00:25, 30.04.2021
Новости

Рецензия на сериал «Контейнер»: триллер о суррогатном материнстве, притворяющийся социальной драмой

В рамках ММКФ показали проект видеосервиса START с участием Оксаны Акиньшиной и Филиппа Янковского.


?>

Тема суррогатного материнства будоражит общество, один из скандалов разгорается прямо в эти дни. Казалось бы, все уже привыкли и даже научились адекватно воспринимать факт рождения «пробирочных детей» от «специально обученных» женщин, но стоит произойти какой-нибудь громкой истории, как мы снова возвращаемся к дискуссии. Собственно, с этих дискуссий и начинается новый сериал «Контейнер».

Сначала на экране предстает сильно беременная и сильно голая героиня Оксаны Акиньшиной, которая почти с отвращением занимается сексом (она суррогатная мать, и ей по контракту запрещены интимные отношения, вредная еда, алкоголь и прочие излишества нехорошие). Потом нам показывают представителей общественности. Батюшка говорит, что суррогатные дети — это «против Бога, и таких малышей не крестят» (разве? а пышные крестины дочери Киркорова, которые чуть ли не транслировались в прямом телеэфире?). Дядька, похожий на социолога, утверждает, что деятельность по рождению суррогатных младенцев нарушает этику и во многих странах мира запрещена. Женщина, согласившаяся на суррогатную беременность, фальшиво улыбается: «Я это делаю не ради денег, я помогаю людям обрести счастье». Профессиональная «я же мать» осуждает: не выносив ребенка под сердцем, не обретешь инстинкта. Женщина с несчастным лицом оппонирует: «Мы с мужем перепробовали все… Это единственный шанс… Разве плохо, если у нас будет малыш?» Далее нам показывают митинг у стен больницы, занимающейся суррогатным оплодотворением, молодежь стоит с плакатами «Эко — зло».

Оксана Акиньшина в сериале «Контейнер»

Все это, если честно, снято весьма прямолинейно — словно в «еще одной мелодраме для семейного просмотра». И зритель настраивается именно на такое кино — в духе канала «Россия». «Сейчас, — думаешь ты, — суррогатная мать начнет мучиться сомнениями, решит сбежать, оставив ребенка себе, а биологический отец, прекрасный богач, найдет ее, влюбится и… разведется со своей алчной женушкой»… Ан нет. Режиссер Максим Свешников, известный по сериалу «257 причин, чтобы жить», обманывает нас и подсовывает труп. Бытовая драма оборачивается остросюжетным жанром, триллером.

Женушка в исполнении Маруси Фоминой оказывается вовсе не алчной, а суетливо смешной, болтливой, на вечном позитиве. Муж (Филипп Янковский), усталый замминистра, кажется, все понимает про нее, но за покой в доме готов платить миллионы. На сей раз блажью супруги стало совместное проживание с суррогатной матерью в одном доме — чтобы кормить ее веганской едой, укладывать спать по режиму, контролировать, и муж прилагает все усилия, чтобы исполнить желание супруги. И как этой идее ни сопротивляется свободолюбивая и независимая Саша, героиня Акиньшиной, но обстоятельства вынуждают ее подчиниться воле заказчиков — в ее жизнь вернулся муж, опасный человек, абьюзер, насильник и, похоже, убийца — надо надежно спрятаться…

Маруся Фомина в сериале «Контейнер»

Главная героиня лишена какого-то ни было обаяния. Оксана Акиньшина вообще часто играет резких немногословных женщин с постными лицами, к которым трудно испытывать эмпатию. А тут и вовсе персонаж с языком острым, как бритва, суровый, быстрый на принятия решений. Очевидно, что за плечами Саши страшный опыт: в кадре мелькают флешбэки, в которых кто-то (скорее всего муж), занимаясь с ней любовью, почти душит ее. А еще токсичная мать героини (Юлия Ауг) попрекает прошлым, называя ее деятельность проституцией. Чем же она занималась на самом деле? Поломает зритель голову и над вопросом, зачем героине понадобился «платиновый контракт» на суррогатное материнство и куда она собирается потратить уйму евро? То есть, несмотря на затянувшуюся экспозицию, крючочки в сериале развешены многообещающие и ответы на эти головоломки хотелось бы получить.

Артем Быстров в роли мужа Саши пугающе убедителен: как любой опасный преступник, его персонаж мимикрирует под очередную жертву, находит ключики — а потом превращается в настоящего монстра… Возможно, к моменту показа сериала на видеосервисе START (а он запланирован на конец лета), проект несколько видоизменится — сейчас идет монтаж восьми серий. Мне бы хотелось более стремительного ритма и тщательно проработанных диалогов — пока они, увы, местами искусственны. А еще хотелось бы менее очевидных стилистических приемов. Скажем, слегка покоробил привет, который Максим Свешников послал сам себе в эпизоде, когда герои смотрят телевизор, а там идет анонс сериала «257 причин, чтобы жить».

Филипп Янковский в сериале «Контейнер»

А вот что действительно удачно, так это выбор названия проекта. На слово «контейнер» у всех нас разные ассоциации: кто-то вспомнит о мусоре, кто-то о перевозке грузов, кто-то о еде для микроволновки. Но в контексте сериала контейнером становится женщина, которая соглашается выносить чужого ребенка. Не человек, а функция. Однако у этой функции вдруг обнаруживается характер. Куда он ее заведет? Феминисткам будет о чем поспорить…



Автор: Илона Егиазарова