18:21, 27.03.2023
Новости

«Нулевой пациент», «Сердце пармы», «Почка»: АПКиТ назвала своих победителей. Чем хороши отмеченные проекты?

Послесловие к Х юбилейной церемонии вручения наград.

Родившаяся в 2013-м году Премия АПКиТ пережила множество перипетий. Став из никому неизвестной самой престижной в индустрии, она отличалась тем, что всегда поощряла действительно достойных, практически — редкий случай! — не вызывая обид, споров, разочарований.


?>

Увы, в последние два года церемонии пропускались, именно поэтому в 2023-м награды решено было вручить премьерам, состоявшимся в кинопрокате, телевизионном эфире и на видеосервисах в 2021 и 2022 годах. Потенциальные лауреаты состязались в 17 номинациях.

Самой ожесточенной выдалась борьба по сути в главной для современной индустрии номинации 2022 года — «Лучший онлайн-сериал (6-12 серий)». Здесь были представлены проекты, активно обсуждавшиеся и получившие массу положительных откликов: «ЮЗЗЗ», воссоздающий криминальную жизнь в знойных ростовских фавелах и одновременно являющийся качественной помесью «Однажды в Америке» с «Вестсайдской историей»; медицинско-мистическая «13 клиническая» режиссера Клима Козинского, в которой Данила Козловский сыграл свою лучшую роль за последние несколько лет; и «Нулевой пациент» – правдивая история о трагедии, произошедшей в Элисте в 1988 году. Победил последний — проект от Кинопоиска и компании «Среда», что абсолютно понятно: с одной стороны, в его основе остросоциальный сценарий Олега Маловичко о первой вспышке ВИЧ в СССР; с другой, это крутой детектив – для того, чтобы найти нулевого пациента, заразившего весь регион, приходится проводить самое настоящее расследование; и в-третьих, широкого зрителя в кои веки познакомили с интересными молодыми актерами — Аскаром Ильясоваым и Лизой Шакирой и заодно предоставили возможность в очередной раз убедиться в мастерстве Никиты Ефремова и Евгения Стычкина – как режиссера.

Ведущие церемонии Марина Зудина и Евгений Стычкин

А вот итоговые результаты в категории «Лучший многосерийный онлайн-сериал (более 12 серий)» как раз оказались не столь однозначны. Фантастический проект видеосервиса START «Два холма», рассказывающий об обществе будущего, в котором правят (довольно агрессивно, надо сказать) женщины, и в момент выхода в эфир не всем пришелся по душе. Писали, что сериал напоминает польский фильм «Новые амазонки»; про мужчин-актеров говорили, что им не хватает харизмы. Тем не менее по решению продюсеров «Два холма» обогнали и 2-й сезон «Триггера», и отличных «Русалок» — явно перележавших на полке, но от этого не переставших быть завораживающим детективом с отличными актерскими работами.

Актриса сериала «Пансион» Валери Зоидова

«Лучшим онлайн мини-сериалом (1-5 серий)» признана трагикомедия «Номинация» производства кинокомпании «Медиаслово» по заказу Okko. Режиссерский дебют Надежды Михалковой, вскрывающий нравы киноиндустрии, раздающий оплеухи коллегам, в том числе и собственному звездному семейству, невозможно было не заметить хотя бы потому что Надежда отрефликсировала собственные комплексы в остроумное (хотя и немного нестройное) сериальное полотно. Рассказать о том, каково это – жить в тени знаменитого отца – и смелость, и дерзость. Напомним, Никита Михалков на премьеру сериала не пришел и ни разу о нем не высказался. Конечно, по степени произведенного шума «Номинация» не сравнится ни с попытками создать зловещий феминистский хоррор под названием «Пансион», ни с шестисерийной антологией бытовой российской жизни под названием «Бесит». И мы себя ловим на ощущение: очень хочется второго сезона от режиссера Михалковой.

Екатерина Климова

Победа в категории «Лучший телесериал (5-24 серий)» «Шифра»Веры Сторожевой тоже выглядит абсолютно заслуженной: режиссер на протяжении нескольких сезонов не только воссоздает ретромир послевоенной страны, но и рассказывает детективные истории и представляет череду абсолютно разных женских характеров. По сути главные героини — это Миранда, Кэрри, Саманта и Шарлотта, но попавшие в другое время, страну и обстоятельства. И конечно, скрепляла эту историю харизма Сергея Пускепалиса, которого нам всем теперь будет не хватать.

В катеогории «Лучший комедийный сериал» «Почка» состязалась с талантливым, ярким и остросатирическим «Концом света» Александра Незлобина и наивным «Исправлением и наказанием» Анны Пармас — и победила! «Почку» дебютантки Марии Шульгиной, спродюсированную Борисом Хлебниковым, Игорем Мишиным и Авдотьей Смирновой, критики называли женским вариантом «Звоните ДиКаприо». Действительно, история о бездушной и беспринципной стяжательнице, которой вдруг понадобилась донорская почка, получилась и смешной, и раздражающей, и остросоциальной – но что еще более важно – напичканной религиозно-философскими подтекстами. Любовь Аксенова, кажется, превзошла себя, играя наглую хапугу, не лишенную, впрочем, витальности и отрицательного обаяния. Такую «сложносочиненность» невозможно было не заметить. Ну а зритель между тем как раз в эти дни продолжает просмотр второго сезона сериала.

