17:25, 08.01.2022
Новости

Николай Шрайбер: «Каждый человек грешен, и каждый разговаривает с Богом»

Эксклюзивное интервью с актером, сыгравшим роль вампира в сериале онлайн-кинотеатра KION «Сергий против нечисти».


?>

В онлайн-кинотеатре KION стартовала черная комедия «Сергий против нечисти». Премьера сериала несколько раз откладывалась, градус зрительских ожиданий был близок к точке кипения. Что же в проекте «такого»? Об этом Вокруг ТВ решил поговорить с актером Николаем Шрайбером, который как раз играет нечисть – а конкретнее вампира.

— Николай, вы видели уже этот сериал?

— Нет, не видел.

— А я видела и хочу сказать, что это хоть и весьма забавное, но и очень провокационное зрелище. Вас не страшит реакция аудитории?

— Если разбирать глубоко этот фильм, то каждый человек грешен, и каждый разговаривает с Богом. Я считаю, что этот проект всё равно про добро. Мы не стараемся кого-то задеть, мы просто размышляем на тему русского фольклора — ничего нового в этом фильме никто не придумал. Немного добавлено современных красок, реалий. Увидеть провокацию можно везде. Если захотеть — то и в детских памперсах ее можно узреть.

На съемочной площадке сериала «Сергий против нечисти»

— Мне как раз нравится сериал – он, хоть и неровный, но весёлый и, действительно, о добре и зле. Каково вам после серьезных драматических ролей вдруг играть такое?

— По технологии производства это не сильно отличается от привычного мне материала. Ты должен оправдать своего персонажа, пусть он и вампир, найти то, что является в нем реальным. Я должен сделать так, чтобы вы поверили в эту историю. Мы пока не пробовали такого в российском кино, и делать подобное не умеем. Совершаем первые шаги, но и они достаточно интересные.

— Чисто внешне как вас преображали?

— Обычный грим – ничего особенного. Американцы давно всё придумали – образ вампира уже канонический в кино. Пытались вот пробовать линзы в глаза — не получилось.

— А вы сами-то любите вампирское кино?

— Вы так произносите, как будто это отдельный жанр. А это подкаст в жанре, а жанр называется неоромантизм, фэнтези. И да, мне интересно такое кино.

Кадр из сериала «Сергий против нечисти»

— Были ли в голове какие-то референсы, может, вдохновлялись известными фильмами?

— Вампирской тематикой точно не вдохновлялся. А вот славянским эпосом, русскими сказками – да. В «Сергии против нечисти» делается попытка адаптировать наши былины, рассказать всю нашу многотысячелетнюю историю зрителю пусть даже в таком виде. Интересный, кстати, подход, что редко кто делал. Американцы отсняли весь свой эпос, пусть он короткий у них, но он у них есть, и он весь сверху донизу перелопачен. А у нас поле непаханое, и никто не хочет заниматься этим. Никто. Никому это не интересно. А мне это интересно.

— Помимо того, что «Сергий против нечисти» — проработка русских мифов и сказок, ваш сериал еще и жёсткая комедия. В каких отношениях вы с этим жанром? Он нравится вам, понятен?

— Чёрный юмор? Мы в такой стране живем – куда ни глянь везде артхаус. Я вас уверяю, по сравнению с тем, что происходит на улицах, наш сериал — прилизанная история. Я как человек, много ездящий по России по делам, могу точно сказать всем московским ребятам, которые считают, что мы сняли нечто жесткое: «Возьмите билет в Пермь, поездите по деревням, и вы узнаете, что такое жестко». «Сергий» — довольно спокойная история, стилизованная под чёрную комедию. И там нет по-настоящему мрачного юмора.

— Вы в каких отношениях с верой?

— Вы такие вопросы задаете… Отвечать себе дороже. Я верующий человек, я молюсь своим богам и уважаю чужих.

Кадр из сериала «Сергий против нечисти»

— Ваша карьера так резко рванула. Вы для меня открылись в «Аритмии», в глазах стоит эпизод, когда ваш герой, работник скорой помощи, идет по загруженному машинами шоссе и пытается чуть ли не руками раздвинуть пробку – чтобы побыстрее довезти умирающего человека.

Боре Хлебникову спасибо за эту роль и за этот образ.

— И все же вы всегда были на крепком втором плане, а сейчас выдвигаетесь на первый. Это благодаря онлайн-платформам? Или наконец количество уже перерастает в качество?

