Часто дочь кинозвезды мечтает стать такой же знаменитой, как и мама. И тоже выбирает актерскую профессию, пожалуй, самую зависимую и непредсказуемую, где талант – условие необходимое, но, увы, недостаточное, ведь еще нужны удача и везение.
Представляем вашему вниманию десять самых интересных, по мнению «Вокруг ТВ», женских актерских династий.
Юлия выросла в семье актрисы и режиссера культового фильма «Москва слезам не верит», получившего премию Оскар. От роли Кати Тихомировой отказались Маргарита Терехова и Ирина Купченко, и, как шутил Владимир Валентинович Меньшов, героиню пришлось играть его жене. Также Вера Алентова должна была сниматься в следующей картине мужа «Любовь и голуби» в роли разлучницы Раисы Захаровны. Но Алентову пригласил в свой фильм «Время желаний» советский классик Юлий Райзман.
«От таких предложений не отказываются!» — заявил жене Меньшов, в итоге у него сыграла Людмила Гурченко. Съемки проходили в Карелии, куда Меньшов взял с собой дочь Юлию, и она с интересом наблюдала за работой папы на площадке. Также Юлия часто бывала в Театре Пушкина, примой которого много лет является Вера Алентова. Отборочные туры в Школу-студию МХАТ Юлия проходила под фамилией Большова – в случае провала родителям не пришлось бы за нее краснеть, но в итоге она поступила. Славу ей принесло популярное в 90-е годы шоу «Я сама!», ведущей которого она стала, а потом работала во многих других программах.
Юлия Меньшова с родителями — Верой Алентовой и Владимиром Меньшовой
Как актриса Юлия получила известность, сыграв в сериале «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», исполнив роль психолога Веру Валентиновну – полную тезку своей мамы. Вера Аленнтова в этом проекте сыграла маму героини Юлии. В 2011-м году состоялся режиссерский дебют Юлии – она поставила спектакль «Любовь. Письма», в котором были заняты ее родители. Вера Алентова, перешагнув 80-летний рубеж, остается ведущей актрисой Театра Пушкина, играет главные роли в спектаклях «Мадам Рубинштейн», «Ложные признания» и «Семейка Краузе», которые всегда проходят при полных аншлагах
Мариэтта Цигаль-Полищук и Любовь Полищук
Мариэтта Цигаль-Полищук и Любовь Полищук
Мариэтта долгое время у широкой публики вызывала интерес скорее, как дочь Любови Полищук. Конечно, у нее были заметные работы на сцене – она с 2007 года служила в Театре на Малой Бронной, играет в модном иммерсивном шоу «Вернувшиеся». А на экране ей доставались небольшие роли, как она говорила: «Снимаюсь, когда позовут». Прорывом в кинематографической карьере 38-летней Мариэтты стал сериал «Раневская» — биографическая драма, где ей, по мнению большинства критиков и зрителей, удалось попасть в образ легендарной Фаины Георгиевны. После премьеры Мариэтту пригласили на фестиваль кинодебютов «Дух огня». Как она пошутила, это стало для нее своеобразным дебютом: «Я впервые участвую в фестивале, меня впервые в жизни на него пригласили». Порцию хейта она тоже получила, и ей, не привыкшей к повышенному вниманию, пришлось столкнуться и с оборотной стороной наступившей популярности. Но что касается критики, в интервью «Вокруг ТВ» Мариэтта призналась, что больше всего нуждается в оценке матери, но это самое важное для нее мнение она уже никогда не сможет услышать.
Эксклюзивное интервью «Вокруг ТВ» с Мариэттой Цигаль-Полищук
А вот Любови Григорьевне не довелось сыграть в кино такую грандиозную героиню, как Мариэтте. В известных картинах она запомнилась яркими эпизодическими ролями – девушка мечта Остапа Бендера («12 стульев»), хозяйка «Вороного коня» («31 июня»), девушка в пирожковой («Отпуск за свой счет»), проститутка Зина Милейко («Интердевочка») и других.
