопрошает мать-Земля с экрана и припечатывает: Ты будешь за это наказан!» Чем не урок нам сегодняшним?
В фильме много таких крючочков в день нынешний. Довольно четко звучит мыль о том, что в основе любого большого состояния лежит преступление. Также подробно показан слом эпох и весьма узнаваемая эра наступающей технической революции. Как говорит Константин Эрнст: «Меняются люди, многие не выдерживают нового времени… Мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем...». В этом смысле «Угрюм-реку» можно воспринимать как знаковое событие и предупреждение. Не пропустите!
Кадр из многосерийного фильма «Угрюм-река»
Читайте также:
Сыгравшая в новой «Угрюм-реке» Юлия Пересильд боялась, что ее игра не понравится Людмиле Чурсиной