00:33, 09.02.2023
Новости

Эмилия Спивак: «На съемках «Раневской» мне пришлось научиться танцевать на пуантах»

Эксклюзивное интервью с актрисой, создавшей образ Екатерины Гельцер — танцовщицы, принявшей в судьбе молодой Фаины важное участие.

Исполнительница роли знаменитой балерины в сериале рассказала «Вокруг ТВ» о том, как ей работалось на новом проекте, зачем ей позвонил Никита Михалков и почему отказалась от предложения Олега Табакова.


?>

Сериал «Раневская» о жизни и творчестве легендарной актрисы Фаины Раневской стартовал в онлайн-кинотеатре KION 8 февраля, а телевизионная премьера проекта запланирована позже на Первом канале. Главные герои истории — также реальные личности, с которыми Фаину (ее играет Мариэтта Цигаль-Полищук) сводила судьба – Любовь Орлова (Ирина Гринева), Павла Вульф (Полина Кутепова), Василий Качалов (Александр Домогаров), Юрий Завадский (Даниил Спиваковский). С балериной Екатериной Гельцер Фаина познакомилась в ранней юности, провалив прослушивания во все московские театры. Именно Гельцер помогла попасть Раневской на профессиональную сцену – составила протекцию в Летний театр в подмосковной Малаховке. Актриса и балерина дружили около 40 лет. В сериале знаменитую танцовщицу, опекающую Фаину, сыграла Эмилия Спивак.

— Эмилия, а вы разбираетесь в балете?

— Нет, я дилетант в балете, но смотреть люблю. Конечно, у нас в институте был станок, где мы занимались экзерсисом, но понятно, что это не уровень профессиональных балетных артистов. А что касается Екатерины Гельцер, я не знала о ней до того, как меня пригласили на эту роль. Но когда уже утвердили, пошла в театральную библиотеку и взяла о ней несколько книг. Гельцер была яркая, волевая, трудоспособная и влиятельная женщина, артистка с нестандартными параметрами для балета даже в то время, ее называли «пухлым карликом в трико» – об этом есть и в книгах, и в сериале я говорю такой текст. При любом политическом строе она оставалась звездой балета, любимой и публикой, и высшими эшелонами власти.

Эмилия Спивак в сериале «Раневская»

— В сериале есть эпизод, где Фаина смотрит выступление Екатерины с балкона на самом верхнем ярусе, там вместо вас танцевала дублерша?

— Конечно, хотелось бы сказать, что это все мы сами танцевали со Стасом Эрдлеем, который сыграл партнера Гельцер Жоржа. Но это не так. Хотя что-то пришлось изобразить. В один из съемочных дней на площадку приходил педагог, показывал нам позиции рук и ног, как держаться на касках – это современное название пуантов. Стоять на пуантах мне и раньше доводилось, когда училась в институте, просто я не умела на них танцевать, а на съемках пришлось чуть-чуть овладеть навыком.

— Пробы были долгие?

— Мы с Димой Петрунем давно знакомы, он один из моих самых любимых режиссеров, с которыми я работала. До «Раневской» я снималась у него в двух проектах – «Спросите медсестру» и «Воскресенский». Сначала мы с Димой встретились в Питере, а потом он меня вызвал на пробы в Москву. И мы с актрисой, которая пробовалась на роль Раневской, в декорациях, костюмах и гриме играли эпизод с примеркой платьев, где моя героиня говорит Фаине о том, что кроме таланта в театральном мире нужно иметь еще и связи. Это были такие серьезные пробы, будто мы снимали сцену из фильма.

— А вы ведь впервые сыграли реальную личность в кино?

— Наверное… Хотя нет, у моей Афины из «Крыльев империи» был прототип, но, возможно, она была не настолько известна, как Гельцер.

Эмилия Спивак и Мариэтта Цигаль-Полищук в сериале «Раневская»

— А в чем феномен Раневской?

— Я думаю, что феномен Раневской, как и других великих актеров того времени, в том, что в первую очередь это были очень большие личности. Масштаб вопросов жизни, размышлений и высказываний был не сравним с современным.

— Как вам кажется, Мариэтте Цигаль удалось воплотить харизму Раневской?

— Я пока не видела проект, но, даже если бы и видела, нахожу неэтичным оценивать работу своих коллег и определять, кому и что удалось. Когда у меня появится возможность полностью посмотреть сериал, который я жду с нетерпением, в первую очередь буду оценивать свою работу, и удалось ли мне добиться правды и точности в своей работе.

— Зрители привыкли видеть вас рыжей, хотя от природы ваши волосы русые, а в «Раневской» вы брюнетка. Не жалко было расставаться с рыжим цветом?

— Там у гримеров были свои хитрости, с помощью которых мне не пришлось расстаться с рыжим цветом, я стала брюнеткой только на время съемок. Я в юности часто перекрашивалась, но потом эти эксперименты стали дорого обходиться моим волосам, и я предпочитаю больше этого не делать.

Эмилия Спивак в сериале «Раневская»

— Вам везет на костюмированные проекты, начиная с вашего первого полнометражного фильма «Статский советник», где вашими партнерами были артисты первого эшелона. Но именно вы на фестивале в Калининграде принимали приз за эту картину по просьбе Никиты Михалкова, а почему он, не Константина Хабенского, Олега Меньшикова или Оксану Фандеру, а вас об этом попросил?

