18:00, 10.06.2021
Новости

Рецензия на 3-й сезон сериала «Содержанки»: герои обрастают чешуей и превращаются в рыб

START начинает показ заключительной части популярного проекта.


?>

Сколько бы хейтеров ни было у этого проекта, трудно игнорировать факты: у сериала 50 млн просмотров, о нем спорят, по его поводу ссорятся, саундтрек является лидером Шазам и ITunes. А еще «Содержанки» открыли широкому зрителю мощную харизму Владимира Мишукова и перезапустили карьеру Дарьи Мороз, которая стала чуть ли не главным секс-символом страны.

Как мы помним, начинал снимать историю театральный режиссер Константин Богомолов, для которого проект стал дебютом в области сериального производства. Константин создал колоритный мир, тягучую атмосферу эдакого роскошного болота, засасывающего людей, падких на деньги. Режиссер, несомненно, понимал, о чем снимает: о светской тусовке он знает не понаслышке — сам к ней принадлежит, да и супруга Ксения Собчак в случае чего может одарить бесценными советами (у нее, кстати, в первом сезоне была роль-камео). Бесспорно, художественное пространство, созданное Богомоловым, получилось утрированным и театральным, и в этой связи многие надеялись на энергию новичка — Дарьи Жук, снимавшей второй сезон. Лично я думала, что ей как феминистке удастся раскрыть какие-то неожиданные стороны характеров содержанок, психологию их поведения, и зритель как минимум проникнется к героиням если не симпатией, то жалостью. Но нет, не случилось. Увы, ослабла во втором сезоне и криминальная линия, и эти многозначительные появления в кадре погибшей героини Ольги Сутуловой так ни во что и не вылились.

Владимир Мишуков в 3-м сезоне сериала «Содержанки»

И вот в проект пришел Юрий Мороз и вспомнил, что «Содержанки» — это детектив. И как аксакал сериального производства сразу накинулся на сценарий. Историю, созданную бессменными Наной Гринштейн и Анной Рубцовой, дописывал сам, подключались и продюсер сериала Ирина Сосновая, и Дарья Мороз, являющася креативным продюсером. Какие-то идеи в разработку своих образов привносили актеры — например, Александра Ребенок прям изменила судьбу своей героини-фотографа. Что получилось в итоге? Кажется, проект стал более стройным и строгим, он обрел четкие линии — не извилистые, как у Богомолова, а довольно прямые.

Юрий Мороз, не раз снимавший детективы, знает законы жанра и понимает, насколько важно зрителю получить ответы на все свои вопросы. Так вот режиссер обещает нам вывести из тени всех преступников и рассказать о мотивах их поведения. Третий сезон «Содержанок» позиционируются как развязка, и это правильно: есть некая усталость от проекта, но, с другой стороны, персонажи получились настолько яркими и объемными, что никто не отменяет возможности появления приквела. Вам бы хотелось, скажем, увидеть, как начинал Глеб Ольховский — может, у этого нежного олигарха, эстета с садистскими наклонностями, было травмированное детство? Или герой Сергея Бурунова Игорь Долгачев… хотя в этом случае придется снимать уже не триллер, а комедию.

Сергей Бурунов, Юрий Мороз и Виктория Толстоганова на съемках 3-го сезона сериала «Содержанки»

Интересное художественное решение Юрия Мороза определило весь ход третьего сезона: осматривая в Подмосковье локации для съемок, режиссер увидел закрытые территории и охраняемые дома богачей — и сразу родился образ. Эти люди живут в пространстве из стекла и бетона, передвигаются в закупоренных автомобилях в другие такие же пространства — кто они как не обитатели аквариума? Из этого озарения выросла и вся стилистика сериала: женщины ходят в блестючих нарядах, словно в чешуе, все персонажи варятся в своем мирке, и то, что происходит там, за стеклом, им неведомо. Разговоры ведутся тоже «аквариумные»: «Каждая рыба защищает своей ареал, но без больших маленьким не прожить»; «Больше рыбка больше улыбка»…

Писать диалоги для проекта пригласили Андрея Стемповского, и, на мой вкус, он слегка перестарался. Каждое общение персонажей — как обмен выстрелами или… статусами в соцсетях: «Кто свою семью не бережет, и нашего доверия не заслуживает»; «Вы меня по Библии увольнять будете или клятву принести?»; «Слет бывших баб. Такое ощущение, что я на том свете — среди мертвых»; «Не будьте никому преданы, кроме себя, и тогда вас никто не предаст»; «Я многому научилась у тебя… Например, выдавать свою жизнь за чужую»; «Я не буду по тебе скучать. Скучают по тому, кого любят». Отдельного внимания заслуживают реплики про деньги, ведь это главная страсть большинства из задействованных персонажей — что бы герои там ни говорили о чувствах: «Мы все любим себя. А еще деньги»; «Деньги — это сексуально»; «Деньгами не выкупишь уязвленное самолюбие»; «Бизнес — как секс, или ты трахаешь, или тебя трахают»; «Государственные денежки счет любят»…

Петр Скворцов в 3-м сезоне сериала «Содержанки»

