Он любит ее, она обязательно ответит взаимностью, но оба принадлежат к враждующим кланам, и ставка в этой игре чья-то жизнь. Кто-то из великих сказал, что сюжетов в литературе всего семь. «ЮЗЗЗ» откровенно эксплуатирует идею «Вестсайдской истории», основой для которой в свою очередь стали шекспировские «Ромео и Джульетта». Однако действие происходит в современном Ростове-на-Дону, и, как говорят местные, сюжет приобретает «свой вайб» — новые краски, акцент, подробности.
Город жгучий, опасный, бурлящий страстями и эмоциями — одним словом, южный. В этом плавильном котле перемешались разные культуры и национальности: русские, казаки, татары, армяне, греки, грузины, азербайджанцы. Они учились вместе в школах, они говорят на одном языке — смеси блатного с суржиком, и все-таки непримиримые противоречия существуют. В городе орудуют две группировки — славянская под предводительством «легенды» — харизматичного Дыма (Антон Кузнецов) и кавказская, которая ходит под Кокой (Гела Месхи). Обе торгуют наркотиками, обе завязаны с правоохранительными органами. Коку посещает идея потеснить Дыма и отжать у него Юго-Западный район. Но Дым, конечно, не сдастся. У каждого из взрослых героев своя личная драма: Дым зациклен на семейном счастье, обожает жену и маленьких дочек и вообще мечтает уже отойти от дел, заняться крафтовым пивом, ресторанным бизнесом. Но жена (Мария Машкова) крутит за его спиной роман с его лучшим другом Старым (Дмитрий Чеботарев). Кока же сурово контролирует родную племянницу Элю (Мария Мацель) и отвечает за то, чтобы, отучившись в институте, она благополучно уехала бы продолжить образование в Америку, к матери. «Благополучно» не получится: Эля влюбится в парня из группировки Дыма — молодого красавца Равиля (Кузьма Котрелев). Безотцовщина, живущий с мамой, нищий программист, развозящий пиццу и починяющий телефоны на досуге, мечтающий о том, чтобы поданная им заявка заинтересовала бы Техасский университет, он конечно, совсем не пара Эле, но разве любовь спрашивает? Он захочет быстрых и легких денег, чтобы покорить сердце неприступной красавицы. И какая разница, что за Элей присматривает — с далеко идущими намерениями — вассал Коки Осман (Фарди Самедов)? Завязанные в столь многообещающе тугие узлы конфликты, рванут: будут жесточайшие разборки, драмы драмские, кровь.
Актриса Мария Мацель (справа) в сериале «ЮЗЗЗ»
При всей расхожести сюжета «ЮЗЗЗ» цепляет с первых кадров. Тому есть несколько причин. Во-первых, проект имеет долгую историю — его придумывали четыре года, из них год снимали — история в результате настоялась. Во-вторых, снимала сериал команда, создававшая уже такие заметные истории, как «Игра на выживание», «Тест на беременность», «Немцы», а именно продюсер Юрий Сапронов и компания RWS, а также режиссер Стас Иванов, делавший как раз «Немцев». Все живые и творческие люди, любящие повозиться с материалом, задающие вопросы. Режиссер, например, надолго уезжал в Ростов напитываться атмосферой, изучать локации, язык. У него здесь, кстати, когда-то жила первая любовь — этим фактом он тоже вдохновлялся. Актеров искали мучительно. В итоге «ЮЗЗЗ» откроет для зрителя много ярких имен. Равиля играет Кузьма Котрелев, который весьма хорош в театре и у которого совсем нет опыта в кино. В молодом актере сильно сомневались, на его роль пробовали других, более именитых, однако режиссер Стас Иванов бился именно за него. Симпатичный, немного инертный, с лицом парня из соседнего двора — именно такой требовался Иванову. Котрелев рисунком игры напоминает Энсела Элгорта из «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга — уж не знаю, ставили ли ему такую задачу. Кузьму привезли в Ростов, водили по барам, чтобы он всматривался, врастал в атмосферу, потому что он совсем из другой среды.
Кузьма Котрелев в сериале «ЮЗЗЗ»
Элю тоже искали долго: героиня — метиска с грузинской кровью, однозначно девушка не должна была быть блондинкой. Кроме того, влюбленные были обязаны органично смотреться вместе в кадре. Мария Мацель, которую зритель помнит по «Перевалу Дятлову», оказалась «той самой». Дмитрия Чеботарева Стас Иванов увидел в клипе группы «Ленинград» «Ты просто космос, Стас» — и решил, что именно этот актер ему нужен на роль героя-любовника, бандита и предателя. Невероятно харизматичным оказался Антон Кузнецов в роли Дыма. В нем тоже продюсеры сомневались, и снова Стас Иванов настоял на своем. В итоге этот актер оказался едва ли не самым ярким в сериале. Антон серьезно отнесся к роли, задолго до съемок приехал в Ростов, чтобы напитаться речью. Он сознательно посадил себе голос, чтобы сделать его сиплым, ему выбеливали ресницы, наносили татуировки. Дым получился обаятельным бандитом со своей, особой, философией, манерой поведения. Он хороший муж, отец, сын, зять, он футбольный фанат и приветливый сосед, но ему ничего не стоит залить человека в бетон. Он может запросто прийти утром к Равилю и приготовить завтрак ему и его матери, он учит паренька житейским премудростям — например, никому не верить. Или: «Очень надо, чтобы девушка любимая была. Тогда включается внутрення система оповещения: отмена пофигизма, меня ждет Света. Пистолет на тебя наставили? Менты на хвост сели? Отмена пофигизма, меня ждет Света». Весельчак и балагур, рассудительный и мудрый, Дым вместе с тем легко слетает с катушек, и, если под окнами его дома кто-то позволяет себе включить громкую музыку, расправа будет жестокой. Тумблер переключается с режима «домашний Дым» на «уличный Дым» в доли секунды — и это страшно.
