02:00, 25.01.2023
Новости

От «Азазеля» до «Статского советника»: сравниваем Фандорина и компанию в разных экранизациях

На Кинопоиске стартовал сериал о приключениях молодого сыщика. «Вокруг ТВ» вспоминает все киноадаптации детективов c его участием.

По мотивам романов об Эрасте Фандорине сняты несколько фильмов и сериалов. На днях начался показ проекта режиссера Нурбека Эгена, в котором действие перенесено в наши времена, но в альтернативную реальность. А вот мини-сериал «Азазель» Александра Адабашьяна, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского сделаны в классической манере.


?>

Во всех проектах Эраст Фандорин наделен многими достоинствами: благородный, честный неподкупный, знает иностранные языки, хорош собой, имеет успех у женщин. А еще ему всегда везет в любых азартных играх. Но главный его талант – расследовать самые запутанные преступления. Впрочем, разные режиссеры делают разные акценты в подаче этого образа. Да и в отношении остальных персонажей взгляды постановщиков отличаются. Мы решили представить вам ключевых героев этих экранизаций и сравнить их сильные и слабые стороны.

Сериал «Фандорин. Азазель»

Стартовавший недавно сериал онлайн-кинотеатра Кинопоиск представляет события книги Бориса Акунина «Азазель» в альтернативной реальности. На дворе наше время, но не наша действительность. В России со времен прошлого столетия устояла монархия, у большевиков в 1917-м ничего не получилось.

Евгений Стычкин и Максим Матвеев в сериале «Фандорин. Азазель»

Проигравший Ленин после смерти был мумифицирован и содержится в мавзолее в Аргентине, на него ходят смотреть за деньги толпы людей. Между тем в Петрограде, сидя в роскошном дворце, правит царь — Николай III (Максим Матвеев в роли лысеющего самодержца преуморителен) — внешне напоминающий Николая II, да и внутренне тоже: он подкаблучник, которым лихо руководят сразу две женщины — супруга и любовница — певица Амалия Бежецкая. Последнюю играет ослепительная красавица, сербка Милена Радулович, успевшая засветиться в «Балканском рубеже». В эту роковую обольстительницу, как и в романе, влюблены все мужчины. Она молода, сексапильна, талантлива, интересно поет, и всем этим выигрывает у Бежецкой, больше похожей на гоголевскую ведьму, которую мы видели в сериале Александра Адабашьяна.

Милена Радулович в роли Амалии Бежецкой в сериале «Фандорин. Азазель»

Фандорин тоже попадает под очарование красавицы. Но как человек твердых принципов, не дает разбушеваться фантазии. Исполнитель главной роли Владислав Тирон изображает человека то суетливого, то предельно сконцентрированного, нежного, трогательного, иногда смешного, но внимательного и склонного к размышлениям. Режиссер Нурбек Эген делает особый акцент на подростковой травме Фандорина — он сирота, его отец покончил жизнь самоубийством, и во многом отсюда черты характера молодого Эраста — закомплексованность, неуверенность — и одновременно желание сделать что-то значительное, дерзкое, чтобы разом изменить свою судьбу. Владислав Тирон признался «Вокруг ТВ», что режиссер советовал ему думать о героях фильмов «Таксист» и «Брат», которые тоже несут груз трагического прошлого. Фандорин Тирона живет в капсульной квартирке, в которую никого не может пригласить, он одинок и беден, но безусловно честен.

Владислав Тирон в главной роли в сериале «Фандорин. Азазель»

Еще одним воздыхателем Бежецкой является, как мы помним по книге, бретер, игрок и бузотер Зуров. В новой версии его играет Артем Быстров, и в отличие от него, Сергею Чонишвили в экранизации Адабашьяна удалось наполнить этот образ, помимо комических красок, и трагическими чертами.