Любовь Полищук
Ее называли «королевой эпизода», но для такой выдающейся актрисы это что-то вроде утешительного приза. На сцене ей повезло больше. В 1982-м худрук театра «Эрмитаж» Михаил Левитин впервые в Союзе поставил спектакль по Хармсу «Школу клоунов», где Полищук играла кинозвезду из подворотни, а очередь в кассу за билетами на этот спектакль стояла от Садового кольца. «И во многом из-за Полищук все мужское население Москвы, забыв про жен и возлюбленных, побывало в «Эрмитаже», — вспоминал Михаил Захарович. А потом и в «Школу современной пьесы» многие ходили именно на Полищук. И роли телефонистки Дины в спектакле «Пришел мужчина к женщине» или невесты на выданье Натальи Степановны в спектакле «А чой-то ты во фраке?» (есть телевизионные версии этих постановок Прим. ред.) сама Любовь Григорьевна считала лучшими в своей творческой карьере.
Агния Дитковските и Татьяна Лютаева
Агния Дитковските и Татьяна Лютаева
1 января 1988 года на экраны вышел сериал Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», а на следующее утро недавняя выпускница ВГИКа Татьяна Лютаева проснулась всесоюзной знаменитостью. И когда в 2006-м Агния дебютировала в главной роли в комедии «Жара», на начинающую актрису с интересом смотрели как на дочь той самой «легендарной Анастасии Ягужинской». Татьяна снялась в одном из продолжений «Гардемаринов», но прежнего успеха этим лентам повторить не удалось. В предстоящих премьерах «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война» Лютаевой в списке актеров нет, но заявлена Агния, которая играет дочь Ягужинской и Александра Белова.
Татьяна Лютаева и Агния Дитковските
Агния, как и ее мама, поступила во ВГИК, но ушла с первого курса, что не помешало ей в кинематографической карьере. Из ее последних успешных работ можно назвать роли в сериалах «Доктор Преображенский» и «За час до рассвета». У Татьяны внушительная актерская фильмография, и две картины она сняла как режиссер – «Камень, ножницы, бумага» (вышла в 2019 году) и «Единица Монтевидео» (выход запланирован в 2023-м). Главные роли в этих проектах у Татьяны играет Агния. «Она мой талисман, — говорит о дочери Лютаева. – Я хочу показать даже ей самой, какая она может быть разная». У Агнии не такая внушительная фильмография, как у ее мамы. «Она от многого отказывается, — объясняет Татьяна. – Предлагают странные роли, мало интересного материала. Ну, она европейская, она другая, нездешняя. Знаете, вот про меня говорили когда-то, что я нездешняя, а она совсем нездешняя. Поскольку я знаю, на что она способна, я ее снимаю».
Аглая Тарасова и Ксения Раппопорт
Ксения Раппопорт и Аглая Тарасова
Аглая также, как и Агния, без диплома об актерском образовании успешно снимается в кино. «Определенный комплекс есть, — не скрывает Тарасова. – Наверное, он не был бы столь явным, если бы мама не была актрисой. Да, и я все-таки чувствую пробелы. С другой стороны, замечаю, как я изменилась со времен своей первой съемки – появились профессиональные навыки». Аглая подумывала поступать в театральный ВУЗ, но творческие туры совпали со съемками сериала «Интерны», где она сыграла племянницу Купитмана Соню, а потом, как она говорит: «Меня захватила Москва и новые проекты». Проекты с участием Аглаи долгое время остаются на слуху – «Обычная женщина», «Непослушник», «Бомба», «Беспринципные», «Конец света», а сыграв травмированную фигуристку Надю в фильме «Лед», она стала обладательницей кинопремии «Золотой орел» в номинации «За лучшую женскую роль».
Аглая Тарасова и Александр Петров в фильме «Лед»
А вот у Ксении успех в профессии не был таким стремительным, как у дочери. Она четыре раза бросала учебу в СПбГАТИ, сомневаясь в своем призвании, поступила в институт в 1991 году, а окончила ВУЗ только в 2000-м. На последнем курсе начала работать в Малом драматическом театре у Льва Додина, где играла порой по 25 спектаклей в месяц. В кино Раппопрот далеко не сразу стала идти нарасхват у режиссеров. «Если меня куда-то и приглашали, это были сериалы, маленькие роли, — вспоминает она. – На главные, большие роли меня не утверждали никогда. Пробовали, но не утверждали. Наверное, я не могла обеспечивать приток зрителя к экрану». И если отечественные мэтры так на самом деле считали, то все изменилось после того, как итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе снял Ксению в картине «Незнакомка» (искал в фильм актрису по всему миру и случайно увидел фото Раппопрот в Москве), и она стала европейской знаменитостью.