Большинство из этих сентенций приходится на образы мужчин — их присутствие в третьей части усиливается, теперь это не некие картонные персонажи, функции, теневые папики, которые решают проблемы своих дев, это полноценные герои, со своей системой взглядов и даже философией. Герой Константина Лавроненко — еще один харизматичный олигарх-эстет, играющий классику на фоно, инвестирующий в кино — и вместе с тем это акула, клацающая острыми зубами, хищник, который одной фразой может сломать карьеру довольно заметному в этом аквариуме человеку. Персонаж Сергея Бурунова Игорь становится похожим на суетливого полосатика. Потеряв семью, поддержку тестя и, кажется, бизнес и статус, он судорожно пытается удержаться на плаву, докричаться хоть до кого-нибудь. И его услышат — новый персонаж — загадочная психологиня в синих очках, сыгранная Викторией Толстогановой. Эта актриса — рекордсмен по количеству ролей токсичных дамочек, вот и здесь мы увидим довольно неприятный тип очень рациональной и очень жесткой женщины, которая, впрочем, берется за выполнение сложнейших задач. Благодаря ее психологическим сеансам и персонаж Марины Зудиной, снова потерявший смысл жизни, изменится и найдет себя.

Вообще мы увидим старых героинь в какой-то «постсодержантской» стадии развития: из большого секса они уходят в эпизодический, и, получив от мужчин все, что хотели, обретают самостоятельность. Героиня Софьи Эрнст Даша, эта рыба-пила, уезжает с выставкой картин таинственной художницы Асфари в Нью-Йорк. Персонаж Александры Ребенок, тоже промышляющая доморощенной психологией (ее монологи — отдельный спектакль), наконец, найдет себе мужчину и захочет выпрыгнуть из аквариума. Вот только героиня Александры Ревенко — несносная, мерзкая старшеклассница Катя, пытавшаяся увести мужа у Лены Широковой, — в начале своего плавания, она пройдет путь весь, до конца, и у зрителя не останется иллюзий по поводу того, стоит ли завидовать содержанкам. А что же героиня Дарьи Мороз, Лена Широкова? Вот уж поистине ракушка с секретом… С первого сезона, с первого отчаянно-призывного танца Дарьи в коротеньком серебряном пиджаке я думала, что она «полицейский под прикрытием», внедряется в эту среду, чтобы найти убийцу. И, похоже, третий сезон заставит нас думать о том же — ведет ли Широкова расследование столь затейливым способом, просто развлекается или пытается стать пираньей в этом аквариуме?

Сабина Ахмедова и Дарья Мороз в 3-м сезоне сериала «Содержанки»

Конечно, Дарья Мороз снова покажет свое роскошное тело — она будет грустить под музыку голой в дУше, полуголой на подоконнике, и папа-Мороз снимет все это довольно деликатно и не провокационно. Вообще музыка в «Содержанках» придает глубинный смысл, а иногда попросту вытаскивает самые обычные сцены — и за это спасибо продюсеру Ирине Сосновой, которая будучи страстным меломаном занималась подборкой саундтрека. Что до музыкальной фишки сериала — фирменного кавера, исполняемого Сабиной Ахмедовой, то ожидания не обманули: после «Позови меня с собой» Аллы Пугачевой и «Знаешь — моя душа рваная» Рождена Ануси, актриса в образе своей Карины перепела композицию «Агаты Кристи» «Я на тебе, как на войне». Получилось немного странно — женщина поет от лица мужчины, да еще и на собственной на свадьбе, но и интригующе: «Я сказал: успокойся и рот закрой, вот и все, до свидания, черт с тобой…» Кстати, Ахмедова в третьей части не только поет, она еще и танцует: муж Лены Широковой написал сценарий о своей супруге, а режиссер (Игорь Миркурбанов) его экранизирует. Карина же повторяет в кадре эротический танец Мороз в серебряном коротеньком платье. И получается забавная пародия типа «Бриллиантовой руки»: помните, как героиня Нонны Мордюковой имитировала эротический танец Светланы Светличной в ее же халатике с перламутровыми пуговицами? Эпизоды киносъемок в «Содержанках» — вообще сплошная пародия, троллинг индустрии, там много специфичекого юмора — и о Даниле Козловском, и о герое Александра Кузнецова: «Кир — и как актер говно, и как человек говно, но у нас другое и не вспылает». Слово «высокохудожественное», кстати, употребляется в сериале совсем не по отношению к объектам искусства, а по отношению к девушкам с пониженной социальной ответственностью и пятой точке Кира. Какая жизнь — такие и представления о высокохудожественности.

Так стоит ли смотреть третий сезон «Содержанок»? Безусловно, стоит. Во-первых, чтобы все-таки узнать, кто убийца, хотя, кажется, что в этом душном мирке убийца — каждый, потому что кто не прикончил другого, тот прикончил себя. Во-вторых, чтобы проверить — есть ли арка у персонажей, куда, в какую сторону они развились и к чему их это привело. И, наконец, чтобы сравнить, чей художественный образ круче — токсичное болото или террариум (кому что ближе), представленные Константином Богомоловым, или аквариум с пожирающими друг друга рыбами Юрия Мороза.

Трейлер 3-го сезона сериала «Содержанки»

Смотрите третий сезон сериала «Содержанки» с 10 июня по четвергам на видеосервисе START.

Читайте также:



Автор: Илона Егиазарова