15:11, 17.11.2021
Новости

«Небо»: военная драма о современном Маресьеве

Фильм рассказывает о подвиге российских летчиков, чей самолет был сбит турками на границе с Сирией.


?>

24 ноября 2015 года российский бомбардировщик «Су-24М» с бортовым номером 83 поднялся в воздух с военной базы Хмеймим для выполнения боевой задачи: нанесения ракетного удара по террористам. Возле сирийско-турецкой границы в районе Яйладагы провинции Хатай турецкий истребитель сбил самолет военно-космических сил России. Экипаж из двух человек катапультировался из горящего бомбардировщика. Одного из летчиков противники режима Асада расстреляли в воздухе, другой смог благополучно приземлиться в местности, контролируемой террористами, и был спасен в ходе спецоперации российских военных. Эта история легла в основу военной драмы «Небо», снятой при поддержке Министерства обороны РФ.


Игорь Петренко и Иван Батарев в фильме «Небо»

Игорь Петренко играет главного героя — подполковника Олег Сошникова, его прототип — старший инспектор-летчик, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки отдела боевой подготовки Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ Олег Пешков. Роль его напарника капитана Константина Муравьева сыграл Иван Батарев (прототип - штурман Константин Мурахтин). Оба отправляются в составе российской группировки войск в Сирию, чтобы помочь президенту Башару Асаду в борьбе с террористами. Однако на военной базе Хмеймим бравые летчики окажутся лишь спустя 40 минут после начала фильма. До этого зрителя будут знакомить с героями и их семьями. Создатели картины позволили себе несколько видоизменить биографии реальных героям, а потому фамилии персонажей были изменены на созвучные. Таким образом, все нижеизложенное относится исключительно к выдуманным Сошникову и Муравьеву, но не к Пешкову и Мурахтину.

Внимание! Нижеследующий текст содержит спойлеры!

История Олега Сошникова подается через серию флэшбеков, разбросанных по всему фильму и снятых в духе слезливых ретромелодрам федеральных каналов. Симпатичный молодой курсант летного училища грезит о небе, но на дворе «лихие» девяностые, керосина нет и полетов не предвидится. Вдобавок, добрая половина однокурсников Сошникова собирается бросить учебу и уйти в криминал. Олег тоже было поддается минутной слабости, но после драки с гопниками в автобусе и знакомства с миловидной блондинкой Леной (Ксения Симонова) все же возвращается в училище. Вероятно, этот эпизод из жизни летчика должен показать нам, что Сошников — мужчина, воин, защитник слабых и обездоленных.


Ксения Симонова в фильме «Небо»

Двадцать с лишним лет спустя Олег женат на Елене (Мария Миронова). Супруга мягко пилит Олега, ведь ей не хватает денег на открытие ресторана (!). Но Сошников не хочет переходить в гражданскую авиацию, где ему готовы платить по полмиллиона рублей в месяц. Во всех этих сценах бравый летчик выглядит не человеком из плоти и крови, а персонажем с агитационного плаката, который разговаривает исключительно цитатами из фильма «Офицеры». «Я на Россию не работаю, я ей служу», — с упреком заявляет Олег старому знакомому при встрече. Он ходит в военной форме даже в продуктовый магазин за покупками, всем курортам предпочитает Крым, и, наверное, даже спит, вытянувшись по стойке «смирно». Заметно, что Петренко отчаянно старается оживить своего героя, придать ему душевной теплоты, но что-то человеческое в образе Сошникова появляется лишь когда он говорит с детьми.

По прибытии летчиков в Сирию темп и тон повествования разительно меняются, словно эту часть фильма снимал другой режиссер. Нам предлагают временно забыть про небо, вынесенное в название картины, и полюбоваться тем, как бойцы Сил специальных операций захватывают в плен «языка» из числа террористов. Здесь-то и начинается красивый, дорогой боевик. Подчиненные майора Захарова (Сергей Губанов) действуют четко и слаженно: оператор беспилотника отслеживает перемещения неприятеля, снайперы прямо через кирпичные стены укладывают бородатых «бармалеев», а при отступлении группу прикрывают огнем из автоматического гранатомета. Сцена огневого боя поражает своей зрелищностью, особенно если знать, что в ходе съемок почти не использовалась компьютерная графика — в кадре взрывается настоящая пиротехника, а настоящие автомобили взмывают высоко в воздух.


Сергей Губанов в фильме «Небо»

Главным злодеем в фильме выступает незримый кукловод из США, управляющий действиями террористов — хитрый и подлый Ник Палмер (Ричард Ли Вилсон). Беседуя с подчиненными, Палмер так нахваливает наших военных, словно планирует получить российский паспорт: «Это были русские, но они не знали, что мы тоже будем здесь. Иначе мы были бы уже мертвы».

Кульминацией фильма становится тот самый злосчастный вылет, во время которого наш бомбардировщик стал жертвой подлого удара турецких ВВС. Последнюю треть картины можно назвать вариацией на тему «Спасения рядового Райана». Пока сбитый летчик проявляет чудеса выдержки и смекалки, спасаясь на пересеченной местности от террористов, приходит в движение вся огромная махина ВС РФ. Отмашку на начало спецоперации дает лично верховный главнокомандующий. Взмывают в небо вертолеты, бойцы майора Захарова, едва успевшие смыть с лиц пыль от предыдущей вылазки, снова берутся за оружие; даже корабли военно-морского флота выходят на позиции для ведения огня. Все это снято настолько зрелищно, что даже у последнего скептика в душе всколыхнется нечто похожее на патриотизм.


Иван Батарев на съемках фильма «Небо»

Режиссер Игорь Копылов отмечал, что снимать «Небо» было непросто. И дело тут не только в технической сложности: съемки проходили на действующей военной базе в Сирии, в кадре использовалась реальная техника. Дополнительная трудность заключается в том, что события, описанные в фильме, произошли совсем недавно: не до конца утихла боль, родственники погибших, да и многие из нас, не смирились с утратой, а реальные участники войны в Сирии по-прежнему помнят те дни в мельчайших подробностях и не простят и толики неправды. Вероятно, именно в стремлении угодить всем режиссер переборщил с надрывом, превратив персонажей своей картины в идеальных суперлюдей. Фильм по-настоящему вовлекает зрителя только когда на первый план выходит несовершенный, но при этом живой и симпатичный Муравьев — ему действительно хочется сопереживать.

Военная драма «Небо» могла не выйти на экраны, ведь основной съемочный период выпал на ковидный 2020 год. И все-таки хорошо, что вопреки всему эта картина добралась до зрителя, ведь «Небо» рисует перед нами образ современного героя России, и это важно. Можно бесконечно любить советские фильмы про войну, но нельзя не признать, что герои Юматова, Ланового, Тихонова и Быкова жили в другое время и в другой стране. Ими приятно восхищаться, но в качестве объекта для подражания проще и естественней выбрать кого-то, кто ходил по тем же улицам и сталкивался с теми же проблемами, что и мы.

Трейлер к фильму «Небо»



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Пресс-служба