— Всё вместе. Наше актерское братство живет в интересное время. Рванули платформы, спрос на наши услуги стал большой. Плюс в моем случае я ушел из театра, у меня появилось свободное время, и я могу им располагать. В-третьих, я работаю с самым профессиональным, на мой взгляд, человеком в этой сфере, Наташей Гнеушевой, она эффективно занимается пиаровской работой, моим продвижением, графиком. В-четвертых, я достаточно профессионально обученный человек, а сейчас как раз такие и требуются многим продюсерам. Поэтому мой совет молодым: учитесь работать. Потому что работа, черт возьми, тяжелая, сложная, многочасовая работа, и делает вас профессионалами. Сегодня нужны профессиональные люди, умеющие распределяться на 12-часовой съемочный день.


Кадр из фильма «Аритмия»

— Не могу не спросить про вашу работу также на платформе KION— сериал «Хрустальный». По мне это лучший сериал 2021-го года, и ваш дуэт с Антоном Васильевым надо награждать всеми актерскими премиями. Насколько было сложно играть столь мощный, душераздирающий материал? Антон сказал, что в продолжении сниматься не будет из-за психологического надлома. У вас какие ощущения?

— Это было сложно, я старался найти баланс между видением режиссёра Душана Глигорова и своим видением персонажа, и, на мой взгляд, у нас получилось. Получилось то, что он от меня хотел и получилось то, что я хотел от этого персонажа. Душан хотел, чтобы мой персонаж, глава регионального УВД Геннадий Пронченко, был спокойным человеком – строгим и тихим. Я хотел, чтобы это был человек, которого обуревают все мыслимые страхи, который держится из последних сил. Мне хотелось создать образ современного человека. И в этом плане мне очень помог Антон Васильев. Мы работали в паре, старались делать так, чтобы наши герои были живыми людьми с живыми проблемами, и мы не рассматривали, кто хороший, кто плохой – настоящие – вот что было важно.

Кадр из сериала «Хрустальный»

— Это немножко история про Авеля и Каина или я слишком плоско трактую?

— Всё вы правильно трактуете. Конечно, в этой истории есть библейские отклики. Но вы говорите уже про 3-4 план — метафорический. А есть первый план и есть второй.

— Ваш герой разный, неоднозначный. Я весь сериал пыталась понять, он подлец или нет. Для вас он – человек, который всю жизнь прожил с чувством вины или он, наоборот, подавил в себе это чувство?

— Я для себя трактовал это так, что он пытается разобраться, забыл ли он жуткое прошлое или не забыл, есть у него чувство вины или нет. Человеческий организм не может без последствий пережить такие психологические атаки. Мой герой защищается, придумывает причины, успокаивает себя, и, если надо что-то забыть — он забудет — чтобы не перегружать лишний раз свою нервную систему. На мой взгляд, он пытается просто жить. Там есть диалог с братом, мой герой говорит: «Я жизнь, которая была у нас, не пущу к своим детям, у них всё будет хорошо». Это девиз нашего поколения: я своих детей уберегу, как смогу. Пусть я, мерзкий человек, пропал, но мои дети вырастут другими. И дальше я вашим мозгам даю работу, рассуждайте — прав мой персонаж или не прав. Я не даю ответы, я задаю вопросы.

Кадр из сериала «Хрустальный»

— Почему вы ушли из ярославского театра?

— Я был поставлен перед конкретным выбором, плюс жизненные и семейные обстоятельства и … ну такой этап в жизни. Мы полюбовно расстались с театром. Я написал заявление по собственному желанию, чтобы никого не мучить, и уехал из Ярославля.

— Московские пока не приглашают или сами не рвётесь?

— Я скучаю по сцене, но не по театру.

— Театр – по-вашему это…

— Структура. Сейчас в ней всё очень сложно. Горящие глаза, искусство – все эти слова, которыми пичкают студентов, — это прекрасно, но ситуация с театрами меняется потому, что меняется вся страна. От коммунизма к капитализму. В театре нет демократии, в театре есть директора, и они теперь гораздо важнее, чем актеры, они загоняют нас в свои рамки. Они делают всё для того, чтобы каким-то образом, наверное, удержаться на плаву. Но театр как храм, как служение перестаёт существовать. И еще: мы знаем кучу московских театров и прекрасных режиссёров, но дальше столицы это все не распространяется, в провинции ой-ой-ой какой невероятный, прости господи, … кошмар.

— Но московские театры обуреваемы скандалами. Это тоже результаты деятельности «эффективных менеджеров»?

