17:55, 28.05.2021
Новости

Рецензия на фильм «Туве»: жизнь создательницы муми-троллей сквозь феминистские очки

В прокат вышел байопик о знаменитой финской писательнице и художнице Туве Янссон.


?>

Финляндия, 40-е годы, голод, холод, бомбежки… Чтобы отвлечья от ужаса происходящего, молодая художница Туве придумывает детскую сказочку и рисует на попадающихся под руку бумажках забавных существ, все время бормоча себе под нос их странные диалоги. Отец, известный в стране скульптор, возмущается, считая, что дочь таким образом закапывает свой талант в землю: «Ты должна больше уделять внимание живописи, а не этой ерунде!» И, наверное, он прав — карикатурками да детскими рисунками не заработать, не выбить правительственный грант, не добиться уважения коллег.

Но Туве, сама не понимая, к чему тяготеет ее душа, все-таки предпринимает попытку тихого протеста: чтобы избежать ругани, критики и издевок, отселяется от родителей и снимает сильно пострадавшее от бомбежек, но когда-то роскошное жилье с высокими потолками и большими окнами. Это ее первый осознанный выбор. Туве все делает своими руками — чинит проводку, застилает фанерой разбитые стекла, рубит и пилит дрова для того, чтобы топить печь. Живет впроголодь, а за квартиру расплачивается картинами, уверяя хозяйку — аристократическую старушку, что когда-нибудь они будут стоить миллионы… Так начинается путь к всемирной славе финской писательницы и художницы Туве Янссон, подарившей всем нам истории про муми-троллей, которые мы как «величайшее знание» передаем из поколения в поколение.

Фильм «Туве» — классический байопик, но снятый сквозь феминистскую оптику. Режиссер Зайда Бергрот показывает нам становление Туве Янссон не как писателя и художника (в картине все-таки очень не хватает муми-троллей, их историй, их мира), а как женщины, которая нащупывают пути для достижения абсолютной свободы – в выражении чувств, желаний, помыслов.

Альма Пёвсти в фильме «Туве»

Поначалу Туве — довольно робкая, стеснительная девушка, которая тушуется перед отцом, работодателями. Но однажды случай ее сведет с Вивикой Бандлер — дочерью мэра, дерзкой, уверенной в себе, яркой и самодостаточной женщиной. Она закажет у Туве пригласительные билеты для юбилея отца. Рисунки получатся столь остроумными, что Янссон удостоится вечеринки по случаю дня рождения мэра. И там она поймет, что та степень раскрепощенности и независимости, которые демонстрирут Вивика, плюющая на правила и нормы поведения, — то, чего не хватает самой Туве. Между женщинами завяжется головокружительный роман.

В богемной Финляндии, Швеции того времени это не было такой уж редкостью. Вивика многому научит Туве, в том числе скажет, что детские рисунки — самое ценное в творчестве Янссон, «особенное», а картины — так, «нормальные». Новая подруга будет разговаривать языком Тофслы и Вифслы, поставит спектакль по историям муми-троллей — и тот прогремит. Вивика будет звать Туве в Париж и даже попросит отца-мэра предоставить Янссон возможность заработать на фресках для городских зданиий. Но… проповедующая независимость Вивика не способна оценить моногамию, у нее постоянно будут появляться новые увлечения, и это заставит сильно страдать Туве… Так есть ли грань между свободой и эгоизмом? Предполагает ли истинная любовь верность или это пережиток прошлого — как бы ставит вопросы перед зрителем фильм, и ты ищешь ответы на них вместе с Туве, хотя вроде помнишь их из собственного опыта.

«Выходи замуж! — как-то скажет Вивика Туве. — Быть замужем очень удобно». Супруга Вивики не сильно заботят ее увлечения на стороне, зато всех и ее саму в том числе устраивает «почетный» семейный статус, делающий человека «своим» и понятным в глазах общества… И Туве послушается совета.

Альма Пёвсти и Криста Косонен в фильме «Туве»

Как в истинно феминистском фильме нам представят мир карикатурных мужчин и восхитительных женщин. Отец Туве — типичный домашний деспот, оказывающий на всех психологическое давление. Ее женатый избранник (Шанти Рони) — газетчик с мушкетерским именем Атос, оказывается в глазах режиссера Зайды Бергрот явной тряпкой. Туве соблазняет его чуть ли не силком, он все время мямлит, виновато улыбается, бормочет, поскальзывается, падает… Стоп! А что там с поступками? На деле Атос разводится с супругой, чтобы жениться на Туве, он придумывает ей заработок — комиксы для его газеты (впоследствии на этом жанре Янссон заработает миллионы), он прощает ей связь с Вивикой и делает предложение, стоя на колене (правда, под напором Туве)…

