15:23, 15.04.2022
Новости

Сергей Соседов: «Уверен, Пугачева вернется в Россию»

15 апреля певица отмечает день рождения.


?>

Сегодня Алла Борисовна отмечает 73-летие. Она отпразднует свой день рождения не дома, а в Израиле, где уже больше месяца обитает с мужем Максимом Галкиным и детьми Лизой и Гарри. Там она живет, как и все, может позволить себе выходить на улицу без охраны. Даже соседи не особо интересуются ее личностью. В этом году впервые за много лет на телевидении нет программ, посвященных певице. «Вокруг ТВ» поговорил о Примадонне с музыкальным критиком Сергеем Соседовым.

— Думаю, что идея пышных торжеств в честь дня рождения никогда не исходили от самой Пугачевой, — говорит Соседов. — Персона она довольно скромная. Да и артистов у нас было полно круче Пугачевой — тот же Магомаев, Шульженко… И по статусу были они не ниже Пугачевой. Все раздувалось вокруг нее, не знаю, как такое получилось. Может, друзья Пугачевой на телеканалах старались?

— На ваш взгляд, почему она улетела?

— Сейчас многие уехали в Израиль — это дружественная нам страна. Там много русскоязычного населения, есть и телевидение на русском языке. Наши артисты постоянно там выступали. Та же Пугачева с 1988 по 2000-е годы, если не раз в год, то раз в два года гастролировала, объезжала весь Израиль и выступала с успехом. Много проводила времени в этой стране – лечилась там. И я когда бывал в Израиле, то не чувствовал, что нахожусь в другой стране. Необязательно знать иврит, прекрасно понимают и наш язык. Даже меня в Израиле знают, предлагали провести творческий вечер. А я ведь не Алла Пугачева.

— Значит, Пугачева сможет и там зарабатывать хорошо?

— Пугачева зарабатывать? Чем?! Она больной человек, что было видно на ее последнем концерте. На нем она спела пять из двадцати песен вживую. Она рассказывала песни, но никакой энергии не чувствовалось – все было и прошло. Сегодня ее имя — воспоминание о былом времени 70-х, 80-х и 90-х годов. В ХХI веке ее как артистки уже не было. Лучшая финальная программа — «Избранное» 1998 года – это высший пилотаж. Это был итог, а потом – ерунда, потуги, тень былого успеха, славы. Но в нашу пору инерция ее успеха еще длится. Хотя кому нужны ее фотографии с детьми, она на них как манекен.

— Как думаете, вернется ли Пугачева в Россию?

— Конечно, вернется. Она поехала в Израиль лечиться, в этом я больше, чем уверен. Причем, там ее особенно никто не видит. Там она как частное лицо никому неинтересна, да и как артистка – тоже. Там никто не будет смотреть на сцене ее под фонограмму. Да и выходить к зрителю она уже не в состоянии. Может, пригласят на какие-то интервью.

На фото Алла Пугачева

— Сергей, вы ведь были одним из любимых журналистов Аллы Борисовны в свое время, а сейчас на нее, чувствуется, обижены?

— Нет. Я всегда писал, что считал нужным. Но сам ее очень любил. И сам внес свою лепту в раздувание ее персоны. Тогда я был моложе и наивнее. Она попала в то поколение, для которого Магомаев, Шульженко были сложны для восприятия. Когда Пугачева спела «Арлекино» мне было семь лет. Яркая подача, смех подкупили меня. Хотя многим, кто был старше и воспитаннее, это не понравилось. Не зря говорят, что время расставляет все по своим местам. У меня упали шторы с глаз. Слушаю сейчас старые записи Пугачевой, они безусловно хороши, но не настолько, чтобы считать ее великой певицей. Да, была хорошей певицей, а Толкунова была выше Пугачевой. Любые песни Толкуновой с точной интонацией и по-актерски тоже точно.

— Но есть выражение «Театр Аллы Пугачевой». По-актерски она была всегда на высоте. Не согласны?