Артем Быстров в роли Ипполита Зурова в сериале «Фандорин. Азазель»

В альтернативной реальности, кроме царя, есть дворяне, которые образуют разные противоборствующие кланы, есть дуэли, есть мальчишки-разносчики печатных газет, в которых сохранилась буква «ять». Есть занимательная топонимика, например, Улица императора Хирохито или Проспект Ольги Великой или Станция Белогвардейская. Люди ходят то в одежде с явным «ароматом» ретро, то в толстовках и шортах (включая царя). И вместе с тем в этом обществе находится место передовым цифровым технологиям — например, роботу-городовому или программному обеспечению, способному спрогнозировать место преступления. Кстати, продвигает в полиции новейшую компьютерную систему Бриллинг — новый начальник Фандорина. Сергей Горошков этой роли чрезвычайно красив и почти так же обаятелен, как Сергей Безруковв сериале Адабашьяна.

Сергей Горошко в роли Бриллинга в сериале «Фандорин. Азазель»

И наконец, два сюжетообразующих женских персонажа — возлюбленная Фандорина Лиза и леди Эстер. Первую в сериале Кинопоиска сыграла Мила Ершова, известная по роли в «Трудных подростках». Ее Лиза — рыжеволосая, кудрявая живая девушка, встречающаяся с мажором, но при этом симпатизирующая бедняку Фандорину. Что до Людмилы Эстер (почему вдруг Людилы?!), то по первым сериям, актриса Марина Игнатова (зритель, возможно, помнит ее по "Ментовским войнам") пока не демонстрирует особой харизмы — в отличие от исполнительницы, сыгравшей эту роль в сериале Адабашьяна.

Мила Ершова в роли Лизы в сериале «Фандорин. Азазель»

Мини-сериал «Азазель»

Эта экранизация Александра Адабашьяна, открывающая эпопею детективов о Фандорине, где Эраст Петрович, расследуя самоубийство студента Московского университета, раскрывает подпольную организацию «Азазель», была одной из самых ожидаемых премьер 2002-го года. «Продюсеры настаивали снимать актеров из сериально-телевизионной обоймы, — рассказывал Александр Артемович. – А мне нужны были лица, за которыми бы не тащился шлейф того, что они изображают на другой кнопке». На роль Фандорина пробовалось около сотни актеров, и в итоге она досталась то время выпускнику Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Илье Носкову – эта работа стала его дебютом в кино. «В «Азазеле» Фандорин еще совсем мальчишка, а в этом возрасте у нас звезд пока нет», — объяснял выбор дебютанта Адабашьян. Актер у него густо краснел в кадре, был прехорошеньким, но очень неловким.

Сергей Безруков, сыгравший шефа полиции Бриллинга, оказавшийся на самом деле одним из «азазелей», тогда еще набирал популярность, по-настоящему его имя прогремело после «Бригады», которая вышла позже. Но кандидатура Безрукова у продюсеров вопросов не вызывала. А вот по поводу актеров, не особо известных широкой публике Сергея Чонишвили (сыграл Зурова, спасшего жизнь Фандорину) и Ларисы Борушко Амалия Бежецкая), по словам Адабашьяна, были некоторые разногласия с продюсерами. Еще бы: Борушко, игравшей Амалию, было 39 лет, и это бросалось в глаза. Но режиссер настоял на своем выборе. Начинающей актрисе, 20-летней Марине Александровой досталась небольшая роль Лизаньки – невесты Фандорина, погибшей в день их свадьбы. И она в этой истории очаровательная кокетка.

Илья Носков в роли Эраста Фандорина в сериале «Азазель»

Из знаменитых актеров в этой картине сыграли только Марина Неелова (роль леди Эстер, которая занимается благотворительностью, а на самом деле руководит «азазелями») и Олег Басилашвили (роль генерала Мизина, шефа Фандорина). «Марина Мстиславовна сама позвонила мне и предложила себя на роль Эстер, ей очень нравился роман, — вспоминал Адабашьян. – А с Басилашвили как-то ехали в поезде в Петербург, зашел разговор о работе, и Олег сказал: «Будет что интересное, зови, вот я его и позвал».

Илья Носков и Марина Неелова в сериале «Азазель»

Съемки «Азазеля» проходили в Москве, Чехии и Лондоне и продолжались 53 дня. Но, по правде говоря, особого восторга картина ни у зрителей, ни у критиков не вызвала.