Антон Кузнецов и Дмитрий Чеботарев в сериале «ЮЗЗЗ»
Гела Месхи, играющий роль Коки, — другой полюс, он даже не пытается быть обаятельным. Его герой жесток и опасен, каждый сказавший «не то слово», может поплатиться жизнью. Он скор на принятая решений и его не сдерживают никакие сентиментальные порывы. Гела до этого все время отказывался от ролей кавказских бандитов, а тут сценарий его зацепил, он сам выбрал роль Коки и специально для сериала худел, ведь у него в фильме есть и эротические сцены. Еще один колоритный персонаж сериала — правая рука Коки Осман. Забавно, что поначалу персонажа звали Арман и был он по национальности армянином. Но Стас Иванов, прочитав в СМИ о рэперах Azar Strato иFardi, выступивших против ксенофобии и расизма в своем клипе «СНГ», заинтересовался ребятами и сделал предложение им поучаствовать в проекте. В итоге роль армянина Армана досталась азербайджанцу Фарди Самедову, под которого стали адаптировать персонажа, и прежде всего поменяли ему национальность и имя — на Османа. Сериал открывается титрами, на которых звучит рэп Азара (кстати, первые кадры «ЮЗЗЗ» весьма напоминают«Чик»: мясные туши, обшарпанные дома, лающая собака — все эти образы въедаются в сознание и настраивают на нужную волну). А вот в финальном эпизоде звучит рэп, написанный Фарди. Самедов родом из Бурятии, у него нет актерского образования, но, по его признанию, он подсматривал за людьми из своего окружения, некоторые из которых сидели в тюрьме, — у кого то он взял привычку нервно курить, у кого-то сверлить оппонента глазами. А еще он придумал вставить себе серебряные зубы. В итоге его персонаж получился таким ходячим злом.
Кадр из сериала «ЮЗЗЗ»
Еще одним важным героем истории стала музыка, она передает энергию города, нерв времени, переживания персонажей. В сериале 61 трек — «по номеру региона», — смеется продюсер Юрий Сапронов. Конечно, первый вопрос, который приходит в этой связи в голову, не пытались ли привлечь к созданию саундтрека ростовчанина Басту. «Про Басту думали, но недолго, — говорит креативный продюсер сериала Илья Шаф, — проще с Мадонной договориться. Мы погнались за тем, чтобы у нас в проекте были были «Песочные люди»». И они-таки оказались — с двумя треками: «Боль моя» и «Про рэп»! Также в сериале звучат казахские рэперы,АОКА (под нее идет вся любовная линия Старого и жены Дыма), осетинские — Daomi и Amigo, Антоха MC, Ваня Недры, Kov Kov — всего 25 исполнителей. Поет в сериале даже Маша Мацель, которая, как выяснилось, сама пишет музыку. Основную же часть саундтрека написал молодой ростовский музыкант Ваня Кази. Его попадание в проект — чудо. Илья Шаф, которому приносят много демок, вспомнил о треках двухлетней давности, присланных ему неизвестным из Ростова в Telegram. Переслушал их — они прекрасно подошли по духу «ЮЗЗЗ». Автора нашли, им оказался «интересный парень, с бэкграундом, с глубоким и разноплановым музлом, — комментирует Илья Шаф. — Закончилось тем, что он привез меня в свою домашнюю студию и возил лицом по ростовским дворам, новошахтинским баракам — всему тому, что его вдохновляет. Через три часа я попросил его выключить, потому что был в трех минутах от того, чтобы расплакаться». В итоге в сериал было отобрано шесть треков Кази.
Гела Месхи в сериале «ЮЗЗЗ»
Стали искать композитора для инструментальной музыки — и оказалось, что Ваня Кази пишет и такую, в любом стиле. «В первых двух-трех сериях звучит преимущественно хип-хоп, но это же история про юг — переплетение культур и языков, рядом Кавказ, мы все учились в одной школе. Поэтому в сериале появляется этническая музыка, балканская, ска-панк, шансон, электроника… Со мной учился пацан по имени Мамука. Как я мог не включить в фильм музыку от Мамуки?! После первых двух серий, когда драма завязывается, музыка становится более глубокой — оркестровой, инструментальной, потому что хип-хоп не может отразить драму», — говорит Ваня. Кази писал, не видя отснятого материала — читал сценарий — и в его голове рождались образы, эмоции, ассоциации. Он страстно рассказывает о том, как, например, создавал «тему Дыма»: «Я как осознал, к чему привела его жизнь: любимая женщина обманывает с лучшим другом, район хотят отнять, — решил, что это должна быть сплошная боль, крик». Уникальность этого сериала, по мнению Кази, заключается в том, что здесь не высмеиваются региональные особенности: «Здесь не издеваются над необразованностью, гэканьем, шоканьем, нет желания показать придурковатых персонажей. Мне как человеку из Новошахтинска это важно», — говорит Ваня.