— Вы поймите, профессиональный репертуарный театр — это минимум 70 лет истории, минимум три поколения обученных людей, это непрерывная работа на протяжении нескольких десятилетий. Художественный руководитель в театре часто приносит себя в жертву, он перестает ставить и начинает заниматься театром в комплексе, он готовит поколение, подтягивает молодых артистов, ищет современных режиссеров, параллельно воспитывать какой-то институт себе в подмогу – те самые «горящие глаза», о которых я уже говорил.

Николай Шрайбер. Фото из Instagram актера

— Насколько немецкие корни помогают вам в профессии?

— Помогают, конечно. У меня от мамы русская душа, которая и позволяет многое играть изнутри. И еще у меня набор таких учителей, которые многим и не снились, я бесконечно благодарен Вселенной, Богу за то, что так сложилось и меня учили лучшие. Одновременно у меня немецкий разум — чтобы я понимал технологию — как все это делать, и соединял ее с душой. В Японии пылающее сердце и холодные мозги дают идеального самурая. Я, конечно, не самурай, но мне нравится, что я могу быть технологом, а могу быть и безумцем. Это помогает, конечно, в профессии.

— А в жизни? Немецкая рачительность, экономность? Умеете денежки считать?

— Конечно, еще как.

— В пандемию это умение особенно, наверное, пригодилось?

— На самом деле мне повезло как никому. У меня была подушка безопасности небольшая — с прошлого года. Я абсолютно был уверен, что как только закончится карантин, тут же начну работать. Все так и вышло: как только сняли ограничения, мы вышли на съемки. А вот вторую волну пандемии просто пережил: мы закрыли «Хрустальный» — и я уехал домой отдыхать.

— Вам надо было после «Хрустального» прийти в себя и восстановиться?

— Не восстановиться, а просто полежать. Тяжело было, конечно, — были свои обстоятельства, и каждый день по 12 часов.

Николай Шрайбер в своем загороднем доме. Фото из Instagram актера

— И сама маньячная тема выхолащивает?

— Смотря куда ее пускаешь. Здесь Антон Васильев пострадал, потому что ему надо было эту тему пустить гораздо глубже. Мой персонаж как раз только и делает, что реагирует как человек, который не пускает эту историю внутрь. Поэтому мне было психологически проще.

— Вы очень сильно меняетесь внешне – похудели заметно, это для здоровья или для ролей?

— Всё вместе. Я сначала попробовал это для здоровья сделать, а теперь могу туда-сюда в зависимости от потребностей гонять вес — вплоть до 15 кг. Дальше не пытался.

— Легко дается борьба с весом?

— Легко, только на это надо время. 15 кг — это 2 месяца.

— Вы же вроде на 57 похудели?

— Да, это мой рекорд жуткий за полгода. Но, во-первых, у меня в тот период был человек, моя любимая женщина, которая этот путь один раз уже проходила. Во-вторых, у меня совсем не было работы, и мы смогли снять небольшой дом под Тверью на реке Волга, и жить там, не соблазняясь никаким фастфудом.

Николай Шрайбер. Фото из Instagram актера

— А вы были любителем фастфуда?

— Я до сих пор, знаете, какой любитель пожрать! А тогда действительно скинул 57. Оказалось, это простая математика, подсчет калорий, употребление нужного количества воды и интервальное питание каждые 3 часа. Мне пора открывать курсы «Гарантирую потерю 15 кг за два месяца».

— Вы постройневшим стали более востребованы как актёр?

— Мне кажется, я был востребованнее, когда был большой. Но для здоровья лучше быть похудевшим: суставы, сердце, ожирение печени, диабет 2-й степени — это все не россказни врачей, это реальность.

— Чем сегодня живёте, какие проекты в чернильнице, вообще какова ваша сегодняшняя жизнь?

— Моя сегодняшняя жизнь сводится к тому что я пытаюсь найти нужное количество работы, но при этом не брать больше, чем нужно. Стараюсь быть больше с семьей, хотя бы чуть-чуть пожить эту жизнь. Потому что есть у меня ощущение, что я только работаю и работаю, а мне очень хочется найти правильный баланс — чтобы никого не обидеть и в то же время не обидеть себя. Я его буду искать.

Смотрите сериал «Сергий против нечисти» в онлайн-кинотеатре KION


Автор: Илона Егиазарова
Фото: Архив пресс-служб, Instagram Николай Шрайбер (@shraybernikofficial)