Сергей Жигунов с супругой Викторией

Еще одним не вызывающим никаких сомнений оказался приз за «Лучший документальный фильм», доставшийся картине Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием» производства мастерской «Сеанс» при поддержке кинокомпании СТВ и Первого канала. Ее продюсеры – Сергей Сельянов и Константин Эрнст. Фигура культового режиссера, с одной стороны, и интимность повествования автора, являвшегося близким другом Алексея, сделали свое дело: лента «обскакала» и «Пелевина» Родиона Чепеля, и «Петра I» Андрея Кравчука.

В номинации «Лучший анимационный сериал» произошел курьерз: дважды — и за 2021-й, и 2022-й годы — победу одержали «Три кота». То же самое удалось сотворить военно-историческому сериалу НТВ «ТОПОР. 1943», получившему две нагрды за два года. Тут нечего комментировать, видимо, у проектов есть своя фанская база и в составе жюри Премии АПКиТ.

Дарья Мороз

Что же касается прорывов 2021-го, то тут по заслугам победу в категории «Лучший сериал (5-24 серии) » одержала драма «Хрустальный», взворвавшая индустрию и трудной темой, и способом ее проработки, и актерским подвигом Антона Васильева. В истории, написанной Олегом Маловичко и снятой Душаном Глигоровым, впервые в нашем кино осмысливается психологическая травма, полученная от насильника в глубоком детстве и искорежившая всю последующую жизнь взрослого и брутального мужчины. «Хрустальный» вышел в 2021 году на видеосервисе KION, затем его демонстрировали на Первом канале, и оба эфира показали впечатляющие цифры. При таком успехе зрители вправе ждать второго сезона сериала, но Антон Васильев наотрез отказывается играть в продолжении — и это понятно: роль абсолютно саморазрушительная.

«Лучшим комедийным сериалом» ожидаемо стали «Вампиры средней полосы» Антона Маслова, сумевшие не только небанально проработать порядком опостылевшую вампирскую тему, но и влюбить в семейство смоленских кровососов всю страну. Месседж, что нечисть может быть человечнее иных людей, сбивает с ног и заставляет смотреть второй сезон и ждать третьего.

Виктор Васильев и Анна Снаткина

Что касается полнометражных художественных фильмов, то обладателями X Премии АПКиТ стали «Купе номер шесть» (2021 год) и «Сердце пармы» (2022 год). Первое – упоительно доброе камерное кино с любимцем публики Юрой Борисовым, снятое Финляндей, Эстонией, Россией и Германией – как будто демонстрирует всем нам, как можно жить, договариваясь, мирно, в любви. Второе — крупномасштабный, мощный русский эпос, похожий на «Игру престолов», снятый Антоном Мегердичевым по одноименному роману писателя и сценариста Алексея Иванова с участием, кажется, всего цвета отечественного кинематографа — Евгения Миронова, Сергея Пускепалиса, Александра Кузнецова, Федора Бондарчука… При почти миллиардном бюджете фильм примерно столько же собрал и в прокате, однако сериал, который из него прямо так и просится, обещает стать телехитом.

Отметим, что Х Премия АПКиТ не обошлась без спрецпризов. Одним из них — «За личный вклад в развитие индустрии кино и сериалов» был отмечен Константин Эрнст. Александр Акопов, вручавший награду, вспомнил и «Старые песни о главном», спродюсированные Константином Львовичем, и его же программу «Матадор», и 2014-й год — трансляцию Олипиады, когда через череду музыкальных номеров была представлена история нашей страны. А актриса Александра Ребенок, подготовавшая витиевато-комплиментарную, полную намеков речь о том, что Эрнст был для нее «первым на Первом», вспомнила и революционный сериал «Школа», и технологический прорыв шоу «Фантастика», и грядущий фильм, снятый в космосе «Вызов». Сам Эрнст напомнил, что ровно 25 лет назад появился первый русский сериал — «Улицы разбитых фонарей», а Александр Капица стал первым русским шоураннером — этого слова тогда не употребяли даже американцы. А в 2004 году им вместе с Тимуром Бекмембетовом и Сергеем Лукьяненко удалось встряхнуть российское кино и утереть нос американцам, сняв «Ночной дозор». «С тех пор появилось много разного — «Яйца судьбы», например. Но появились и ребята, которые сегодня собирают по шесть миллиардов", — сделал реверанс и себе, и «Чебурашке» Константин Львович.

Константин Эрнст с женой Софьей

Специальный приз вручили и Игорю Мишину — «За успешный запуск онлайн-кинотеатра KION». По мнению жюри X Премии АПКиТ, KION – «СОБЫТИЕ ГОДА», и с этим трудно не согласиться. Два года молодая стриминговая платформа заставляет зрителей и профессиональную публику спорить, ссориться и думать, показывая уже упомянутые «Хрустальный» и «Почку», а также сериалы «Пингвины моей мамы», «Сергий против нечисти», «Клиника Счастья», провокационную драму «Обоюдное согласие», исторические драмы-байопики «Вертинский» и «Раневская».

Х юбилейная церемония вручения наград Премии АПКиТ в очередной раз продемонстрировала, что практика раздачи призов по принципу «всем сестрам по серьгам», применяемая на других мероприятиях, девальвирует достижения индустрии, что важно поощрять тенденции и тренды, меняющие профессию и наши зрительские представления, что только в движении жизнь.

Читайте также:

X премия АПКиТ объявила номинантов

В лонг-лист X премии АПКиТ включили 341 проект за 2021 и 2022 годы

В лонг-лист Премии АПКиТ-2022 вошли 147 проектов



Автор: Илона Егиазарова
Фото: Пресс-служба