— «Театр Аллы Пугачевой» придумал ее бывший муж режиссер Александр Стефанович. Театр был у каждого артиста – и у Шульженко, и у Хиля. Послушайте «Два брата» Валерия Гаврилина в исполнении Эдуарда Хиля, там невероятная актерская игра. А Пугачева на «Песне 78» пела «То ли еще будет»… Великолепные актерские интонации были у Людмилы Зыкиной в композиции «Матушка, матушка, дай воды напиться». Но никто не говорит про Театр Зыкиной, Хиля, Шульженко… К слову, Пугачева стала продолжательницей Клавдии Шульженко.

Вообще всю мифологию о Пугачевой разработал Стефанович. Ей такое бы и в голову не пришло. Она просто выполняла задачу, которую ставил Стефанович, включилась в эту игру, поняв, что игра дает колоссальные плоды, работает. Она ведь понимала, что одна ничего не сделает. Именно со Стефановичем и полетела вверх как звезда.

На фото Алла Пугачева

— А разве не после «Арлекино»?

— Нет, после «Арлекино» Пугачева замолкла, не знала, что делать дальше. Эта песня появилась случайно для «Золотого Орфея». Не Пугачева должна была ехать в 1975 году на фестиваль в Болгарию, а Георгий Минасян – солист государственного оркестра Армении под руководством Константина Орбеляна. Конкурс должен был проходить в мае, а в феврале Минасян попал в жуткую историю – его поймали на интимной связи с иностранцем в гостинице Интурист. В то время — это был смертный приговор. Связь с иностранцем — криминал, а тут — еще и интимная. Разумеется, такой артист не мог представлять советское искусство за рубежом. И Орбеляну сказали, чтобы искал замену. А у него в то время был роман с Пугачевой. Ее тогда даже никто не думал посылать в Болгарию, у Пугачевой ведь было только третье место в российском конкурсе артистов эстрады с песней «Посидим, поокаем». Поэтому международные конкурсы еще не светили, для этого нужен был некий статус – известность. Но тут была авральная ситуация. Пугачева тогда работала в ансамбле «Веселыя ребята» под руководством Павла Слободкина, а он был важной фигурой с колоссальными связями. Поэтому Пугачеву утвердили в Минкульте, чтобы наша страна выступила на социалистическом конкурсе песни. Но песни для «Золотого Орфея» у Аллы не было. Была композиция «Плачет дождик» Вячеслава Добрынина, но даже ее название не соответствовало международному конкурсу. Решили найти какую-то старую болгарскую, остановились на композиции 1964 года Эмила Димитрова, которую уже подзабыли. Хотя она сама по себе была невзрачная. Поэт Борис Баркас написал великолепный русский текст, Слободкин сделал яркую аранжировку, он же придумал смех по нотам. Пугачевой нужно было все воплотить на сцене, с ней начал работать режиссер, руку, как у Арлекино поставили, чтобы она болталась. Это жест Арлекино. Так что, если бы не Слободкин, что бы пела Пугачева? Неизвестно, где она бы была. Она ведь с 1965 года уже пела. Была бы самородком, наверное, не мыкалась десять лет в поисках песни, заявила бы о себе в начале семидесятых. Она ведь работала в оркестре Олега Лундстрема, открывала первое отделение концерта с двумя песнями, а во втором выступал Валерий Ободзинский, на которого все и шли тогда. Казалось бы «Арлекино» — фурор, Пугачева должна взлететь, но этого не произошло, она продолжала работать в «Веселых ребятах» и зрители, пришедшие на концерт, сидели и ждали «Арлекино». Из-за этого начались скандалы, в группе были недовольны, что приходят на концерт только на эту песни. Поэтому Пугачева летом 1976 года была вынуждена уйти в никуда. А в ноябре того же года поэт Николай Дербенев познакомил ее со Стефановича, после чего начался колоссальный взлет Пугачевой. Стефанович придумал концепцию, которую она добросовестно воплощала. Пугачева всегда была гениальной ученицей.

На фото Алла Пугачева

— В этой роли она ведь показала себя раньше — на записи песен к фильму «Ирония судьбы, или с легким паром»?