Ксения Раппопорт в фильме «Незнакомка»
Дома широкую известность ей принесла роль воровки-наводчицы Иды в сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка, и потом снималась у таких именитых режиссеров, как Павел Лунгин («Дама пик»), Алена Званцова («Норвег») Валерий Тодоровский («Одесса») и других. «Сказать: «У меня в фильме играет Ксения Раппопорт» — это уже марка, — считает партнер актрисы по фильму «Два дня» Федор Бондарачук. – Есть заменяемые актеры, а она незаменима».
Полина Куценко и Мария Порошина
Мария Порошина и Полина Куценко
В детстве Полина проводила много времени на съемочных площадках, куда ее брали то Мария, то отец Гоша Куценко. Изредка она снималась с родителями, где ей доставались эпизоды – в сериале с мамой «На пути к сердцу» и в фильме «Компенсация» с папой. После школы Полина поступила в Щукинское училище, которое окончила в 2017 году. В годы учебы снялась с отцом в сериале «Последний мент». С тех пор проектов в ее фильмографии особо не прибавилось. Полина пробует себя в новом качестве – с 2019-го преподает актерское мастерство в театральной студии при Московском социальном университете. «Я не называю себя педагогом, нет, — говорит она. – Просто знаю: могу поделиться опытом и помочь ребятам стать ближе к своей мечте – театру». Мария Порошина уверена, что у Полины все впереди, и ее актерская карьера обязательно сложится.
Мария Порошина и Гоша Куценко с дочерью Полиной
«Я успокаиваю дочь, ведь сама стала сниматься только в 26 лет, — не видит повода для волнений Порошина. – И начинала я отнюдь не с главных ролей». Мария стала широко известна после выхода сериала «Всегда говори всегда», снявшись во всех девяти сезонах, ее фильмография насчитывает около сотни проектов, в том числе: «Бригада», «Ночной дозор», «Дневной дозор» и другие. Ей удается совмещать карьеру и семью. Полина давно стала взрослой, и они с мамой – настоящие подружки. Но у Марии подрастают младшие дочери – Серафима, Аграфена и Глафира от брака с актером Ильей Древновым и сын Андрей – имя отца мальчика Порошина тщательно скрывает.
Ксения и Ирина Алферовы
Ксения не сразу решила стать актрисой, сначала окончила юридическую академию, стажировалась в Англии, какое-то время работала по специальности в филиале зарубежной компании в Москве. Но потом все-таки решила продолжить династию и получила диплом Школы-судии МХАТ. А в 2006-м снялась вместе с родителями в сериале Ускова и Краснопольского «Капкан». К тому времени Ирина Алферова и Александр Абдулов давно расстались и обзавелись новыми семьями. Но режиссеры предложили им сыграть супругов, мол, пусть будет интрига для зрителей, и они идею поддержали. А когда стали искать актрису на роль героини Алферовой в молодости, Александр Гаврилович, вырастивший Ксению, которую до конца своих дней считал родной дочерью, сразу заявил: «Берем Ксюшу!». Правда озвучивала Ксению Ирина Алферова. Сейчас Ксения продолжает сниматься и занимается делами благотворительного фонда поддержки детей с особенностями развития, который организовала вместе с мужем Егором Бероевым.
Ирина Алферова в фильме «Хождение по мукам»
Ирина Алферова — одна из самых красивых актрис отечественного кино. Прославилась ролью Даши Булановой во второй экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам», другой ее известной работой стала Констанция Бонасье в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера», а еще многие помнят фильм «С любимыми не расставайтесь», где она сыграла с Александром Абдуловым. Конечно, среди коллег у Ирины Ивановны находились недоброжелатели, утверждавшие, что режиссеры делают ставку на ее внешние данные, а не на талант, и зовут в проект, чтобы просто его украсить. В «Ленкоме», где Алферова проработала 17 лет, ей доставались второстепенные роли или участие в массовке, хотя Марк Захаров, приглашая ее в труппу, обещал: «У нас много ролей, и все – ваши», но чего не случилось, того не случилось. А зрители ждали актрису на сцене. «Каждый день в театре раздавались звонки, — вспоминал директор «Ленкома» Марк Варшавер, — люди спрашивали: в каком спектакле играет Ирина Алферова? Надо давать ей большие роли». Ирина Ивановна ушла в «Школу современной пьесы», где сейчас служит и является одной из ведущих артисток этого театра.