Но режиссер субъективен: Атос оставляет эмоционально жалкое впечатление — в основном за счет каких-то черточек внешности — бегающих глазок, лица, похожего на сдобную булку. Вот эта однобокость в подаче образов мужчин и женщин и раздражает. Впечатление, что режиссер пытается впихнуть историю в прокрустово ложе своих убеждений. Жених исчезнет с горизонта Янссон с середины фильма и так и не появится никогда. Правда, отцу Туве будет дан шанс на реабилитацию — посмертную: выяснится, что этот суровый дядька, ни разу не похваливший дочь, тайком собирал в альбом рисунки и газетные статьи о ней, бережно перекладывая каждую листом кальки.

Альма Пёвсти и Шанти Рони в фильме «Туве»

Кстати, мир вещей в фильме представлен впечатляюще — он говорит о героях порой больше, чем диалоги. Родительская квартира, в которой царят отцовские скульптуры; роскошный дом мэра — с канделябрами, серебряной сервировкой, шелковым постельным бельем — обитателей особняка Туве дерзко назовет буржуазией, «дающей нам возможность зарабатывать». И на контрасте — убогая квартирка Туве, в которой пара железных кружек, один подсвечник, маленькая полка с книгами… По ходу действия это жилище обрастает подробностями, новыми интерьерными решениями, и мы будем понимать, что благосостояние героини растет, меняется и ее сознание — и к финалу истории нам представят удобную и красивую творческую мастерскую уверенного в себе художника-писателя.

Известно, что в 50-е годы популярность Янссон взлетела, Туве заключила 7-летний контракт с американским агентством Associated Press с еженедельной оплатой, и сначала историю муми-троллей в комиксах действительно отрисовывала сама, а потом передала дело брату Ларсу, и тот зарабатывал на этом еще 20 лет! Книги Янссон издвались миллионными тиражами и переводились даже в таких экзотических странах, как Иран и Япония. Страдавшая в молодости от бедности, Янссон стала очень расчетливой, она даже выкупила себе остров в Финском заливе — чтобы уединяться там от глаз назойливой прессы… Впрочем, почти ничего из этого не вошло в фильм. Картина обрывается в момент, когда Туве принимает судьбоносное решение перебороть мучительное чувство к Вивике и впустить в свою жизнь свежий воздух...

Кадр из фильма «Туве»

Актрисы, играющие Туве и Вивику, Альма Певсти и Криста Косонен, вполне убедительно представили историю этой странной, местами токсичной любви. Янссон в изображении Певсти — тусклая, робкая, слегка забитая, не умеющая говорить о том, что чувствует. Она применяет в сложных ситуациях язык эвфемизмов и метафор, потому что трусит, не хочет никого не обидеть. Например, признаваясь жениху в измене, говорит: «У меня образовалась новая комната, в доме моей души». И собеседники постоянно спрашивают ее: «Что ты хочешь сказать?» По-настоящему раскрывается Туве в танцах — тут все: истерика, боль, отчаяние, и актриса Альма Певсти играет это виртуозно. Яркая же Криста Косонен, похожая на Фриду Кало, с этой короной из волос, алой помадой, играет Вивику так, словно она большая могучая река, сносящая на своем пути все — ты можешь стать ее притоком, но ты не способен изменить ее русла…

Мы уже привыкли, что байопики нам открывают не вполне героические страницы биографий великих людей. Например, фильм о другой детской писательнице «Быть Астрид Линдгрен» вообще нам представлял малосимпатичный образ женщины, легко соблазнающей своих боссов, и матери, бросившей сына. И в общем-то это даже интересно — всегда полезно знать «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но вот общие феминистские лекала — вина строгих родителей, слабых мужчин, токсичных отношений — за этим как-то на экране уже скучно наблюдать… Декларируете свободу и самостоятельность? Тогда зачем постоянно оглядываться и обвинять — двигайтесь дальше. Туве Янссон, кстати, в реальной жизни двигалась: о творческом взрыве я уже упомянула, а в личной жизни, как пишут ее биографы, она перестала метаться и делать мучительный выбор между мужчинами и женщинами — после романа с Вивикой она 45 лет просуществовала рядом с художницей Туулики Пиетиля (она мелькнет в фильме), которой и завещала всю свою недвижимость, включая остров. Наверное, фильм и ставил задачу рассказать, что самые темные времена в нашей жизни случаются перед рассветом, нужно только проснуться, встать и встретить солнце — но сделала это режиссер Бергрот, не вдаваясь в психологические подробноости.

Альма Пёвсти в фильме «Туве»

Смотрите фильм «Туве» в кино с 27 мая.



Автор: Илона Егиазарова