— Да, те романсы она спела голосом Таривердиева. Если бы не этот композитор, такого бы результата не было. По 25-30 дублей на каждый романс, а песни «Мне нравится», «По улице моей» ведь всего по минуте, вроде, и петь нечего. Но не ведь Пугачева должна была петь в фильме Эльдара Рязанова. СначалаТаривердиев предложил романсы Валентине Пономаревой, она работала тогда «Трио ромэн», исполнила все хорошо, но с цыганским налетом, а это не попадало в образ питерской учительницы. Затем Таривердиев обратился к Елене Камбуровой, она спела как на концерте, а тут — другая подача, другие интонации. Композитор учил Камбурову, как подавать песни на стихи Цветаевой и Ахмадулиной – поэзию которых она прекрасно знала, любила и понимала. Но певица начала спорить и показывать свое видение… С Камбуровой Таривердиев не мог выполнить задачу Рязанова — представить в фильме песни голосом ленинградской учительницы. И тут Таривердиев вспомнил про Аллу Пугачеву, с которой в 1972 году записал песню к фильму «Король-олень» для героини Валентины Маляевой. Сначала он предложил исполнить эти песни, как она их понимает. Пугачева через два дня показала их композитору, но ему не понравилось. О Цветаевой Пугачева узнала только из уст Таривердиева, потому что в то время ее стихи не изучали ни в школах, ни в ВУЗах. Да и купить тогда книги Марины Цветаевой было практически невозможно, но эти томики были в доме и у Таривердиева, и у Стефановича, и у Рязанова… Пугачевой было важно быть за кадром – никаким «Арлекино» тогда еще ведь и «не пахло». Стоял май 1974 года. И Пугачева делала все, чтобы выполнить требования Таривердиева. В итоге Микаэл Леонович назвал ее исполнение идеальным. Примечательно, что Пугачева больше эти романсы нигде и никогда не исполняла ни на одном концерте. Они существуют только в фонограмме фильма.

На фото Алла Пугачева

— Почему?

— Потому что – это особое романсовое искусство. По одной ноте записывать – ерунда, а в концерте все иначе. Пугачева поначалу не чувствовала романса, а потом, когда пошел большой успех, они просто не вписались в ее шумную концепцию «Арлекино», «Волшебника-недоучки» и других ярких эксцентрических песен. Но она смогла их исполнить, как хотел Таривердиев, хотя ни Камбурова, ни Пономарева этого сделать не сумели. Почему? Потому что 26-летняя Пугачева в то время была чистым листом. А на чистом листе Таривердиев мог рисовать те картины, которые ему были нужны. Камбурова же со своим видением Цветаевой не стала выполнять задачи Таривердиева. У Пугачевой было огромное желание учиться, она понимала, что ей надо многое впитывать от других, чтобы заявить о себе. Она выполнила задания Таривердиева, а потом с тем же блеском и Стефановича. Когда все эти великие люди ушли – кто в мир иной, а кто просто стал не в состоянии писать хорошую музыку, не стало и Пугачевой. Пыталась зацепиться за молодежь – за Кузьмина, хотя он не на много моложе Пугачевой. К слову, Владимир Кузьмин тоже учил ее петь «Золотую карусель» и «Когда меня ты позовешь», о чем рассказал в программе «Добрый вечер» у Максима Галкина. И Пугачева согласилась с ним… Конечно, ей повезло, хотя другие бы, может, и не смогли так выполнять поставленные кем-то задачи, как делала она.

— Сергей, чтобы вы пожелали Пугачевой в день рождения?

— Отдыхать и заниматься здоровьем! Быть дома, гулять с детьми, внуками. Не появляться нигде, не говорить что-то, не выставлять фотографий в Интернете. Не надо привлекать внимание к себе. Хочется, чтобы продлилось ее семейное счастье — если оно есть, то пусть длится подольше. И никаких выходов на сцену, думаю, уже больше не будет.

Читайте также:

Эксклюзивное видеоинтервью «Вокруг ТВ» с Сергеем Соседовым

Ольга Бузова впервые поделилась подробностями конфликта с Сергеем Соседовым в шоу «Х-фактор»

53-летний Сергей Соседов объяснил, почему до сих пор живет с матерью



Автор: Сергей Амроян
Фото: фото: global look press