11:17, 31.12.2022
Новости

Рецензия на фильм «Гром: Трудное детство»: брутальный Сергей Марин воспитывает будущего грозу преступников в бандитском Петербурге

Российский кинокомикс о «лихих» 90-х бьет по ностальгии, удивляет смелым юмором и задевает за живое.

У каждого уважающего себя супергероя есть история происхождения, некоторое поворотное событие, которое приподняло его над массой обывателей и заставило встать на путь борца со злом. Брюс Уэйн потерял родителей, Питера Паркера укусил радиоактивный паук, Тони Старк попал в плен к террористам. Каждый из них получил травму, после которой нормальная жизнь уже не представлялась возможной, и одновременно с этим узнал о себе нечто новое, дающее силы продолжать сражаться в тех ситуациях, когда другие давно сдались бы.


?>

Мы уже знакомы с майором Игорем Громом (Тихон Жизневский) — героическим сотрудником полиции Санкт-Петербурга, у которого за плечами больше раскрытых дел, чем у всего остального отделения в совокупности. Мы знаем, что он играет не по правилам, в ходе расследования нередко выбивает двери (и зубы) плохим парням, но при этом руководствуется собственным моральным компасом и никогда не опускается до того, чтобы вершить самосуд над преступниками. Но как он стал таким? Об этом рассказывает фильм «Гром: Трудное детство».

Сергей Марин и Кай Гетц на съемках фильма «Гром: Трудное детство»

В 90-ые Игорь Гром был еще просто Игорьком (Кай Гетц) — смешным и смышленым мальчишкой, который мечтал побывать в «Диснейленде» и обижался на вечно пропадающего на работе отца Константина (Сергей Марин). Как и герои сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», Игорек прежде всего был озабочен тем, как поднять деньжат. На папу в этом отношении надежды никакой — тот слишком честный, так что даже на обычную стиральную машинку приходится копить полгода. Помочь обогатиться способен лишь Игнат Бустер (Владимир Яганов) — ушлый паренек с характерным одесским говором (взрослую версию того же персонажа в «Чумном Докторе» играл рэпер Kyivstoner), который постоянно мутит какие-то темные делишки.

А у Грома-старшего проблемы посерьезнее. В городе объявился новый криминальный воротила Анубис, по слухам обладающий сверхъестественными способностями. В 90-ые, когда по телевизору показывают экстрасенсов, заряжающих банки с водой, а в газетах печатают объявления от потомственных гадалок и статьи о грядущей Эре Водолея, бандит-колдун не кажется чем-то из ряда вон выходящим, тем более во вселенной комиксов Bubble, где есть персонажи, в самом деле владеющие магией. Уже в открывающей сцене «Трудного детства» нам показывают весьма пристойные спецэффекты, тем самым давая понять, что техническая возможность реализовать на экране историю про Инока или Бесобоя у Bubble есть.

Сергей Марин в фильме «Гром: Трудное детство»

Впрочем, не будем забегать вперед, ведь «Трудное детство» — кино про отца и сына. Экранного времени обоим отводится примерно одинаковое количество, но за Константином Громом наблюдать гораздо интереснее. Сергей Марин с первого появления на экране ухитряется влюбить в себя аудиторию и намертво приковывает к себе внимание даже когда занимается чем-то совершенно обыденным — например, жарит яичницу на завтрак, пританцовывая у плиты под знаменитый вокализ Эдуарда Хиля. Подобно герою Вдовиченкова из «Бати», Гром-старший собрал в себе все качества, ассоциирующиеся с понятием отцовства — он суров и немногословен, грубовато-заботлив, излучает спокойную уверенность и относится к сыну как к маленькому взрослому. После пары разговоров Константина и Игоря становится понятно, почему Гром-младший так тянется к папе и почему готов прощать отцу то, что он вечно пропадает на работе.

Санкт-Петербург 90-ых мы видим через призму восприятия Игоря, который в силу возраста смотрит на мир через розовые очки — настолько, что порой в кадре появляются выполненные розовым фломастером детские рисунки, вроде тех, что все мы рисовали на полях тетрадей. С их помощью режиссер Олег Трофим раскрывает эмоциональное состояние мальчика, выкручивая на 146% и без того достаточно выразительную игру Кая Гетца. Зная возраст Игоря, фанаты подсчитали, что события «Трудного детства» разворачиваются в 1996 году, — тогда же, когда происходит действие фильма «Брат», но Петербург Грома совсем не похож на балабановский, он больше напоминает город из клипа певицы Монеточки про то как в 90-ые убивали людей: это даже не комиксовый, а карикатурный образ города, где анархия стала нормой жизни. «Пулеметные очереди за окном были такой же рутиной, как и очереди за хлебом», — будничным тоном отмечает Игорек, рассказывая о своей жизни. Олег Трофим четко дает понять, что вселенная Грома несколько отличается от нашей, но при этом раскидывает по всему фильму приметы эпохи — от пультов в целлофановых пакетах и жвачки с вкладышами до Стаса Барецкого в малиновом пиджаке. Некоторые персонажи второго плана отсылают к известным личностям из 90-ых — например, тут есть похожий на Влада Листьева журналист и организатор финансовой пирамиды, напоминающий Мавроди.

Фото со съемок фильма «Гром: Трудное детство»

Взрослый Игорь Гром обладал крайне полезной способностью: он умел думать, то есть просчитывать наперед несколько вариантов развития событий и выбирать из них оптимальный. В «Трудном детстве» Игроек еще не овладел этим навыком, хотя батя и пытается его научить. Вместо этого у Грома-младшего другая суперспособность: в моменты крайнего эмоционального напряжения он превращает мир вокруг в аниме. Решать проблемы это особо не помогает, но выглядит ярко. Олег Трофим вообще снял очень яркий, по-клипмейкерски сочный фильм, где есть и ураганные перестрелки с визуальными отсылками к «Максу Пэйну», и наркотический трип, и добротный юмор. Что немаловажно, «Трудное детство» можно смотреть без привязки к «Чумному доктору». Несмотря на большое количество мелких отсылок к предыдущему кинокомиксу вроде стоящей на кухне банки с использованными чайными пакетиками, фильм про детство Игоря — самостоятельная история со своей драмой и целой вереницей выразительных персонажей.

Пожалуй, главная претензия к «Трудному детству» именно в том, что оно слишком быстро заканчивается, и многие из интересных второстепенных персонажей не получают должного раскрытия — например Глашатай (Антон Адасинский), обладающий демонической харизмой и нечеловеческой пластикой прихвостень Анубиса, похожий на Ксеркса из «300 спартанцев», прошедшего курс экстремального похудения. Стоит помнить, что изначально «Трудное детство» замышлялось как новогодний спецэпизод продолжительностью не больше часа, но Олег Трофим отснял так много классного материала, что кинокомикс разросся до полнометражного фильма. При этом сюжетная канва осталась прежней, так что все действие решается в один акт, без долгих расследований: пришел, увидел, победил. Взрывной финал вкупе с неожиданным послесловием и сценой после титров оказывает на зрителя мощное воздействие, но после просмотра остается ощущение, будто тебе дали вкусную конфету, а она закончилась до того, как ты ее толком распробовал.

Смотрите фильм «Гром: Трудное детство» в онлайн-кинотеатре Кинопоиск с 1 января


Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Кадры из фильма