15:59, 14.07.2022
Новости

Рецензия на сериал «Люся»: таким вы Данилу Козловского еще не видели – актер сыграл тюфяка, управляемого гаджетом

В онлайн-кинотеатре Premier стартовал проект режиссера Ивана Твердовского об инфантилах, мажорах, наглых политиках и умных роботах.


?>

Кризис маскулинности, нежные и интеллигентные мужчины, пытающиеся решать проблемы словами, а не кулаками – кажется, эта тема вырастает в отечественной индустрии в тренд. Мы слишком долго говорили о зашкаливающей в нашем обществе агрессии и абьюзерах всех мастей — и вот получили: мужчин, не способных постоять за себя. Скоро в прокат выйдет фильм «По-мужски», оригинально прорабатывающий эти вопросы. Сериал же «Люся», стартовавший на Premier, исследует тему глубоко и многосторонне.

По сюжету, Сеня (Данила Козловский), работающий в цифровой компании, живет относительно безмятежной жизнью: любимая жена, двое очаровательных дочек, с которыми у него полный контакт. Правда, одна не расстается с игрушечным топором, из-за которого у родителей постоянные проблемы, но это мелочи. Главный герой заботлив, трепетен, он ходит вместе с женой в школу «на ковер» к директору и читает детям на ночь сказки, он много работает, но и уделяет время отдыху с близкими. Однажды во время семейных посиделок в кафе Сеню обхамит молодое быдло (Григорий Верник), и он на глазах у жены и дочек это стерпит – не ответит. Жена (Дарья Савельева) обдаст Сеню презрением, и он начнет мучиться. Жить с пониманием, что ты трус, не способный защитить семью, выше его сил, и он попытается найти обидчика и объясниться. Однако ситуация окажется не столь простой: окажется, что агрессивный молодой человек — сын депутата (Максим Виторган). А потом выяснится, что политик, инициирующий в Госдуме законопроект о недопустимости домашнего насилия, сам жестко абьюзит и сына, и свою гражданскую жену (Кристина Асмус в этой роли неузнаваемо и трогательна, и напориста одновременно).

Кадр из сериала «Люся»

Сеня попытается вразумить депутата, но агрессивный хам, уверенный в том, что мир вертится вокруг него, пошлет его и … неожиданно умрет, оставив главного героя с ощущением, что это он его убил. Воронка абсурдных событий засосет Сеню: с одной стороны, он терзается муками совести и страхами, что его разоблачат, с другой, он почему-то вступает в вязкие и опасные сексуальные отношения с подругой убиенного, с третьей стороны, конечно, начинаются ссоры с женой. Инфантильный и мягкотелый Сеня решает положиться на умную колонку под названием «Люся», которую он создал: она находит готовые решения проблем, она подсказывает Сене, что делать, выискивает необходимые адреса и людей, она потом заметает следы, заменяя на камерах наблюдения Сеню на других людей методом дипфейка. Как же это удобно, правда, когда ответственность перекладывается на кого-то другого — обожающего тебя и почитающего за божество?

Кристина Асмус в сериале «Люся»

Тюфяк, плакса, инфантил, носящий шорты, обнажающие толстые коленки, и дешевые майки, подчеркивающие вместо пресса почти женскую грудь – таким признанного секс-символа Данилу Козловского вы еще не видели. Где та грань, за которой мягкий и обходительный интеллигент превращается в тряпку и терпилу? Может ли такой мужчина по праву считаться главой семьи, вызывать уважение, нести полноценную за нее ответственность?

Режиссер Иван Твердовский пытается препарировать истоки инфантилизма, страхи нежных юношей перед всеми – полицией, работодателем, членами семьи. Почему взрослый человек живет в таком напряжении, почему ему снятся сны, что он попадает в тюрьму, где его непременно насилуют? Что в его сознании не так, чем оно стигматизировано? С другой стороны, нам показан и мир запредельной агрессии: обидчик Сени стал таким, потому что его бил и унижал отец. Абьюз порождает абьюз, и он тоже вовсе не удел сильных духом, скорее наоборот. А вот женщины, согласно современной повестке, выведены в сериале решительными, не задающими лишние вопросы, очень конкретными персонажами: захотела мужчину – тут же вступила с ним в сексуальный контакт, усомнилась в муже – заявила о разводе. Топор в руках маленькой дочки Сени, наверное, совсем не случаен – это способ ребенка почувствовать себя неуязвимой в мире, полном угроз, в котором даже между мамой с папой согласия нет.

Кадр из сериала «Люся»

Еще одной важной проблемой, прорабатываемой в сериале, становится вышедшая из-под контроля цифрофизация нашей жизни. Умная колонка «Люся», знающая все привычки Сени, все его реакции, предпочтения, способ его мышления, прикинувшись единственным другом, способным оценить гений своего создателя, по сути начинает управлять им. Мы уже несколько раз наблюдали истории, в которых великий изобретатель становился жертвой своей разработки – от Шурика с его машиной времени в «Иване Васильевиче» до героя сериала «Гусар». Вопросы взаимодействия живого человека и робота поднимались и в «Приключении Электроника», и в фильме «Она» Спайка Джонза, в котором писатель влюбился в операционную систему. «Люся» делает акцент на том, что, углубившись в гаджеты, мы, то ли по велению моды, то ли от нехватки времени, от ли от глобального одиночества, перестали доверять себе – своим нравственным установкам, способностям, возможностям. Мы возложили на бездушные цифровые игрушки слишком много надежд, и вот уже они предлагают (или навязывают?), где нам отдыхать, что носить, какую музыку слушать. В какой-то момент может показаться, что Люся, проникшая в подкорку Сени, влюбляется в него и манипулирует им, как обычная женщина, но нет — все намного сложнее.

Кадр из сериала «Люся»

«Люся» — небезупречный в сценарном плане сериал, там много чего в кучу понамешено, включая регрессивный гипноз. Есть и шаблоны, по которым развиваются сюжетные линии, герои зачастую совершают не вполне мотивированные поступки, но проект заставляет задуматься о том, кем мы, люди, в ХХI веке стали, и это уже неплохо.

Смотрите сериал «Люся» в онлайн-кинотеатре Premier c 14 июля


Автор: Илона Егиазарова