Никита Сергеевич мне позвонил и сказал: «Некому больше ехать в Калининград, пожалуйста, получите этот приз вы». Я привезла приз и передала его Никите Сергеевичу в студию «Три Т». Конечно, я бы больше обрадовалась, если бы Никита Сергеевич позвонил мне и пригласил сниматься в свою новую картину, но то, что он попросил меня получить приз, мне тоже было приятно.

— Зато Олег Табаков после вашей совместной работы в «Статском советнике» пригласил на главную роль в спектакле «Пышка» в МХТ имени Чехова. Как вас приняли в труппе?

— Я слышала, что в больших театрах какие-то интриги, недоброжелательства, и чужих людей принимают в штыки, но меня приняли нормально. И партнеры в «Пышке», пьесе Василия Сигарева по повести Ги де Мопассана, у меня были замечательные – Паша Ворожцов, Сергей Колесников, Олег Тополянский, Яна Колесниченко, Сергей Беляев из «Табакерки», Наталья Бочкарева, которая в то время работала в МХТ. Олег Павлович изначально приглашал меня в театр, а не на одну постановку, но мы с ним договорились, что я попробую год поиграть Пышку, и определюсь с ответом. А спустя год я поняла, что хочу вернуться в Петербург. Москва – не совсем моя история, мне сложно жить в столичном ритме, здесь немножко другое общение, и надо иметь зубы острее. Возможно, я ошибаюсь, но у меня такое ощущение.Олег Павлович отнесся к моему решению мудро, у него не было никаких обид, и я потом еще в течение пяти лет приезжала в Москву играть в «Пышке».

Мариэтта Цигаль-Полищук и Эмилия Спивак в сериале «Раневская»

— Вы почти 20 лет работаете в Петербургском молодежном театре на Фонтанке, которым руководит ваш отец Семен Спивак. В одном из интервью вы рассказывали, что на банкете к вам обязательно кто-то из артистов подшофе подойдет и посочувствует, мол, понимает, как же вам тяжело. Вам больше других достается от папы, как, например, дочери худрука московского театра «Эрмитаж» Михаила Левитина Ольге? Там у актеров, обиженных на Михаила Захаровича, в обиходе есть фраза: «Он меня сегодня ругал, прямо как Олю!». У вас похожая ситуация?

— Мне здорово доставалось от папы на протяжении первых десяти лет, но я не могу сказать, что так, как мне, никому не доставалось, многие выслушивали от него какие-то жесткие замечания, но сейчас уже ситуация в наших творческих отношениях гораздо мягче.

— Коллеги стараются с вами подружиться?

— Нет, никто из коллег не пытается специально установить дружеское общение. У меня в театре со всеми нормальные рабочие отношения. Я человек не особо общительный, не ищу компаний, новых друзей, я больше одиночка, и мне вполне комфортно с самой собой. Конечно, у меня есть подруги – Ксения Ирхина из нашего театра, и еще две, одна осталась с институтских времен, а другая еще со школьных лет, в детстве мы с ней были очень близки, теперь только перезваниваемся, но теплое отношение друг к другу сохранили.

— У вас редкое имя, а почему вас так назвали?

— Мою прабабушку называли Милькой, и я думаю, что скорей всего, ее полное имя тоже Эмилия, надо у папы уточнить, возможно, он когда-то об этом говорил, просто я забыла. Во всяком случае, это имя в нашей семье не постороннее, и родителям оно нравилось, а дома меня называют Милюшей.

Эмилия Спивак и Олег Меньшиков в фильме «Статский советник»

— Вы выросли в театральной семье, кого из артистов знаете с детства?

— У родителей была в основном театральная компания. Но, если вы про артистов, известных широкой публике, то, например, папа был дружен с Владимиром Борисовичем Кореневым, который сыграл главную роль в фильме «Человек-амфибия», мы иногда ездили к нему на дачу. Как-то отдыхали в Рузе вместе с Андреем и Ваней Ургантами. Но с Ваней знакомство было шапочное, на уровне: «Это Ваня» — «А это Миля» — не более того.

— Но спустя годы вы с Иваном Ургантом снимались в фильме «Трое и Снежинка», и, получается, закрепили детское шапочное знакомство?

— Конечно! У Вани потрясающее чувство юмора, мы все время хохотали над его шутками. Я вообще обожаю этот фильм – съемки в Голландии, теплая атмосфера на площадке, сказка, а не проект.

— В этой же картине также снимался Даниил Спиваковский, там его персонаж смотрит на вашу героиню влюбленными глазами. Известно, что у вас с Даниилом был роман, а каких отношениях вы с ним остались?

— Ни в каких, отношения закончились и все, мы не общаемся.

Эмилия Спивак

— Вы относитесь к артистам, которые неохотно распространяются о личной жизни. Но вот в передаче «Судьба человека» вы сказали, что у вас есть избранник, но предложения вам он пока не сделал. До сих пор?

— С тех пор прошло три или четыре года, и могу сказать только, что я по-прежнему не замужем.

— А какой вы представляете себе будущую семейную жизнь?

— Знаете, я давно уже ничего себе не представляю, потому у людей представления всегда идеалистические, и когда все случается не так, как было в мечтах, они начинают сравнивать, картинку, которую нарисовали, с реальностью, и загоняют себя в нездоровую психологическую ситуацию. Вот такое у меня мудрое умозаключение на эту тему.

Смотрите сериал «Раневская» в онлайн-кинотеатре KION с 8 февраля


Автор: Илона Егиазарова
Фото: Пресс-служба KION, Global Look