23 марта 1910 года на свет появился великий японский режиссер Акира Куросава. Сегодня весь мир отмечает 111-летие со дня рождения кинодеятеля. В этот день Андрей Кончаловский поспешил почтить память коллеги, а также рассказал, что Куросава оказывал на него большое влияние.
Кончаловский отметил, что первым открытием для него стали такие фильмы Куросавы как «Расемон», «Семь самураев», «Трое негодяев в скрытой крепости», «Красная борода», «Телохранитель» и многие другие. По словам Андрея Сергеевича, похожая стилистика видна в его картине «Первый учитель». «Там даже есть мизансцена, целиком взятая у Куросавы: крестьяне, сев в кружок, горюют. Так что, если по-честному, я с ним должен был бы поделиться своими постановочными. Огромная, кстати, была по тем временам сумма: две тысячи рублей!» — поделился Кончаловский в своем микроблоге в Instagram (орфография и пунктуация автора здесь и далее даны без изменений — Прим. ред.)
Архивное фото Андрея Кончаловского и Акиры Куросавы
Андрей Сергеевич признался, что Куросава был для него открытием еще одного измерения в искусстве кино. «У него настоящее чувство эпического. Недаром он, быть может, единственный, способен передавать на экране Шекспира: «Трон в крови» — «Макбет», «Ран» — «Король Лир». Эпический характер, трагический характер — вещь сложная. В «Короле Лире» никакая массовка не нужна, один человек на пустой земле разговаривает с небом. Эпичность по-настоящему заключена в характере, в его масштабах. Думаю, что и мне тоже близко чувство эпического», — отметил режиссер.
Кончаловский заявил, что судьба подарила ему счастье снимать фильм по сценарию Куросавы «Поезд-беглец». «Обсуждать сценарий я поехал в Японию. Куросава объяснял все детали невероятно тщательно: он и в фильмах своих все любит очень подробно объяснять, чтобы зритель всегда понимал, что происходит. Потом был обед. Куросава сам делал суши. Сидеть с Куросавой у подножия Фудзиямы и есть суши — это похоже на строчку из стихотворения Шпаликова. Куросава, Фудзияма, суши — в этом даже есть что-то из иронического набора», — вспомнил Андрей Сергеевич, отметив, что Куросава его любимый режиссер.
Кадр из фильма Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», снятого по сценарию Акиры Куросавы
Кончаловский рассказал, что когда у него не получается что-то снять, он смотрит фильмы Куросавы. «Достаточно двух-трех его картин, чтобы пришло понимание, как решать эту сцену, этот образ. Шекспировский художник — по силе, по ясности, по мужеству взгляда на мир», — заключил режиссер.
Напомним, что новый фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный художественный фильм». Помимо этого картина Андрея Сергеевича стала одним из победителей премии Национального совета кинокритиков США, а также обладателем кинопремии «Золотой орел». В начале марта стало известно, что фильм стал одним из претендентов на премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке».
Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»
Читайте также:
Андрей Кончаловский признался в зависти к тем, кто получал премию «Оскар» 30 лет назад