«Турецкий гамбит»

В 2005-м году Джаник Файзиев снял фильм «Турецкий гамбит» по мотивам следующего одноименного романа Акунина, продолжающего сагу о Фандорине. В этой истории герой, впавший в отчаяние после гибели Лизы, отправляется на сербско-турецкую войну – там отважно сражается, попадает в плен, получает тяжелое ранение. Вторым Эрастом Петровичем стал Егор Бероев. «Я пробовался на роль Фандорина в «Азазеле», но мне сказали, что я слишком взрослый, — рассказывал Егор. – Мой Фандорин – человек непростой. Может быть скучным, грубым, и в то же время храбрым и тонко чувствующим. В нем сочетается умение любить с закрытостью, непониманием женской натуры». По дороге на фронт Фандорин встречает Варвару Суворову (Ольга Красько), пробирающуюся в армию к жениху, вместе им предстоит вычислить в русской ставке турецкого шпиона Анвара-эфенди.

Егор Бероев в роли Фандорина в фильме «Турецкий гамбит»

В отличие от «Азазеля» в этой картине снимались в основном знаменитости: Александр Балуев (генерал Соболев), Владимир Ильин (генерал Мизин, бывший шеф Фандорина, которого в предыдущей экранизации сыграл Басилашвили), Дмитрий Певцов (Ипполит Зуров, также персонаж из предыдущей экранизации), Марат Башаров (прапорщик Гриднев), Леонид Куравлев (майор), Гоша Куценко (турецкий полковник Измаил-Бей), Александр Лыков (Анвар-эфенди) и другие. Кроме Ольги Красько из начинающих в то время актеров в картине сыграли Александр Олешко (жених Варвары Петя Яблоков) и Станислав Дужников (буфетчик).

На съемках Егор Бероев отказался от дублера и все опасные трюки выполнял сам. «Я с удовольствием все делал сам, — рассказывал актер. – Например, мне надо было висеть под несущейся каретой. Сначала меня пристегивали ремнем, но он попадал в камеру. Поэтому ремень решили убрать, и все было по-настоящему. Была ситуация, когда пиротехники что-то не рассчитали, и на поле, по которому я должен был бежать, спасаясь от пуль, взорвались подсолнухи, у меня содрало кожу на лице, и гримерам приходилось «прятать» мои боевые ссадины. Снимали в Болгарии, и там специально для фильма на высоте 250 метров над уровнем моря разбили военный лагерь – такой, каким он мог быть в 19-м веке. я даже ночевать там оставался, хотя всю нашу группу разместили в пятизвездочном отеле». А перед съемками Егор специально для роли Фандорина учился в конном полку милиции ездить верхом без седла. Еще ему предстояло овладеть «искусством» заикания.

Дмитрий Певцов в роли Ипполита Зурова в фильме «Турецкий гамбит»

Во время батальной сцены Гоша Куценко вез на повозке 40 гусей, которые, к сожалению, погибли также из-за ошибки пиротехников. А Александру Олешко при нормальном зрении на протяжении всех съемок пришлось носить очки с линзами в шесть диоптрий, чтобы придать своему персонажу, шифровальщику оперативного отдела, необходимое выражение лица.

Ольга Красько и Джаник Файзиев уже давно не скрывают, что на «Турецком гамбите» у них случился роман, и Олеся, которую актриса воспитывала самостоятельно, их общая дочь. Ольга сама прервала эти отношения. «Я боялась сделать кому-то больно, — говорила она, — Джаник на тот момент был женат, а когда становишься мамой, начинаешь по-другому смотреть на чужие семьи. Джаник всегда нам помогал, он подарил Олесе квартиру».

Ольга Красько и Егор Бероев в фильме «Турецкий гамбит»

«Турецкий гамбит» стал абсолютным лидером и по сборам, и по количеству зрителей, желающих посмотреть картину, кинотеатры даже продлевали показ фильма.

