Что может выйти, если скрестить «Красотку» с «50 оттенками серого», добавив в нее сказку про Красную Шапочку и немного актуальной российской повестки? Правильно, «Непослушная»!
Студентка Эльвира Цветаева (Анастасия Резник) все свободное время бродит по Битцевскому лесу. Нет, она не Красная Шапочка (хотя история про Серового волка нас ждет впереди) – она активистка и экозащитница, присматривает за сохранностью деревьев, прикрепляет предупреждающие таблички, делает замечания людям, кормящим уток хлебом. Однажды она увидит посреди дорогого ее сердцу леса скопление техники – какой-то наглый рабочий объяснит ей, что здесь будет построен небоскреб. Эля начнет борьбу, на которую поднимет друзей-однокурсников. Но появившись в институте, она обнаружит в аудитории того самого «наглого рабочего», который окажется магнатом, входящим в список русского «Форбса», обладательем строительных «Оскаров», сыном олигарха, миллионером Матвеем Рысаком (и что за говорящие фамилии – Цветаева и Рысак – намек на флору и фауну?). Бизнесмен (Александр Петров) попытается включить обаяние и рассказать об «экосистеме», которую задумал создать без ущерба для природы. Однако Эля прилюдно его высмеет, попутно проведя тонкий психоанализ: если у кого-то такие большие амбиции и желание строить огромный небоскреб, значит, что-то другое маленькое. Миллионера девушка своей дерзостью зацепит. Тем временем выяснится, что вуз Эли вместе с ректором причастны к этой стройке, ее выгонят из общежития и предложат перевестись на платное отделение. Эля бедна, как церковная мышь, у нее нет мамы, а нищий папа давно ушел в другую семью. В общем, девушка в печали. И тут появляется Рысак на «рысаке» – вернее, на крутой иномарке и предлагает пари: Эля проведет с ним неделю, и, если после этого уйдет, он похоронит свою стройку.
Александр Петров в фильме «Непослушная»
Дальше, как вы уже догадываетесь, начинается сплошная романтическая сказка. Сначала молодые люди друг друга троллят, много смеются, потом начинают сближаться и рассказывать о своих детских травмах, навещают родителей… Матвей постепенно раскрывается и оказывается не «акулой капитализма», а человеком с нежной душой — он когда-то занимался зеленой энергетикой, но его проекты оказались никому не нужны, а еще он талантливый художник. Еще один плюс к его ауре — атрибуты роскоши: езда на бешеной скорости на классных тачках, полеты на вертолете в оперу (привет «Красотке» и Джулии Робертс) и, наконец, главное – ради чего, собственно, и затеивался этот фильм – секретная комната. Да-да Матвей Резник, как и Кристиан Грей, оказывается поклонником любви с болевыми эффектами, и экипирован он не хуже заокеанского коллеги. Сюжет «50 оттенков серого» эксплуатируется в фильме настолько в лоб, что можно поволноваться на тему авторских прав. Правда, есть попытка и обыграть «скользкую тему». Эля спрашивает у Матвея после посещения таинственной комнаты: «Ты, что, «50 оттенков серого» насмотрелся?». Он, естественно, в «несознанку». Она с важным видом поясняет, честно глядя в камеру: «Фильм такой есть, правда, книга лучше».
Анастасия Резник в фильме «Непослушная»
Киноцитат в этом фильме масса. Помимо упомянутых референсов, вспоминается и «Великий Гэтсби»: Петров почти копирует знаменитый мем с ДиКаприо, протягивающим бокал с мартини. Правда, у нашего героя и бокал, и напиток побрутальней — в «тон» прическе и бородке с усами.
Что касается «пикантных сцен» – их в фильме целых две, нет, даже три, если считать поход парочки в скульптурную мастерскую, где с их частей тела делают шоколадные оттиски. По степени откровенности эти эпизоды превосходят даже западный аналог. Вот только Александр Петров выглядит в них так, будто снимается по «фану» или на спор. А Эля… Трудно воспринимать героиню, если все твои мысли заняты подсчетом количества произведенных ею косметологических процедур, делающих 24-летнюю актрису почти копией Яны Кошкиной. Кстати, когда Резник играла блогера Алко в сериале «Капельник», ее внешность и манера разговора — съедать гласные – работала на образ инфлюэнсера. А тут экозащитница, отличница, студентка. Впрочем, как принято сегодня говорить, «все не так однозначно». В фильме борец за природу дружит не только с деревьями и утками, но и с горячительными напитками, причем до такой степени дружит, что в своих ярких состояних способна украсть стаю собак, сесть пьяной за руль и переночевать голой у незнакомого мужчины, не помня на утро «было или не было».
Анастасия Резник в фильме «Непослушная»
Откровенности ради: фильм не лишен комических эффектов, есть в нем удачные, остроумные диалоги, а уж «выход с цыганочкой» Яна Цапника, играющего беспринципного отца Матвея, — вообще одна из лучших сцен картины. Авторы делают попытку посреди любовных страстей поговорить о проблемах отцов и детей, предательстве и даже извечной русской коррупции, для которой не важны и семейные узы. Проблема «Непослушной» и состоит не в сценарных нестыковках и заимствованиях из западных кинохитов, а в том, что в ней предпринята попытка сделать сразу несколько разных фильмов: и представить пикантную любовную историю, и напичкать ее социальными смыслами, и высказаться на тему бесчестной реновации, а заодно и спасти наши леса.
Интересно, а выйдет ли по примеру «На 50 оттенков темнее» в следующем году «Еще непослушнее»?