Мария Мацель на съемочной площадке сериала «ЮЗЗЗ»
У «ЮЗЗЗа» много референсов, одним из них является «Брат» — по крайней мере, по степени важности саундтрека для всей истории. Но Илья Шаф говорит, что лично для него источником вдохновения было «Такси»-2 Люка Бессона, которое своим «саундтреком поставило французский рэп на мировую карту».
Еще одна заметная особенность проекта — спорт в кадре. Поскольку многие герои увлекаются баскетболом, сцены игры вошли в сериал. Эффектные броски в корзину совершают и Дым, и Рав. Про Фарди же создатели проекта, смеясь, говорят: «Пока дублер играл в баскетбол, Фарди играл в нарды». Для проекта пришлось построить настоящую баскетбольную площадку на крыше торгового центра и даже провести баскетбольный турнир между 32 самыми крутыми командами по уличному баскетболу — эти сцены вошли в сериал. А вот с футболом вышла целая история. Поскольку Дым и его окружение — болельщики ростовского СКА, один из эпизодов решено было снимать на реальном матче команды. Актеров посадили в настоящую фанскую зону и началось: сначала один из них ощутил пинок в спину, потом другой — тычок в плечо, а дальше уже Антон Кузнецов летел — еле успели подхватить: так местные фанаты дали понять «зажравшимся москвичам», что они чужие на этом празднике жизни.
Антон Кузнецов в сериале «ЮЗЗЗ»
Намучились создатели сериала и при съемках натуры. Некоторые из героев живут в колоритных двориках-фавелах с развешанным бельем, с балконами-галереями — таких построек в Ростове до сих пор много. Чтобы отснять несколько сцен, продюсерам пришлось договариваться с местными жителями. Удовольствия те не выказали, но особо не мешали. И только одна бабулька в «доме Дыма» выходила в процессе съемок и кричала. В итоге продюсеры дали ее сыну денег, чтобы он ее сводил куда-нибудь отдохнуть. Видимо, деньги были потрачены быстро — бабулька скоро вернулась и продолжила кричать. И все же препятствия удалось преодолеть. Сейчас уже не верится, что изначально «ЮЗЗЗ» собирались снимать в Москве. «Столица сильно загламурилась, здесь все ездят на самокатиках, у всех айфончики, и клубную жизнь заменили «Винотеки», — говорит генеральный продюсер Юрий Сапронов. — Москва глянцевая всем уже надоела. То ли дело Ростов. Это действительно город контрастов, русский Сан-Франциско, где роскошь и трущобы — все рядом, это интересно для кино даже с точки зрения архитектуры, это «вишневый сад», который может вот-вот исчезнуть, уходящая натура, которую необходимо запечатлеть».
Режиссер Стас Иванов, актеры Кузьма Котрелев и Юрий Насонов на съемках сериала «ЮЗЗЗ»
Создателям действительно удалось запечатлеть особую атмосферу жаркого города, где важны родственные связи, соседские отношения, где люди как будто еще не пережили окаянные 90-е, здесь приходится отвечать за каждое слово, здесь мужчины ходят какой-то особой расслабленной походкой — так двигаются афроамериканцы и латиносы, они носят панамки и спортивную одежду и очень ценят свободу. «ЮЗЗЗ» получился трушной историей, в нем много мата, да и эротических сцен хватает — глупо было бы подавать столь брутальных героев в виде рефлексирующих интеллигентов. «Мы старались сделать «ЮЗЗЗ» для людей, которые нас окружают — чтобы им сопереживали. Такого кино не было давно — со времен "Маленькой Веры" и «Брата». Не было давно ничего про людей — без интеллектуальщины, красивостей и гламурщины», — говорит Юрий Сапронов. Первоначально сериал даже имел более хлесткое название — «Татарин», поскольку главный герой Рав — представитель именно этой национальности. Сценарий отличался большей резкостью и жизненной правдой, в нем, например, мама Эли-грузинка кричала дочери то, о чем не принято публично говорить: «Как ты могла переспать с татарином?!». В окончательной версии юристы настояли все это подчистить — даже для онлайн-платфор, какими бы они смелыми не были, существуют ограничения. Однако даже с измененным названием, которое расшифровывается и как Юго-Запад, и как слово «юзать», сериал выбивается из череды однотипных историй с героями, живущими в двухуровневых квартирах с видом на Садовое кольцо. Будет ли второй сезон — покажут рейтинги. Продюсеры утверждают, что это для них не самоцель.
Эксклюзивное видеоинтервью Гелы Месхи