00:44, 15.01.2023
Новости

Памяти Инны Чуриковой: от «Начала» до статуса Королевы — путь, преисполненный достоинства

14 января на 80-м году жизни скончалась великая актриса.

Театр «Ленком» вконец осиротел. После уходов Олега Янковского, Николая Караченцова, Александра Абдулова, Евгения Леонова и режиссера Марка Захарова, казалось, Инна Чурикова остается сердцем и пульсом этой труппы. Но сегодня она ушла из жизни.


?>

В 2000-м году мне повезло достать билет в «Ленком» на премьеру «Города миллионеров» с Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном в главных ролях. Марк Захаров доверил своему ученику Роману Самгину эту постановку по пьесе «Филумена Мартурано», прогремевшую в фильме «Брак по-итальянски с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. У меня, как и у многих, главная героиня прочно ассоциировалась с итальянской кинодивой — роскошной, манкой красавицей. «Какая Чурикова?!» — думала я, собираясь на спектакль. Но Инна Михайловна в этот вечер перевернула мое сознание. И не только мое, как я поняла из разговоров зрителей в антракте: «Лорен, конечно, в этой роли хороша, но наша Инна гораздо круче, у нее любая пауза мощнее громких слов!».

Инна Чурикова

Инна Чурикова и сама признавала, что природа не наделила ее красотой, в юности она ужасно комплексовала из-за своей внешности. Светлана Светличная, с которой они подружились на съемках фильма «Стряпуха», вспоминала: «Театр юного зрителя и роль Бабы-Яги – вот и вся жизнь ее была на тот момент. На наши сборища все приходили парами – мы с Володей Ивашовым, Эдик Кеосаян с Лаурой, Володя Высоцкий с Люсей, только Инна – в одиночестве. Помню, несколько раз подмечала у нее даже слезы на глазах, когда она смотрела, как общаются между собой мужья и жены, как играют дети. У нее самой с личным не складывалось». Тогда Светличная решила взять дело в свои руки и предложила Чуриковой кардинально сменить имидж: подстричься под мальчика. «Инна безропотно пошла со мной в салон на Калининский проспект, — рассказывала Светлана Афанасьевна, — и едва не сбежала оттуда, когда парикмахер, клацая ножницами, принялась ее отговаривать: «Не, ну ты дура! «Эта ведь – показала на меня – себя не обкорнает, хочет только тебя изуродовать!». Я стиснула зубы и угрожающе произнесла: «Делайте, что говорят!». И буквально через 15 минут с Инной случилось волшебное преображение. Короткая стрижка подчеркнула ее огромные глаза, которые она раньше прятала под челкой. Мы шли по улице, и все мужчины оборачивались нам вслед. Нет, не нам, а ей! Вскоре уже в новом образе она поехала в Ленинград на пробы, где познакомилась со своим будущим мужем Глебом Панфиловым. Вернулась, окрыленная любовью, и с этого момента стала царствовать над миром. Я бы сама не отказалась от такой судьбы», — признавалась Светличная.

Инна Чурикова и Глеб Панфилов

Режиссер Панфилов дебютировал с картиной «В огне брода нет», где Чурикова сыграла невзрачную медсестру Таню Теткину, у которой неожиданно открывается дар художницы. А дальше был фильм «Начало», в котором оба подтвердили, что их успех не случаен. Чурикова на этот раз изображала на экране почти себя — некрасивую девушку Пашу Строганову, которая играет в самодеятельности Бабу-Ягу и мечтает стать настоящей артисткой, тоскует без любви, а обретя ее ненадого, растворяется в мужчине… Фильм с говорящим названием стал началом их с Глебом блистательного восхождения. В год выхода этой ленты — в 1970-м — они поженились.