Анна и Маргарита Тереховы
Маргарита Борисовна тоже считалась одной из самых красивых актрис отечественного кино, но в отличие от Алферовой, талант Тереховой под сомнение не ставили, во всяком случае открыто об этом не говорили. Широкой публике Терехова запомнилась ролями миледи, отравившей героиню Ирины Алферовой в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» и Дианы в «Собаке на сене». Андрей Тарковский в автобиографической драме «Зеркало», признанной вершиной его творчества и лучшим фильмом всех времен и народов, доверил ей две дорогие ему роли – матери и жены главного героя. Как известно, на эту роль пробовалась мировая кинозвезда Марина Влади, но в итоге ее сыграла Терехова. Маргарита Борисовна еще студенткой говорила, что со временем оставит актерскую профессию и займет место на площадке в режиссерском кресле. Она вспоминала, что постоянно вмешивалась в режиссуру: «Даже у Тарковского! Представляете? Но когда я к Андрею со всякими расспросами приставала, и он уже готов был меня убить, говорил: «А по хохотальнику?» — и я понимала, что пора остановиться».
Маргарита Терехова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
Режиссерская работа у Тереховой всего одна – экранизация чеховской пьесы «Чайка», где она сама сыграла Аркадину, а роли Заречной и Треплева отдала дочери Анне и сыну Александру, но картина успеха не имела. У Анны Тереховой, наоборот, в фильмографии нет ни знаковых ролей, ни громких проектов, она, вообще, мало снималась. Хотя ее сценическая карьера сложилась вполне удачно, она играла главные роли в спектаклях «Ночь нежна» и «Таис сияющая» в Театре Луны, где работала 20 лет, а в ТеатреРомана Виктюка играла Айседору Дункан в спектакле «Сергей и Айседора». Но сейчас у Анны другие заботы – состояние Маргариты Тереховой, увы, неутешительное, и она ухаживает за мамой.
Мария Миронова и Екатерина Градова
Екатерина Градова и Мария Миронова
У Екатерины Градовой в фильмографии всего четыре картины, две из которых стали культовыми – «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла радистку Кэт, и «Место встречи изменить нельзя», в которой запомнилась ролью подруги вора Ручечника Светланы Волокушиной. В начале 90-х Екатерина Георгиевна оставила актерскую профессию, перебралась из Москвы в деревню Горки Владимирской области, окончила Свято-Тихоновский богословский институт, совершала паломнические поездки по монастырям и усыновила мальчика из детского дома Алексея. Ее также помнят как первую жену Андрея Миронова. В интервью Борису Корчевникову она признавалась, что если бы вернуть прошлое, то она хорошенько подумала бы, прежде, чем разводиться с Андреем Александровичем. Вторым мужем актрисы стал физик-ядерщик Игорь Тимофеев, с которым они обвенчались.
Мария Миронова начинала актерскую карьеру, когда ее легендарного отца давно не было в живых, а мама оставила кино и театр. «Ошибочно предполагать, что я когда-либо состояла в звездном обществе, — рассказывала Мария. – Отец рано умер, мы с мамой жили очень бедно. Я работала с 16 лет, потому что мама долгие годы болела. С детских лет вынуждена была постоянно спасать маму, потом обеспечивать семью, нести за нее ответственность». О Екатерине Георгиевне Мария заботилась до последних ее дней жизни. Сниматься она начала еще в детстве – сыграла Бекки Тетчер в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». В ее фильмографии много значимых проектов и ролей – «Свадьба» (Таня), «Олигарх» (Маша), «Ночной дозор» (мать Егора), «Статский советник» (Жюли), «Родина» (жена Брагина), «Садовое кольцо» (Вера) и другие.
