18:09, 26.10.2021
Новости

«Купе номер шесть»: меланхоличное роуд-муви с трогательным Юрой Борисовым

Выдвинутый на «Оскар» российско-финский фильм выходит в прокат 25 ноября.


?>

2021 год стал по-настоящему прорывным для Юры Борисова. Сразу два фильма с его участием «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова и «Купе номер шесть» Юхо Куосманена вошли в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Более того, картина Куосманена получила Гран-при, разделив его с драмой «Герой» иранского режиссера Асгара Фархади, и была номинирована на «Оскар» от Финляндии. Чем камерный и старомодно снятый фильм заслужил такое внимание?

Картина «Купе номер шесть» основана на одноименном романе финской писательницы Росы Ликсом, в 2011 году получившем главную национальную литературную премию «Финляндия». В 1986 году Ликсом отправилась в путешествие по Транссибирской магистрали из Москвы в Монголию, а затем изложила свой опыт в книге. В фильме Куосманена и время действия, и маршрут подверглись переработке: главная героиня едет из Москвы в Мурманск в конце девяностых.


Сейди Хаарла в фильме «Купе номер шесть»

Финская девушка Лора (Сейди Хаарла) приехала в Россию учить язык и изучать профессию археолога. Она поселилась в доме профессора Ирины (Динара Друкарова), с которой делила не только кров, но и постель. Именно Ирина предложила посреди зимы махнуть в Мурманск, посмотреть на древние петроглифы, но из-за работы сама не смогла поехать. Теперь Лора одна трясется в прокуренном вагоне и с тоской смотрит на соседнюю полку в купе, занять которую должна была Ирина. Вместо интеллигентной москвички компанию Лоре составил гопник Леха (Юра Борисов). Еще до того, как поезд тронулся, Леха достал складной стаканчик и начал глушить спирт «Рояль», а затем, слегка осоловев, высказал предположение, что его соседка едет на север, чтобы торговать своим телом. Первым желанием Лоры было сбежать, прервав еще не начавшуюся толком поездку, но она знала, что возвращаться некуда, ведь постель Ирины уже согревает другая. Остается только ехать до конечной.

Юра Борисов необычайно тонко играет парня из глубинки, за невзрачной внешностью которого скрывается бездна духовности и посконной мудрости. В противовес Лоре, привыкшей фиксировать каждый момент своей жизни на пленочную камеру, анализировать все и предаваться рефлексии, герой Борисова живет в моменте. Естественный как ребенок, Леха едет в Мурманск работать на горно-обогатительном комбинате, чтобы поднять денег и замутить бизнес, но даже не задумывается о том, какого именно рода бизнес будет открывать. Во время многочасовой стоянки поезда он может без зазрений совести угнать машину, дабы на пару часов заехать к бабушке и выпить самогонки.


Сейди Хаарла и Юра Борисов в фильме «Купе номер шесть»

В фильме Куосманена вообще очень много пьют. Похоже, финский режиссер представляет Россию именно такой, подобной несущемуся во мрак поезду, наполненному нетрезвыми людьми. Этот поезд пахнет сигаретными бычками, вареными яйцами, несвежими носками и вчерашним перегаром. И вместе с тем, в каждом отдельном купе под мерный перестук колес ведутся удивительно уютные разговоры, а малознакомые попутчики, раздавив пару бутылок мутной жижи, начинают выворачивать друг перед другом души с огромным терапевтическим эффектом для себя и для зрителя. Даже когда действие вырывается за пределы вагона, фильм остается камерным. Непроглядная темнота или безжизненная холодная пустыня обрамляют Лору, в каждой сцене сводя мир к небольшому теплому освещенному участку вокруг нее.

По законам роуд-муви героиня, в начале испытывающая к своему спутнику целую гамму негативных эмоций, в финале картины просто обязана в него влюбиться. Юхо Куосманен решил сыграть тоньше: он хочет, чтобы нескладного Леху полюбили в первую очередь МЫ. И дело не в том, что Лора играет за другую команду, просто любовь — слишком тонкая материя, ее не может уловить даже видеокамера. Возможно, между финской девушкой и ее попутчиком действительно пробежала искра, не зря ведь герои сравнивают себя с Джеком (Леонардо Ди Каприо) и Роуз (Кейт Уинслет) из «Титаника». С другой стороны, пафос истории именно в том, что русский парень может сотворить чудо и пожертвовать последней рубахой и без любви, просто по невероятной широте своей души.


Сейди Хаарла и Юра Борисов в фильме «Купе номер шесть»

Поначалу по-фински неспешный фильм Куосманена может вызвать у зрителя (особенно у не привыкшего к фестивальному кино) раздражение: уж больно медленно ползет поезд до Мурманска! Лишь к финалу приходит понимание, что в этой картине не было ничего лишнего. Вставки кадров с камеры Лоры, снимавшей бабушек на перроне безымянной станции, полуночная беседа о «внутреннем цыпленке» с мудрой старушкой и даже проход по плацкартному вагону, когда ноги спящих едва не касаются лица героини — все эти сцены работают на создание атмосферы и постепенно подводят нас к кульминации. «Купе номер шесть» — это теплая и меланхоличная история о том, что путешествие важнее, чем конечный пункт маршрута, а люди должны учиться мудрости у людей, не у старых книг и древних наскальных рисунков.

Смотрите фильм «Купе номер шесть» в кинотеатрах c 25 ноября.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Не время умирать»: пышные похороны старого Бонда

Рецензия на сериал «Алиби»: Стычкин и Сутулова в попытке изобразить проблемы в семье



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Sony Pictures