Первые эпизоды этого сериала окунают зрителя в состояние дежавю: Владимир Мишуков в галерее, стоя перед странноватой скульптурой, обсуждает вопросы большого бизнеса с кем-то очень неприятным. Вокруг снуют наряженные дамы, рекой льется шампанское, а герой Мишукова не на шутку встревожен и приказывает своим людям усилить охрану и сменить все пароли — готовится накат на его бизнес. «Глеб Ольховский?!» — ошарашенно реагирует твой мозг. Однако об ассоциациях с «Содержанками» быстро забываешь. В галерее появляется диковатая босоногая девушка, которая называется дочерью героя и его жены.
У четы Гарберов и, правда, десять лет назад пропала 14-летняя наследница Лена. Она всегда была обожаемой папиной дочкой, но пришел трудный возраст — половое созревание, и барышне будто крышу снесло. Однажды вдрызг поссорившись с отцом, она ушла гулять в парк — больше ее никто не видел. Все эти годы Гарберы искали Лену, обращались в следственные органы, к знакомым. Михаил три года пил, Катерина каждый день ходила на опознание подростковых трупов в морги, подсела на таблетки, но истово молилась. И теперь ей кажется, что она вымолила свое дитя — свершилось чудо. Мать готова одарить взрослую уже девушку модными шмотками, готова даже забыть о младшем сыне, которого Гарберы произвели на свет после трагедии и, видимо, от отчаяния.
Мария Куликова и Владимир Мишуков в сериале «Пропавшая»
Михаил же, как человек менее экзальтированный и привыкший все и всех проверять, не верит в чудеса. Ему кажется, что конкуренты, готовящие на него накат, подослали к нему самозванку, шпионку, чтобы получать информацию прямо из его дома. Он нанимает «лучшего следователя города» с богемной фамилией Малевич, чтобы тот вел частное расследование. И нестыковки начинают выплывать наружу почти сразу — например, выясняется, что с катушек слетела и куда-то исчезла следовательница, которая когда-то возбудила дело об исчезновении. Лена между тем складно рассказывает обо всем том, что было до ее 14 лет, вспоминает любимые игрушки и даже «ту самую ссору», она уверенно находит в доме свой детский тайник, но, по ее словам, ничего не помнит о том, где провела последние 10 лет жизни.
Лиза Янковская в сериале «Пропавшая»
«Пропавшая» снята по правилам западных психологических триллеров с примесью нуаровских детективов. Ощущение жуткого холода пронизывает зрителя, когда он вглядывается в детали роскошно декорированной квартиры Гарберов. Веет опасностью и чем-то потусторонним от улиц, а также лесов, в которых бродят люди сектантского вида — в белых одеждах, с безумными глазами… Этой гнетущей атмосфре, объему визуальных впечатлений мы обязаны оператору Владу Опельянцу. Но и структурно в «Пропавшей» все выдержано как в классике жанра: зритель подозревает в нечистых помыслах каждого персонажа, тут лгут или скрывают «скелеты в шкафах» все — от слуг в доме Гарберов, друга семьи и, конечно, до самой девушки Лены.
Представительница талантливого актерского клана Лиза Янковская дебютирует в главной роли и, надо сказать, что она — счастливая обладательница лица и харизмы, которые ей позволяют играть и хищницу, и жертву одновременно. По словам Лизы, режиссер Вадим Перельман и налаживал в ней эти «тонкие настройки», эту способность держать в себе несколько сущностей, разную полярность — и детскую наивность, и разрушительную тьму. И зритель по последнего будет биться над загадкой, кто она, эта героиня, — как формулирует Янковская, «добрый Олень из сказки или Фея Карабос»?
Лиза Янковская в сериале «Пропавшая»
Традиционно человека с исходящей угрозой получилось сыграть Владимиру Мишукову — жесткий взгляд, привычка всех подозревать… Где та граница, перейдя которую ты становишься абьюезером? Традиционно колоритен Александр Клюквин в роли «мужика с яйцами», решалы и по совместительству начальника следственного отдела, очень ценящего связи… Традиционно тревожна в роли матери и одновременно бизнесвумен Мария Куликова… Актерский ансамбль выглядит эдаким конструктором, где каждый занимает свое привычное место, вынь деталь — обрушится здание.
Мы помним, что по правилам качественных детективов «особая судьба» должна быть у главного сыщика — и Вадим Перельман, режиссер, много работающий на Западе, не обманывает наших ожиданий. Малевич тяжело болен и диабетом, и астмой, он зависит от лекарств, но характера, отваги и трезвости ума ему не занимать — Максим Стоянов все это умеет играть. Впрочем, по части «трезвости ума» в «Пропавшей» все тоже непросто. В сериале появляется и женщина-гипнотизер, и лысый мужчина, похожий на Волан-де-Морта, обладающий навыками зомбировать и видеть прошлое и будущее…
Кадр из сериала «Пропавшая»
Несмотря на всю фантасмагоричность сюжета, следить за нагромождением всех этих жгучих подробностей и увлекательно, и страшно. И очень хочется узнать, «та ли» это Лена и что за сектанты мелькают в кадре. Ну а по большому счету, если отвлечься от всего этого тревожного шепота и недоверчивых взглядов и углубиться в корень, можно обнаружить, что эта история отрабывает популярную сегодня в сериальном производстве тему конфликта отцов и детей и неспособности слышать друг друга. За последние только месяцы мы увидели премьерные проекты с аналогичной проблематикой — «Контакт», вторые сезоны «Мира! Дружбы! Жвачки!», «Новенького». Похоже на тренд. Или желание вскрыть проблему и проговорить ее. В любом случае, тема того стоит, ну а способ ее освоения… Жанры разные нужны, жанры разные важны.
Смотрите психологический триллер «Пропавшая» с 9 сентября в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD».