18:30, 02.12.2021
Новости

«Летчик»: правильное кино про героя Великой Отечественной

В прокат вышла военная драма с участием Петра Федорова.


?>

В начале Великой Отечественной войны советского летчика Николая Комлева (Петр Федоров) сбивают при выполнении задания. Посадив самолет в поле, он понимает, что оказался на занятой врагом территории, единственный шанс выжить добраться до своих через зимних лес и блокпосты нацистов.

«Летчик» — не первое обращение режиссера Рената Давлетьярова к Великой отечественной: в 2015 году он снял «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, которую в советские годы уже экранизировал Станислав Ростоцкий. Главную роль тогда также сыграл Петр Федоров. Но «Летчик» — и этому факту можно только порадоваться — мало напоминает большой патриотический блокбастер в духе «Сталинграда» (опять же с Федоровым в одной из ролей), который скорее всего ожидает увидеть зритель.

Кадр из фильма «Летчик»

«Летчик» больше похож не на недавнего «Девятаева», который рассказывал про другого героя Великой отечественной войны, а на «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Большую часть фильма Комлев в исполнении Федорова идет, плывет, пробирается через сугробы, ползет — в общем, прикладывает нечеловеческие усилия, чтобы спастись (есть даже аналог знаменитой сцены с медведем). Поддерживают его волю к жизни воспоминания об оставшейся в тылу возлюбленной (Анна Пескова) — этим объясняется множество флэшбеков, в которые вынесена предыстория главного героя.

Комлев не участвует в решающем сражении и не выполняет миссию, от которой зависит исход войны (как, например, герои «1917» Сэма Мендеса, из которого в фильме, кажется, тоже есть несколько цитат) — на кону одна жизнь, его собственная. Казалось бы, драматургически эта позиция слабее, но преодолеть страшные испытания и выжить (на съемках Федоров специально голодал, чтобы худеть вместе со своим героем) — тоже подвиг. Вернуться после этого в строй — подвиг вдвойне.

Герои фильма — не супермены, которым сочувствовать так же сложно, как всесильным и бессмертным персонажам Marvel, а настоящие люди. Настоящие в прямом смысле: у Комлева было несколько прототипов — не только Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев, про которого рассказывает «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, но и другие летчики, сбитые, бежавшие из плена и добравшиеся до советской армии буквально едва живыми.

Кадр из фильма «Летчик»

Для привыкшего к блокбастерам зрителя в «Летчике» есть несколько экшн-сцен (в съемках воздушных боев участвовала еще одна легенда войны — восстановленный штурмовик Ил-2). Но по большей части это кино медитативное, тихое и немногословное — герой пробирается по пересеченной полосе, вокруг елки и волки — с кем и о чем тут говорить? Давлетьяров намеренно оставляет за кадром ужасы войны (на этой развилке фильм сворачивает в другую сторону от «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Иди и смотри» Элема Климова) и показывает другую ее сторону. Война — это не только сражения, но и каждодневное преодоление, вера и выдержка, которые проявляли и летчики, названные в фильме, и миллионы советских солдат, чьи имена не сохранила история.

Сделано это кино несколько наивно — например, создателям «Летчика» очень нравятся плавные переходы к черному экрану под драматическую музыку, шрифт для титров будто взят из старых зомби-хорроров, а финальные кадры напоминают школьную презентацию к Дню Победы. Но «Летчик» — правдиво рассказанная история настоящих героев и на формальные недочеты хочется закрыть глаза. И веришь, что задача создателей фильма — не укрепить скрепы или в очередной раз попытаться продать зрителям патриотическую идею, а рассказать историю героя, сохранить ее для будущего, что они и сделали.

Трейлер фильма «Летчик»

Смотрите фильм «Летчик» в кинотеатрах со 2 декабря





Автор: Андрей Садов
Фото: Пресс-служба