«Статский советник»

Также в 2005-м году в прокат вышел фильм Филиппа Янковского «Статский советник» — третья экранизация детективов о Фандорине, а чуть позже на Первом канале состоялась премьера четырехсерийной версии картины. Здесь Эраст Петрович расследует политическое преступление – убийство министра Храпова главой неуловимой террористической «Боевой группы» по кличке Грин.

Филипп Янковской собрал в свою картину артистов первого эшелона. Олег Меньшиков стал третьим Фандориным, который уже не восторженный юноша, а 35-летний статский советник и сотрудник по особым поручениям при генерале-губернаторе. На этом актере настоял Акунин, давая согласие на экранизацию романа. Сам Меньшиков говорил в интервью, что ему интереснее Пожарский – вице-диерктор департамента, звезда сыска, которого блистательно сыграл Никита Михалков. Фандорин Меньшикова — уже глубоко «перепаханный» разочарованиями и болью человек, который не хочет никого впускать в свое сердце. Олегу Евгеньевичу тоже пришлось слегка заикаться и сидеть в принимать водные процедуры в бочке. А слугой у него был самый настоящий японец — студент из Токио.

Олег Меньшиков в роли Фандорина в фильме «Статский советник»

В остальных ролях снимались Константин Хабенский (террорист Грин), Оксана Фандера (графиня Добринская по прозвищу Игла, влюбленная в Грина), Владимир Машков (уголовник Козырь), Олег Табаков (московский генерал-губернатор Долгоруцкий), Мария Миронова (Жюли, хозяйка агентства интимных услуг), Михаил Ефремов (коллежский ассесор Мыльников), Федор Бондарчук (начальник жандармского управления Бурчинский). По слухам, на роль «сочувствующей» революционерам дочери банкира Эсфирь, с которой у Фандорина завязывается роман, Янковский утвердил Оксану Акиньшину, но она не явилась на площадку в первый день съемок, и режиссер заменил ее на Эмилию Спивак.

Для Спивак роль Эсфири стала дебютной работой в полнометражном кино, до этого она играла в четырех сезонах «Тайн следствия» практикантку Женю. «Я себя успокаивала: все звезды когда-то не были звездами, — вспоминала Эмилия. — Первая сцена с Олегом Евгеньевичем Меньшиковым у нас была на улице, где моя героиня поджидала Фандорина. И так много народу, и все от тебя ждут чего-то особенного. Мороз или нервы – не знаю, но меня свалило в постель с температурой сорок, и три дня я пролежала в жару. А когда снимали эпизод нашего прощания, мне надо было бежать за Меньшиковым и попасть в него снежком, но попасть никак не получалось. Олег Евгеньевич даже сказал режиссеру: «Филипп, ты попробуй сам попади!». Мучились-мучились, в итоге выпустили другого человека, и он попал». Для сцены бала Эмилии сшили шикарное красное платье с огромным декольте. «Когда я его надела, вся съемочная группа десять минут не могла работать», — рассказывала она. А Олег Табаков под впечатлением от работы Спивак на площадке пригласил ее на главную роль в спектакль «Пышка» по Мопассану.

Олег Меньшиков и Эмилия Спивак в фильме «Статский советник»

Съемки «Статского советника» проходили в Твери, Боровичах и Москве – на киностудии «Мосфильм», Красной площади, в Георгиевском зале Кремля, на парадной лестнице Владимирского зала, в усадьбе Третьякова, особняке Тахеева и в Сандуновских банях. Специально для фильма из петербургского Музея железных дорог России в Москву перегнали паровоз начала прошлого века, в котором снимали завязку истории – убийство министра.

Когда картину озвучивали, Владимир Машков уже снимался в Лос-Анджелесе и никак не мог вырваться в Москву. Чтобы не выбиться из графика, киногруппа приняла решение: переслать по спутнику защищенный от пиратского скачивания двумя паролями материал в голливудскую студию. Машков озвучил своего персонажа за один день и вернул фонограмму.

Читайте также:

Стало известно, кто сыграет Эраста Фандорина в сериале «Азазель»

Максим Матвеев рассказал о своем персонаже в сериале «Азазель»

На Кинопоиске начинается показ сериала «Фандорин. Азазель»



Автор: