13:44, 31.03.2022
Новости

Рецензия на фильм «Ампир V»: морально устаревшая притча о вампирах и капитализме

Павел Табаков сыграл молодого кровососа, присоединившегося к правящей миром тайной элите.


?>

Молодой лоботряс Роман (Павел Табаков) считает себя духовно богатым и выдающимся представителем человечества (как, наверное, и каждый в девятнадцать лет), но работает при этом грузчиком. Такое положение дел не слишком устраивает амбициозного юношу, так что, заметив на асфальте объявление о выпадающем раз в жизни шансе примкнуть к мировой элите, он без раздумий идет по указанному адресу — и получает струю усыпляющего газа в лицо. Когда Рома приходит в себя, жуткий незнакомец в черной маске (Владимир Епифанцев) сообщает ему, что молодой человек удостоен чести стать вампиром, после чего проводит с юношей странные манипуляции и, не удосужившись что-либо толком объяснить, сводит счеты с жизнью. Так начинается новая жизнь Ромы Шторкина, который отныне должен именовать себя вампиром Рамой. Так начинается снятая Виктором Гинзбургом экранизация романа Виктора Пелевина «Ампир V».

Кадр из фильма «Ампир V»

Снимать кино по книгам Пелевина — задача нетривиальная, ведь основную фактуру в них составляют пространные рассуждения автора, а их непросто перенести на экран. Пелевин любит строить повествование вокруг диалога ученика с учителем, отвечающим на вопросы о смысле жизни и тайнах мироздания, так что фактически до самой кульминации мы наблюдаем за тем, как Рама ходит от одного гуру к другому и, развесив уши, впитывает мудрость. Циничный Бальдр (Игорь Жижикин) расскажет, как вампиры контролируют человечество при помощи гламура и дискурса, похожий на тарантиновского Пэй Мэя Локи (китаист Бронислав Виногродский) обучит искусству боя и искусству любви, а самодовольный Энлиль Маратович (Владимир Долинский) покажет, как надо обращаться с халдеями — чиновниками, бизнесменами и деятелями искусства, помогающими кровососам контролировать человеческое стадо.

Кадр из фильма «Ампир V»

Растянутый на полфильма процесс обучения позволяет подавать информацию мелкими дозами, чтобы зритель не захлебнулся и не заскучал, но вместе с тем это подчеркивает пассивность центрального персонажа. Рама похож на футбольный мяч, скачущий по зеленому полю от одного игрока к другому. Он не понимает, что происходит вокруг, не ведет собственную игру, а лишь реагирует на чужие действия. У Павла Табакова хорошо получилось сыграть молодого дурачка, унаследовавшего право находиться в высшем обществе и не понимающего, почему взрослые дяди не воспринимают его всерьёз, но сопереживать такому персонажу совершенно не хочется.

Хоть как-то растормошить тюфяка Раму способна только Гера (дебютантка Тая Радченко) — свежеобращенная вампирша, которая параллельно с ним проходит обучение, но по каким-то причинам знает куда больше. Нескладная девушка с нелепой прической и дефектом дикции занимает все мысли Рамы, так что ради ее благосклонности он даже готов бросить вызов матерому кровососу Митре (рэпер Мирон Федоров, более известный как Оксимирон). Впрочем, Митра настолько омерзителен, что ему и без всякой Геры хочется надавать по самодовольной морде. Оксимирон сыграл поразительно гадкого персонажа, за пару коротких появлений на экране вызывающего к себе лютую ненависть — и это при том, что Митра не делает ничего особенного, просто он говорит так, что в каждом его слове слышится глубочайшее презрение к собеседнику, и всем своим видом демонстрирует превосходство над окружающими.

Владимир Епифанцев в фильме «Ампир V»

В романе Пелевина герой словно идет по грани между явью и сном (или галлюцинацией), и Виктор Гинзбург постарался передать это, наполнив свой фильм психоделическими CGI-роликами. Длинные закадровые монологи сопровождаются завораживающим видеорядом, в котором эпохи сменяют друг друга, кровь превращается в золото, а потаенные желания обретают форму переливающихся всеми цветами мандал. А потом режиссер вырывает нас из этой красочной фантасмагории и впечатывает лицом в реальный мир, где Раму окружают дорогие бренды — иконы плутократической империи вампиров. В фильме Гинзбурга фигурируют не абстрактные иномарки, кофемашины или глянцевые журналы — он делает акцент на конкретных узнаваемых образах. Например, суть гламура как секса выраженного через деньги, Бальдр объясняет Раме на примере журнала, главным редактором которого долгое время был Сергей Минаев.

Фильм «Ампир V» находился в производстве с 2011 года (а книга и вовсе была написана шестнадцать лет назад), и в этом заключается основная проблема. В середине прошлого десятилетия мысль о том, что деньги являются концентратом жизненной силы человечества, еще могла кого-то удивить, но в текущих реалиях, когда критика капитализма стала чем-то мейнстримным, основная идея картины становится безнадежно устаревшей. В общем-то, сам Пелевин признал, что гламур и дискурс изжили себя — в романе «Бэтман Аполло», который служит прямым продолжением истории Рамы, писатель рассказывает, как вампиры вводят новый социальный конструкт, чтобы контролировать умы людей.

Мирон Федоров в фильме«Ампир V»

Из-за того, что центральная идея фильма не работает, лишенная стержня картина превращается в высокобюджетный «капустник», где талантливые актеры с удовольствием валяют дурака без какой-либо реальной цели. Конечно, было любопытно посмотреть на Жижикина в белом гриме и с накрашенными ярко-алой помадой губами, исполняющего шансон в манере Вертинского. Марина Зудина блестяще справилась с ролью страдающей от тяги к спиртным напиткам матери главного героя, а Вера Алентова очень убедительно сыграла вампирскую матрону, отчаянно цепляющуюся за навсегда ушедшую молодость, внешне похожую на Аллу Пугачеву. Сами по себе эпизоды с участием этих актеров прекрасны, но картина, в которую они складываются, напоминает карикатуру из пожелтевшей газеты многолетней давности — вроде и понятно, что пытался высмеивать автор, но никакого отклика внутри это уже не вызывает, ведь колесо сансары совершило новый оборот и вампирская Пятая империя теперь так же далека от нас, как Древний Рим или Вавилон.

Фильм должен был выйти в прокат 31 марта, но его релиз отложен.

Читайте также:

Павел Табаков получил тепловой удар во время съемок «Ампир V»



Автор: Альбина Кискаркина