Теперь Мария говорит, что перестала слишком серьезно относиться к своей профессии, всю жизнь была трудоголиком и слишком много работала, из-за чего не могла уделять достаточно внимания маме и старшему сыну Андрею, названному в честь знаменитого деда, который тоже продолжает актерскую династию. С рождением младшего сына Федора у Марии изменились приоритеты и теперь на первом месте у нее не карьера, а семья.
Мария Шукшина и Лидия Федосеева-Шукшина
Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Шукшина
Мария впервые появилась на экране в годовалом возрасте в фильме своего знаменитого отца Василия Шукшина «Странные люди», но те съемки не запомнила. А вот, как они с младшей сестрой Ольгой прыгали на кровати в следующей картине Василия Макаровича «Печки-лавочки» из ее памяти не стерлось. От актерской профессии ее отговорила мама. «Выйдешь, Маша, замуж за режиссера, он будет тебя снимать, а если нет, что тогда?» — разводила руками Лидия Николаевна. Мария поступила в институт иностранных языков, работала переводчицей на бирже. Но все изменилось после случайной встречи с Петром Тодоровским, он готовился запускать картину «Какая чудная игра», основанную на реальных событиях, произошедших с актером Николаем Рыбниковым в годы его учебы во ВГИКе. Режиссеру нужна была актриса на роль общежицкой красавицы Ольги (прототип героини – Алла Ларионова), Мария подходила по типажу, и он уговорил Лидию Николаевну разрешить дочери сыграть в этой истории. А после выхода фильма на экраны Марии стали поступать предложения от других режиссеров. С тех пор она сыграла в десятках фильмах и сериалах «Американская дочь» (мама Энн), «Брежнев» (медсестра Елизавета), «Похороните меня за плинтусом» (мама Саши), «Станица» (Марина), «Уходящая натура» и других. А сценарий сериала «Террористка Иванова» Эдуард Володарский специально писал для Марии, также в этом проекте снялась и ее знаменитая мама.
Мария Шукшина в сериале «Станица»
Мария несколько раз выходила замуж, режиссеров среди ее супругов не было, но она продолжала активно сниматься. И сама Лидия Шукшина, сыгравшая в фильмах Василия Макаровича «Калина Красная» (Люба Байкалова), «Какое оно, море?» (Настя) после его смерти без работы не оставалась. А вот младшая сестра Марии Ольга окончила ВГИК и какое-то время снималась в кино. Но давно уже оставила актерскую профессию, теперь она частый гость ток-шоу, где комментирует семейные неурядицы.
Елизавета Боярская и Лариса Луппиан
Лариса Луппиан долгие годы была плотно занята в репертуаре питерского Театра имени Ленсовета, ее знали сначала как жену главного мушкетера страны Михаила Боярского, а потом еще и как маму Елизаветы Боярской. Лариса Регинальдовна занималась домом и дачей, воспитывала Елизавету и ее старшего брата Сергея, а когда появились внуки, с удовольствием проводила с ними время. Охотно она делилась достижениями и первыми успехами маленького Андрюши – старшего сына Елизаветы и Максима Матвеева.
Лариса Луппиан и Михаил Боярский с сыном Сергеем и дочерью Елизаветой
Но в 66 лет Лариса Луппиан, никогда не занимавшая высоких должностей, была назначена Художественным руководителем Театра имени Ленсовета и за четыре года успешно проявила себя на этом посту. Михаил Сергеевич когда-то тоже работал в этом театре, а теперь играет в спектаклях как приглашенный артист. А Елизавету сразу же после окончания РГИСИ в 2006-м году мастер курса Лев Додин в штат Малого драматического театра (Театра Европы). Широкой публике Елизавета стала известна после выходов фильмов «Ирония судьбы. Продолжение» (Надя) и «Адмиралъ» (Анна Тимирева). Она сыграла в фильмах и сериалах «Матч» (Анна), «Куприн. Впотьмах» (укротительница тигров Зенида), «Анна Каренина. История Вронского» (Анна), «Седьмая симфония» (флейтистка Вера), «Без правил» (Ольга) и других. И теперь молодежь уже знает Михаила Сергеевича как папу Лизы Боярской.
Читайте также:
Дочь Маргариты Тереховой показала редкое фото тяжелобольной матери
Между сценой и обителью: что заставляет артистов уходить в монахи и священники