16:15, 21.09.2021
Новости

Рецензия на скринлайф-сериал «#Яжотец»: Гоша Куценко — бессмысленный и беспощадный

На ТНТ стартовал проект, снятый Comedy Club Production.


?>

Скринлайф-сериал «#Яжотец» канал ТНТ позиционирует как воспитательно-педагогическую комедию — что бы это ни значило. По сюжету главный герой, 44-летний Михаил Гречихин, ведет блог с распаковками детских игрушек. Делает он это во многом для того, чтобы увидеть счастливые глаза сына Степки. Однако во время съемки выпуска, посвященного вскрытию коробки с танком-трансформером, мальчишка пускает в ход ножичек, который подарил ему какой-то дядя Слава. Путем допроса Степки и нехитрых вычислений Гречихин понимает, что у жены завелся любовник.

Выяснение отношений с благоверной (Екатерина Вуличенко) выливается в бурную сцену, результатом которой становится развод. Теперь жена и Степка живут с дядей Славой, а Михаил видится с сыном урывками — как всякий воскресный папа. Однако, чтобы общение проходило с максимальной пользой, герой переформатирует свой блог в жанр полезных для каждого мальчишки лайфхаков: учит сына и других подростков, а также их родителей, как правильно собирать из деталей кровать, как варить яйцо, ориентироваться на местности, водить в машину… Надо ли говорить, что каждый из экспериментов заканчивается тотальным крахом, членовредительством, вызовом скорой помощи, МЧС и бывшей жены?

Кадр из сериала «#Яжотец»

Легким движением руки Михаил, собирая кровать, просверливает себе артерию, да так, что кровь из нее хлещет фонтаном. Обучая сына навыкам спортивного ориентирования, главный герой теряется в лесу и почти замерзает. В заповеднике едва не становится добычей медведя. Устраивая для сына квест, чуть не тонет в подвале с хлещущей из трубы водой… Бедный Степка спасает из всех этих бедствий нерадивого папашу, а экс-жена настаивает на том, чтобы лишить Гречихина родительских прав в суде. Однако Михаил, закованный в гипс, передвигающийся на костылях и с шиной на шее, весь в ссадинах и синяках, не теряет ни бодрости духа, ни оптимизма.

Сериал сделан в жанре комедии, скринлайфа и мокьюментари. Все происходящее снимается героем на камеру. Мы видим, как он пафосно готовится к очередному сюрпризу для сына, как традиционно косячит, а потом — как разгребает последствия. Гоша Куценко играет активного баламута, у которого руки растут из пятой точки, довольно обаятельно, но вот что он играет, какую эмоцию у нас пытается вызвать? Эмпатию, жалость? К герою невозможно относиться как к рукожопому Хоботову из «Покровских ворот» — Гречихину не хватает трепетности и интеллигентности, он настырен и не извлекает жизненных уроков.

Кадр из сериала «#Яжотец»

На протяжении всего сериала отрабатывается один и тот же прием (который, если честно, поднадоедает к середине второго эпизода): взрослый, но чрезвычайно инфантильный и безответственный мужчина подвергает риску жизнь собственного сына. И мы должны ему сочувствовать? Высокое напряжение, наводнение, холод, опасности, связанные с дикими животным, — вот далеко не полный список экспериментов, в пучину которых ввергает себя и ребенка Гречихин. А что в это время делает «дядя Слава», над которым искрометно издевается в эфире своего блога главный герой? Покупает Степке часы с компасом и навигацией «аж за 12 тыщ», дарит велик, вывозит их с мамой в заповедник с оленями, устраивает поездку в Париж…

Понятное дело, что любовь и забота не измеряются деньгами — на это нам как бы намекает сериал. Но за что мы должны возненавидеть дядю Славу и полюбить Михаила? За то, что, прожив большую половину жизни и заведя семью, Михаил, в отличие от Славы, не сумел построить дом (до развода он жил в квартире жены)? За то, что не обзавелся машиной, нормальной стабильной работой? За то, что, берясь за эпизодические халтуры, не может ни одну из них довести до конца? Единственное, что он способен делать отлично — это понтоваться и витиевато формулировать: «сейчас я продемонстрирую спиральный мот», «покажу лямочно-тягловый способ подъема»… Сомнительное достоинство для половозрелого мужчины. Герой Куценко не смешон — он страшен.

Кадр из сериала «#Яжотец»

Креативные продюсеры сериала «#Яжотец», а также команда сценаристов ранее принимали участие в создании проектов «Гусар» и «Зона комфорта». И в общем-то почерк узнаваемый — герои перечисленных сериалов постоянно выпутываются из ситуаций, которые искусно сами себе создают. Грубые и вульгарные шутки (типа «чем рука теплее, тем сосок щедрее») соседствуют тут с довольно изящными (например, про то, что «еж — природный ипликатор Кузнецова»). Наверное, «#Яжотец» можно было бы рассмотреть как пародию на Youtube с его манией на видеоинструкции, если бы… в кадре не присутствовал ребенок. Юный актер Алексей Родионов вынужден не только выслушивать «папкины остроты» типа «Дядя Слава трус — не трус, а без нашей мамы спать боится», но и употреблять в кадре нецензурщину.

Очевидно, авторов проекта вдохновил фильм «Батя», в котором харизматичный и грубоватый отец довольно оригинально воспитывал своего сына. Наверное, захотелось сделать что-то похожее, тем более, что тренд на пап, налаживающих связь с детьми, сейчас в моде — «Контакт» и «Вне себя» на Premier тому подтверждение. Но в основе «Бати» не примитивная, а сложносочиненная конструкция, которая зиждется на ностальгии по всему советскому, даже по системе сурового воспитания, предполагающей, что отцовскую нежность надо прятать и тщательно маскировать. Этот фильм — смешное, но и глубокое и искреннее высказывание, честно пытающееся разобраться с психологией семейных отношений и вопросом, откуда появилось поколение нынешних 45-летних мужчин. Гречихин, кстати, из этого же поколения, но один Бог знает, как его воспитывали. «#Яжотец», в отличие от «Бати», это набор скетчей, порой бессмысленных и беспощадных. Впрочем, от скринлайфа трудно ждать потрясений, да и есть моральная усталость от жанра, поскольку мы пересмотрели его на карантине.

Кадр из сериала «#Яжотец»

Смотрите сериал «#Яжотец» с 20 сентября по будням на канале ТНТ.

Читайте также:

На ТНТ стартует комедийный сериал «#ЯЖОТЕЦ» c Гошей Куценко в главной роли

Сериалы сентября 2021 года: что обязательно стоит смотреть



Автор: Илона Егиазарова