Муж-режиссер ее боготворил, снимал почти во всех своих фильмах и ставил на нее спектакли, она стала примой в «Ленкоме» и одной из главных актрис в отечественном кинематографе. За более чем полувековую карьеру ни одного скандала, ни одного резкого заявления, ни единого повода для домыслов и сплетен. В редких интервью они рассказывали о том, как любят домашние семейные вечера, гордятся сыном Иваном, работающим с ними на проектах в качестве продюсера. Признавались, что Инна Михайловна печет блины-каравайцы, как научила ее бабушка из деревни Максы в Рязанской области; что проводят лето на Икше, где у них маленькая квартира в кооперативном доме, построенная на гонорары от «Начала» и «Прошу слова». Скучная по нашим временам биография? Нет, по-настоящему счастливая, если не сказать эталонная. В 2020-м году они отпраздновали золотую свадьбу. Такие пары в артистическом мире можно пересчитать по пальцам.

Инна Чурикова

Талантом Чурикову природа наделила через край. У нее хорошие гены: однажды в деревню, где жили ее бабушка с дедушкой, приехали специалисты из Хора Пятницкого — они искали истинно народные голоса. Бабушку Инны Михайловны отобрали в хор сразу. Придя домой, она рассказала обо всем мужу, а тот, бросив взгляд на многочисленных внуков, спросил:«А этих на кого оставишь?». И все, карьера не сложилась, хотя бабушка мечтала петь на сцене. А вот Инне с мужем повезло. Он стал тем самым Пигмалионом, который и превратил ее в прекрасную Галатею. «Это было для меня праздником, подарком, что я встретила Глеба, — отдавала ему должное Инна Михайловна. – Он научил меня говорить своим голосом, найти свой голос. Пусть этот голос тихий, скромный, может быть не очень выразительный, но свой. Он художник и человек, которому я верю и которого любою». Болезненно переживавшая развод родителей, выросшая практически без отца — он ушел из семьи, когда Инне было десять лет — она больше всего на свете ценила родственные узы, и роль жены и матери играла с абсолютной самоотдачей. Как и остальные свои роли. Глеб Панфилов подмечал, что она создана для материнства так же, как и для театра — и никакой внутренней борьбы, все естественно, все органично.

Инна Чурикова и Леонид Куравлев в фильме «Начало»

На сцене и в кино ей было подвластно быть кем угодно – и красавицей, и фурией, и клоунессой. Она была актрисой, абсолютно способной к преображению. Одного ее появления в кадре было достаточно, чтобы усадить зрителя перед экраном. Помните ее сильно пьющую проводницу из «Ширли-мырли» с непревзойденным «Прости меня дуру, грешную»; «не прынцессу, а королевну» в «Морозко», уставшую мать-одиночку с отчаянной «Травой у дома» в «Курьере», баронессу-стерву, фехтующую и раздающие звонкие пощечины, в «Том самом Мюнхгаузене»? И тут же на контрасте тонкие, интеллигентные, надломленные обстоятельствами героини в «Плаще Казановы», «Ребре Адама», «Теме», «Военно-полевом романе»… В фильмографии Инны Чуриковой около 40 работ, среди которых хватает выдающихся больших ролей и небольших эпизодов. Но даже эпизодических героинь ей удавалось сыграть настолько ярко, как например Нелли в «Старшей сестре», что они запоминались, и казалось, эта картина еще и про нее.

Одним из последних фильмов Инны Михайловны стал «Иван Денисович» Глеба Панфилова, где она сыграла Старицу. А последними ролями в театре стали несчастная испанская женщина в «Лжи во спасение» и Елизавета II в спектакле «Аудиенция». Оба для своей Галатеи поставил Глеб Панфилов — так, как может это сделать мужчина, бесконечно влюбленный в свою женщину: декорации, костюмы, диалоги, музыка и даже танцы — все было срежиссировано так, чтобы на сцене царила она — Инна Чурикова. Для нас она и останется Королевой. Мы так ждали ее возвращения после рокового падения в июле прошлого года на сцене. Семья регулярно делилась новостями о ее здоровье, говорили, что травма неопасная, что актриса идет на поправку и рвется в театр. Но сегодня актрисы не стало. «Вот так вышло, — сокрушается Глеб Панфилов. – Очень-очень больно. Нет сил это больше выносить».



Автор: Илона Егиазарова
Фото: фото: global look press, кадры из фильмов